БАСКЕТБОЛ
Главный тренер армейцев рассказал “СЭ” о своих учителях и о высокой цене тренерского успеха.
Димитрис ИТУДИС: “ЦСКА ПОХОЖ НА ХАМЕЛЕОНА”
КУРБАНОВ СПРАВЛЯЕТСЯ С РОЛЬЮ КИРИЛЕНКО
- Как вы оцениваете игру ЦСКА в первой части сезона?
- Мы первые в Лиге ВТБ, делим лидерство с “Басконией” в топ-16 Евролиги. Выше некуда. Могли бы мы играть лучше? Да. Могло бы у нас быть меньше поражений? Возможно. Нам предстоит тяжелая вторая половина розыгрыша Евролиги. Но мы сосредоточены и играем в хороший баскетбол.
- Ранее вы говорили, что Фрилэнд принесет атаке ЦСКА броски со средней дистанции. Однако пока он выполняет их нечасто.
- Его броски со средней дистанции входят в нашу систему. Но это не всегда бросается в глаза. Если за счет угрозы от Фрилэнда нам удастся вытащить центрового из-под кольца, Хряпа или Курбанов получают пространство, чтобы поработать в трехсекундной зоне.
- Едва ли кто-то ожидал, что Курбанов регулярно будет лучшим игроком ЦСКА на площадке. Вы тоже удивлены или предвидели его эффективность?
- Скажу так: все наши усиления в межсезонье были логическими ходами. Что мы имеем? Что мы можем добавить? Подойдет ли одно к другому? Единственной целью было создание команды. Это не значит просто собрать 12 лучших игроков, ведь без ролевых исполнителей не обойтись. Таких, которые понимают, что они делают, как они вписываются в общую картину и какая в команде должна быть атмосфера.
Никиту просят играть третьего номера и быть экономным. Это значит редко держать мяч в руках, но действовать чрезвычайно эффективно, когда его получаешь. Обыгрыш спиной, активная помощь на подборах, хорошая опека сразу четырех позиций и, следовательно, возможность меняться на заслонах. По сути, от Курбанова требовалось стать тем, кем был бы Кириленко для ЦСКА в прошлом сезоне, пройди он с нами предсезонку. Или тем, кем Кириленко был для ЦСКА, когда меня здесь еще не было и я смотрел на него как на игрока соперника.
- В самом начале карьеры Курбанова порой сравнивали с Кириленко. Выходит, теперь Никита дорос?
- Никита резко повзрослел, выступая за УНИКС и “Локо”, причем оба года я видел его как тренер команды-соперника. Теперь он вернулся в родной клуб и чувствует себя здесь комфортно. Я не люблю проводить сравнения между игроками, но здесь просто обязан. Кириленко уникален, но и Курбанов тоже. И Никиту мы подписывали именно как замену Кире. Сейчас получается, что он именно тот, кого мы искали. Поэтому ЦСКА может лишь радоваться тому, как Никита среагировал на этот вызов. Он отличный парень, и мне очень нравится, как он сфокусирован на своей работе.
- Возвращение Хряпы после травмы не прошло незамеченным. Виктор нередко выходил в стартовом составе и часто играл заметную роль. Неожиданно, если учесть, что за весь прошлый сезон он начал только один матч. За счет чего он получил дополнительное доверие?
- Прежде всего благодаря своему менталитету. Ему так не везло с травмами, которые выбивали его из состава и игрового ритма... Но Виктор очень сильно верит в то, что он делает, и в то, что он может дать команде. Самые большие битвы в жизни скрыты от наших глаз. На протяжении всей своей карьеры Виктор выиграл множество сражений у самого себя. Да взять хотя бы последний случай. Он только-только залечил ногу, как получил травму в матче против “Даруссафаки”. Сломал руку, сыграв меньше минуты! Черт возьми, в 33 года многие после такого ставят крест на своей карьере.
Но его поддерживала вся команда, и я уверен, что больше всех его поддерживала семья. Он пропустил существенную часть сезона и был нестабилен в первых играх после выздоровления. Но теперь набрал форму, обтерся в своей роли. Естественно, это большой плюс для команды иметь такого игрока. С его-то опытом, габаритами, с его способностью защищаться и читать ситуацию в нападении.
О ХАРАКТЕРЕ КУЛАГИНА СЛЫШАЛ ТОЛЬКО ПЛОХОЕ
- Дмитрий Кулагин справился с ответственностью, когда нужно было, чтобы он играл больше. Однако теперь он вернулся на скамейку. Вы им довольны?
- Смотрите, вы говорите “он был это, а теперь он - то”. Но на самом деле его роль не изменилась. Я встречался с ним пять раз, прежде чем он подписал контракт с ЦСКА. У меня такого не было ни с одним игроком. Кулагин знал, что ему придется бороться с Нандо, Тео, Джеком, Кори, Виталием. Это большая битва, но он был готов и заслуживает за это уважения.
При этом все тренеры, у которых мы собирали информацию о Кулагине, не сказали ничего хорошего о его характере. Но после личного контакта интуитивно я почувствовал в нем парня, который очень любит баскетбол. Да, Дмитрий понимает игру иначе. Но теперь он осваивает стиль мышления: игрок должен знать, кто находится с ним на площадке, какова ситуация с лимитом фолов, против кого мы атакуем, каков план.
Если вы дадите Диме полную свободу, он может создать удивительный момент. Но в некоторых матчах нам нужна строгая дисциплина. Поэтому я был рад видеть, как он отреагировал, когда ему пришлось дирижировать командой против “Барселоны”. Мы выиграли стартовый отрезок - 17:9. Но это только показывает, что мы с Димой движемся в правильном направлении. Я надеюсь, он продолжит прогрессировать.
- Не беспокоит ли вас, что нападение ЦСКА во многом завязано на Теодосиче и Де Коло?
- Пока команда в среднем забивает свыше 90 очков за игру. Если у нас есть креативные защитники, благодаря которым это происходит, с моей стороны будет верхом глупости им мешать. Пусть другие тренеры убиваются, думая о том, как их остановить. По сути, я просто обязан вести игру через Милоша и Нандо. Есть ли у нас зависимость от их игры? Так ведь в каждой команде есть тот, кто выступает в главной роли. Но у нас помимо этой парочки есть и другие важные ребята. Мне нравится, что мы подобны хамелеону, который меняет цвет. Мы можем сделать ряд корректировок во время игры, имея в запасе план “А”, “B” и “C”.
- Как относитесь к новому формату Евролиги - 16 команд с полноценным регулярным сезоном в два круга? Что это меняет для тренера?
- Почти ничего. Возможно, иногда в рамках Евролиги придется проводить две встречи в течение трех дней. Так что важность скамейки запасных возрастет. Но у ЦСКА есть Лига ВТБ, где мы находимся в таких же условиях, так что для нас это привычно. Кроме этого, и я подчеркивал это раньше, мне нравится формат плей-офф. Хотя я участвовал в девяти “Финалах четырех” и выиграл пять из них, но все же считаю, что серии предпочтительнее.
- Во время подготовки к выездной игре с “Жальгирисом” вы провели тренировку, включив в динамиках шум каунасской арены. Как вам пришла в голову эта идея?
- Это наша работа - ежедневно ставить перед игроками новые задачи, чтобы мотивировать их. Здесь я хотел подготовить свою команду к возможной ситуации, когда мы не слышим друг друга из-за шума трибун. Нужно было убедиться, что наше взаимопонимание остается на самом высоком уровне в любых условиях. Игра в Каунасе была очень важна для нас, и в конечном итоге мы выставили “Жальгирис” в плохом свете. В том числе и потому, что мои игроки были готовы к атмосфере зала и отлично выполнили установку на матч.
ЖЕЛЬКО И ДУДА ОТГОВАРИВАЛИ ОТ СОВМЕЩЕНИЯ
- Вы пользовались подобным приемом раньше?
- В “Панатинаикосе” это было излишне, потому что наши игроки не раз проходили “крещение” подобной атмосферой во встречах с “Олимпиакосом”. Там, как вы знаете, трибуны не только создают шум, но и плюются, курят и даже бросают посторонние предметы на паркет.
- Вы следите за мнением греческих болельщиков и СМИ о своей работе в ЦСКА?
- Нет, но я слежу за греческим чемпионатом среди многих других.
- Это кажется немного странным, ведь отзывы о клубной работе определенно влияют на шансы возглавить сборную вашей страны. Неужели у вас нет таких амбиций?
- Сейчас у сборной хороший тренер, который к тому же является моим другом. Могу лишь пожелать ему и команде успеха. У меня сейчас одна забота - как лучше всего тренировать ЦСКА. Это не секрет: летом мне поступали неофициальные предложения от нескольких национальных команд. Но любые обсуждения возможны только после разговора с Андреем Ватутиным. И переговоры не приобретут официального статуса без его одобрения, потому что мой главный приоритет на данный момент - ЦСКА.
- Неужели вы не задумываетесь о работе в греческой сборной хотя бы в отдаленной перспективе?
- Вы знаете, Желько и Дуда неоднократно рассказывали, как тяжело ехать в сборную после напряженного сезона с клубом. У вас нет времени ни на семью, ни на отдых, что очень важно. Правда, сами они совмещали должности в сборной и клубе... Но я и правда не задумывался о национальных командах, поскольку у меня еще не было ни одного реального предложения.
- Давление со стороны болельщиков в Греции огромно, они требуют высоких результатов. В ЦСКА ожидания аналогичные, но природа давления отличается. Скорее оно порождается историей и культурой клуба, привыкшего побеждать. Вы чувствуете психологическую разницу?
- Возможно. В ЦСКА игроки не всегда осознают это давление, в Греции же от него никуда не деться. Но в итоге внутри нашей команды давление тоже есть - его создаю я. Хочу, чтобы все было по графику, чтобы все выкладывались полностью. И я должен подавать пример, жертвуя личным временем ради подготовки к играм.
- Вы как-то отмечали, что в России должны уделять больше внимания младшим возрастам. А вы лично уделяете внимание молодежному проекту ЦСКА?
- Конечно. К примеру, тренеры и игроки молодежки провели предсезонку с основной командой. Но вообще в рамках вашего вопроса обсуждать второй состав ЦСКА уже слишком поздно. Это почти взрослые игроки. Вам нужно заняться младшим школьным возрастом, кадетами, юниорами. Изменения должны начаться оттуда.
НЕТ НИКОГО ЛУЧШЕ СИСТЕМЫ
- В одном из интервью вы сказали, что ваш штаб посетил матч между футбольным ЦСКА и “Спортингом”. Бывали на стадионе после этого?
- К сожалению, нет. Но я определенно планирую! Болею за ЦСКА в других видах спорта, мы же одна семья. Время от времени мы через коллег обмениваемся весточками с Леонидом Слуцким. У нас есть желание встретиться, но до сих пор не складывается. На хоккее я был уже трижды, а дочка даже занимается волейболом в школе ЦСКА.
- Вы рассказывали, что на футболе заключили пари с одним из своих помощников.
- Так и было! К сожалению, кто-то понял историю превратно. Я слышал, как люди говорят: “О, Итудис играет на ставках!” Но это был дружеский спор, не на деньги.
- Часто заключаете пари внутри команды?
- Постоянно. Например, недавно Милош поднял интересную тему. Он спросил тренеров, знаем ли мы, когда изобрели трехочковую линию. У всех были свои догадки, и мы делали ставки, кто окажется ближе к истине. На мой взгляд, такие моменты помогают команде сплотиться.
- Представителем какой школы вы себя считаете - старой или новой?
- Я не хотел бы играть словами. Лучше спросите баскетболистов, что они об этом думают. Могу сказать вам, кто был моими учителями: Дуда Ивкович, Желько Обрадович и многие другие. Я получил большой опыт за океаном, где работал с “Детройтом” и “Филадельфией”. В конце концов, я стараюсь идти своим путем, но сложно спорить, что наибольшее влияние на меня оказал Желько. Мы создали отличную систему, которая заставляла всех работать в команде. Оттуда мой девиз, который мы используем теперь в ЦСКА: “Нет никого лучше системы”.
ПРИНОСИЛ ЖЕРТВЫ ИЗ-ЗА ВИДЕОКАССЕТ
- Не исключено, что в ближайшем будущем вы выиграете Евролигу. Вас не пугает перспектива потерять мотивацию?
- Пусть сравнительно молодой возраст будет моей единственной проблемой. Поверьте, я очень мотивирован. И не стоит путать возраст и опыт. Я в этой профессии целую вечность. В 26 лет тренировал Пежу Стояковича в ПАОК, став самым молодым главным тренером в греческой лиге. В 21 год работал с Гораном Собином и Желько Поляком, которые были на 10 лет старше меня. Но опять-таки дело не в возрасте, а в том, насколько оправданы упражнения, которые вы даете игрокам.
- Некоторые люди после стольких лет в профессии уходят на пенсию...
- Я определенно не думаю о пенсии! Конечно, если я никому не буду нужен - нет проблем, перееду в загородный дом и буду наслаждаться жизнью, ловить рыбу. Но есть люди, заинтересованные в том, что я делаю. И я очень рад, что могу продолжать жить игрой.
- Вернемся в то время, когда вам был 21 год и вы тренировали “Загреб”...
- Да, тогда я учился, тренировал и зарабатывал себе на жизнь. Конечно, меня поддерживали отец и семья. Но я старался не злоупотреблять их помощью.
- Видимо, вам пришлось многим пожертвовать.
- Конечно! Без жертв ничего бы не вышло. Не забывайте, тогда у нас были только видеокассеты. То есть, чтобы сделать видеоразбор игры соперника, вы должны кучу раз нажать кнопки перемотки и записи. Это занимало уйму времени. Не передать словами, как я был счастлив прогрессу: переходу от VHS к DVD, а затем к компьютеру. Словом, жертв было много. Но они того стоили.
- Думаете, у вас еще есть возможность наверстать время с семьей?
- Моя семья - главная поддержка в работе. Жена и дочь понимают, что я не могу жить по-другому. Я не могу выйти на игру, если не готов. При всем уважении к “Вите”, мы бы выиграли у них без всякой подготовки. Разве я не прав? Однако я уже разобрал две игры грузинской команды плюс их матчи против ЦСКА. А как еще? Даже если из-за работы я не смогу поиграть с дочкой. Иначекакойурокизвлекутизэтогомоиподопечные?
ТимурРУСТАМОВ