ФУТБОЛ
РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 19-й тур. ЦСКА - “СПАРТАК” - 1:0
ТРЕНЕРСКИЙ ВЗГЛЯДРината БИЛЯЛЕТДИНОВА
“СЭ” представляет второй выпуск нашей новой рубрики: в этом году все самые интересные матчи мы смотрим вместе с Ринатом Билялетдиновым. Заслуженный тренер России специально для читателей “СЭ” делится своими ожиданиями, анализирует стартовые составы и ключевые эпизоды, разъясняет возможные мотивы действий главных тренеров и делает выводы после финального свистка. Вникайте в тонкости футбола вместе с нами! Сегодня - разбор главного дерби страны.
“СПАРТАК” ПРОПУСТИЛ ИЗ-ЗА ПРОМЕСА
Перед новой игрой вспоминалось майское дерби прошлого года, когда “Спартак” при Мурате Якине дома был разгромлен 0:4. Тогда красно-белые выбрали неоправданно смелую тактику высокого прессинга. Крайние защитники и хавбеки поднимались к чужой половине поля, пытались включаться там в отбор. То же самое делал и один из центральных полузащитников.
Такая стратегия имеет право на жизнь только тогда, когда есть исполнители высокого уровня в средней линии, способные цепляться за мяч и мешать развивать атаки сопернику. Плюс необходим запас скорости у центральных защитников, которым придется при высокой линии обороны часто соревноваться на открытом пространстве с нападающими.
“Спартак” же проиграл в тот день борьбу в центре. Армейский треугольник в дерби весны-2015 оказался просто намного выше классом. Шла быстрая перепасовка между Дзагоевым, Еременко и Натхо, которые легко переигрывали двух оставшихся оппонентов (третий ведь располагался выше, помогая нападающему), потом следовала точная диагональная передача Мусе, врывавшемуся в освободившиеся зоны. И оттуда он на скорости разрывал не самых реактивных центральных защитников “Спартака”, оказавшихся к тому же без помощи убежавших вперед крайних.
Словом, играть с ЦСКА в обоюдоострый футбол, применять активный и высокий прессинг, - очень большой риск. В воскресенье “Спартак” так делать не стал, попытавшись строже действовать сзади. Однако от поражения красно-белых это все равно не спасло.
ГОЛ МУСЫ: КТО СОЗДАЛ? КТО ПРОВАЛИЛСЯ?
11-я минута: Муса забивает гол, который так и останется единственным в матче
Шел повторный взброс аута Мариу Фернандеса с правого фланга. Мельгарехо устремился чуть вперед, ближе к бразильцу, пытаясь исключить возможность обратной передачи на него. Дмитрий Комбаров также остался на чужой половине, действуя по сопернику - Тошичу. Тем самым у “Спартака” оголилась зона крайнего защитника, куда после высокой передачи Дзагоева и устремился Широков. Боккетти пришлось выдвинуться к нему, бросив центр обороны.
Гранат оставался в одиночестве против Мусы, на которого в итоге пошла скидка. Нужна была помощь, оставлять нигерийца один в один нельзя. На подмогу устремился Макеев, оголив свою правую бровку. Не считаю, что Евгений в данном эпизоде ошибся.
Зато претензии можно предъявить к Промесу. Все это время он находился на чужой половине поля за центральным кругом. Вероятно, держа в уме, что у “Спартака” получится перехватить мяч после аута, выбить из-под ноги Широкова и быстро доставить мяч ему вперед. Если бы голландец получил передачу, то у красно-белых могла возникнуть очень перспективная атака. Однако что получилось в итоге: когда Макеев сместился в центр, у ЦСКА на его прежней позиции оказался лишний игрок - Еременко. Промес этот момент не прочувствовал. Ему нужно было взять запас пространства, отодвинуться на 8 - 10 метров назад - тогда бы он имел возможность помешать финскому хавбеку, да и мяч в случае быстрого перехвата “Спартаком” для атаки все равно получил бы.
Еще обратите внимание, на каких скоростях Тошич и Муса ворвались за спину защитников. Казалось бы, нигериец только что получил пас от Широкова ближе к центру поля, перевел мяч на Еременко, однако через несколько мгновений он обогнал соперников и вновь оказался первым на мяче после обратного паса. Сначала опередил оппонента на два метра, отыгравшись с партнером, а потом на рывке еще раз метра на три обогнал защитников. Это какая же разворотливость и стартовая скорость у игроков обороны “Спартака”, что они так легко позволяют “съедать” преимущество в расстоянии?! Поэтому и опасно располагать линию столь высоко. Вытаскиваешь клюв - застревает хвост.
Очень грамотно действовал в данной ситуации Тошич - успевал оценивать обстановку и всегда находился за линией мяча. Поэтому и о каком-то офсайде речи идти не может.
Словом, на пропущенный “Спартаком” гол повлияли взрывная скорость Мусы и, конечно же, недооценка эпизода со стороны Промеса, которого подвела излишняя нацеленность на атаку.
ФЛАНГИ ЦСКА: АТАКУЮЩИЙ ФЕРНАНДЕС, НАДЕЖНЫЙ ЩЕННИКОВ
23-я минута:ЦСКА создает очередной опасный момент. Муса, получив в последней стадии атаки мяч от Еременко, решается на удар издали. Мяч летит в руки Реброву.
Опасного момента, казалось бы, ничего не предвещало. Пошел длинный адресный заброс Игнашевича из района центрального круга на фланг, Мариу Фернандес задержался на какое-то мгновение с мячом, отыгрался с партнером накоротке и, получив обратный пас, устремился по бровке к чужим воротам. Обыграв защитника, он прострелил чуть назад, где Еременко увидел выныривающего из группы защитников Мусу, отдал ему на левый угол штрафной. Нигериец сместился в центр и пробил. Получилось хоть и опасно, но могло быть еще лучше.
Обратите внимание, что все это время в кадре не было Щенникова. Хотя его оппонент - Промес - находился у своих ворот. Значит, Георгию сторожить на своей половине было некого. Может, крайний защитник армейцев и не получал задание так активно и часто бегать вперед. Но в данном эпизоде его подключение напрашивалось - особенно в тот момент, когда стало ясно, что Еременко первый на мяче после прострела. Если теоретически перевернуть ситуацию зеркально с фланга на фланг, то, уверен, Фернандес забежал бы за спину Мусы, получил бы от него проникающий пас и беспрепятственно врывался в штрафную под углом. Вероятность гола была бы намного выше.
Щенников в данном эпизоде не рискнул, решил сыграть ответственно и надежно в обороне. Учитывая, что ЦСКА в результате не пропустил - упрекать защитника не в чем. Как говорится, результат на табло. Однако если бы атака армейцев прошла - это был бы уровень Лиги чемпионов.
ОТ ШИРОКОВА ТРЕБУЕТСЯ БОЛЬШЕЕ
В “Спартаке” что при Якине, что при Аленичеве капитан российской сборной на свой реальный уровень так и не вышел. Думаю, что версия нынешнего сезона, которая все это время держалась на плаву - о двух медведях в одной берлоге, не лишена оснований. Аленичев пробовал совместить их с Поповым, но все-таки это игроки одноплановые, и ужиться вместе им было сложно. Если играл один, второй становился незаметен. Несколько раз болгарин смещался на фланг - и становилось ясно, что это немного не то. В других случаях уже Широков опускался глубже, в опорную зону, однако и для него это явно не оптимальная позиция.
Два лидера по характеру и по игровым качествам должны уметь подстроиться друг под друга. Вспомните историю с громким переходом Фигу в “Реал” из “Барселоны”. В Мадриде португалец оказался в одной команде с Зиданом, и выяснилось, что команда с точки зрения коллективных взаимодействий не приобрела ничего. Стройная игра разбивалась на индивидуальные кусочки. В современном футболе высоко взлетают только те клубы, которые имеют исполнителей высокого класса и согласованные коллективные взаимодействия. Нужен баланс.
Теперь встраивать Широкова в игру предстоит Слуцкому. Еременко после прихода экс-спартаковца сместился на фланг. Считаю, что наиболее комфортно финский хавбек чувствует себя все же в центре, однако и на бровке он умеет быть крайне полезен. В “Рубине” я также использовал его на крае - правда, преимущественно справа. Еременко достаточно быстрый, мобильный, он очень хорош в смещениях в центр. Что и показал в матче со “Спартаком” - его подключения в центральную зону, резкие действия на отскоке от защитников позволяли армейцам часто создавать большинство в зоне атаки. Красно-белые вроде и старались располагаться компактно, однако свои моменты армейцы все равно находили, потому что очень быстро работали с мячом при слаженных тактических действиях.
Слуцкий говорил, что главная задача Широкова - правильно играть отдельные эпизоды. В принципе можно допустить ситуацию, когда футболист действует только на своих сильных сторонах. Тогда партнеры вынуждены помогать доделывать определенную работу за него. В ЦСКА есть Вернблум, Дзагоев, тот же Еременко - они на это способны. Но и к Широкову в таком случае предъявляются повышенные требования. При получении мяча нужно не просто придерживать его, а быстро оценивать ситуацию, разгонять атаку и обострять ее. Роман все это прекрасно умеет. В матче с “Уфой” у него получилось, хотя вплоть до гола он был малозаметен. Для другого игрока этого, может, и достаточно, для Широкова - мало.
В дерби от Романа мы тоже ждали большего. За матч он отметился лишь одним фирменным острым пасом на Мусу в первом тайме, после которого нигериец выскочил один на один под углом, и “Спартак” выручил Ребров. Таких передач могло быть больше. Еще один звездный час Романа мог настать после перерыва, когда Муса, получив в чужой штрафной передачу от Еременко, пытался накоротке обыграться с Широковым, но тот не выдвинулся навстречу мячу. Высунь он ногу чуть раньше соперника - скинул бы обратно в одно касание на форварда, и тот с нескольких метров расстреливал бы ворота.
Похоже, что пока у Широкова продолжается набор формы. Именно этим можно объяснить тот самый немного недоработанный эпизод и небольшое количество фирменных передач в целом. Убежден, что дело вовсе не в возрасте. Мне кажется, что, несмотря на не самый сильный матч, Широков все равно выйдет в стартовом составе в следующей игре и постепенно обретет игровой тонус. Все решает доверие тренера.
Заменили же Широкова потому, что он уже подустал, а шел важный отрезок матча, в котором важно было не упустить инициативу в средней линии. Вышел на поле молодой резвый Головин, который сместился на фланг, а Еременко перешел в центральную зону. ЦСКА не потерял в компактности и мобильности, продолжил строго действовать при обороне, так и не предоставив настоящего шанса “Спартаку” спасти игру.
МОГ ЛИ АЛЕНИЧЕВ ПЕРЕЛОМИТЬ ИГРУ?
Признаться, мне даже сложно ответить на вопрос, как Аленичев мог переломить ситуацию и усилить атаку. Особых вариантов я не видел. “Спартак” не был плох, не провалился. Он сыграл в свою силу, старался действовать самоотверженно и собранно. Но все решил уровень командных взаимодействий, который сегодня у ЦСКА выше.
Конечно, теоретически команда Аленичева могла спастись. В какой-то момент прослеживалась ставка на “стандарты”. После удара с одного из штрафных в конце матча мяч попал в руку выпрыгивающему к стенке Ткачеву - и здесь, на мой взгляд, судья должен был наказывать ЦСКА повторным стандартным положением, но с более близкого расстояния.
Были и еще кое-какие перспективные атаки у “Спартака”. Но нельзя говорить о какой-то системности. За все 90 минут я насчитал у армейцев только три случая нарушения в компактности - да и то откровенными провалами их не назовешь. ЦСКА был гораздо ближе к тому, чтобы увеличить преимущество, чем красно-белые - к ничьей.
Яркие исполнители есть у обеих команд. Но посмотрите, насколько тоньше и быстрее игроки ЦСКА работают с мячом, чувствуют друг друга, читают игру на несколько шагов вперед. Как здорово Еременко и Тошич отскакивают под передачи партнеров, смещаются в центр и создают лишнего футболиста в зоне наступления. У “Спартака” же прослеживалась передержка в средней линии, мяч постоянно “жевался” и до линии атаки доходил очень медленно. В современном футболе с соперником высокого класса такое не прощается.
Нельзя говорить, что Слуцкий переиграл Аленичева тактически. Все решил класс командных взаимодействий.
КАК УМИРАЛИ АТАКИ “СПАРТАКА”
33-я минута: красно-белые убегают в контратаку после рикошета от Мариу Фернандеса в центре поля, Попов, Зе Луиш и Мельгарехо выходят втроем против трех защитников, однако дело не заканчивается даже ударом.
Это был самый реальный шанс “Спартака” в первом тайме сравнять счет. После отскока возник спонтанный провал в обороне армейцев, Попов получил возможность на скорости приблизиться к штрафной. Однако, во-первых, болгарин замедлил с принятием решения и не отдал вовремя передачу на открывающегося Зе Луиша, который выскакивал бы почти один на один. В результате решающие мгновения были потеряны, форвард уже забежал в офсайд, и Ивелин пустил в прорыв Мельгарехо.
Парагваец вбежал в штрафную, но неверно оценил ситуацию, выполнив прострел низом и попав в плечо Щенникову. Если бы поднял голову (а у него было время), то увидел бы: Зе Луиш собрал на себе двух соперников, и можно было мягко подсечь мяч обратно на Попова, чуть дальше на линию вратарской, и тот забивал бы уже пустые ворота. Два скомканных решения в одной атаке. О чем это говорит? О нехватке игрового тонуса, который не наберешь в контрольных матчах, и о том, что такие моменты “Спартаку” нужно еще нарабатывать - армейцы подобными эпизодами, как правило, распоряжаются лучше. В этом они и сильнее.
Если брать в целом, то Мельгарехо пока не понял, чего от него ждут в “Спартаке”, и в игру не попал. Был и еще один характерный момент с его участием, на 60-й минуте, когда парагваец не прочувствовал ситуацию и, вместо того чтобы дождаться передачи от Макеева с фланга, сам себя “закрыл”, убежав зачем-то за защитников. Сработала спорная шутка - открытый не открывается.
Вы скажете, что это какие-то незначительные нюансы. Однако именно на них как раз строится игра и добивается результат в матчах такого уровня.
86-я минута: у “Спартака” получилось приблизиться к чужой штрафной на скорости, Промес имел возможность вывести один на один Зе Луиша, но отдал неточную передачу
Еще один эпизод, в котором ЦСКА допустил разреженность пространства между линиями. Глушаков здорово скинул в одно касание на Промеса, на него выбросился Березуцкий, дабы сузить сектор для возможной острой передачи. Голландец попытался сразу же вывести один на один Зе Луиша. Но обратите внимание, каким вышел пас. Спартаковский футболист отдавал передачу на стоящего партнера, словно на бегущего. Принципиальнейший момент! А Зе Луиш, в свою очередь, не сделал движение навстречу и не показал, какого паса именно он ждет. Если бы он получил мяч в ноги, то мог возникнуть опасный момент хотя бы за счет “стенки”.
Промес, кстати, тоже провел слабую игру. Учитывая, что на его фланге действовали Щенников и Еременко, сильной стороной которого не является оборона, он вполне мог проявить себя ярче. Почему голландец выглядел именно так - вопрос для анализа тренерского штаба.
МУСА УЖЕ В ЧЕМ-ТО ПРЕВОСХОДИТ ВАГНЕРА
Считаю, что нигериец - единственный скоростной форвард европейского класса в нашем чемпионате. Есть нападающие, которые умеют продавить, выпрыгнуть, обладают голевым чутьем. Но такой быстроты ног нет больше ни у кого. Муса - словно футболист с другой планеты. Он играет на скоростях английской премьер-лиги. Даже в Италии они ниже. И как же он прибавил за время пребывания в России! В чем-то он даже сильнее предшественников в составе армейцев - того же Вагнера Лав.
Возможно, для ЦСКА даже и благо, что сейчас, после ухода Думбья, Муса вновь играет на острие атаки. Казалось бы, щупленький нападающий, но попробуй его поймай. Он очень тонко чувствует моменты, когда нужно врываться за спину защитникам, умеет легко опережать их на нескольких шагах. И, безусловно, нигериец стал лучшим игроком матча против “Спартака”. Именно его реактивные перемещения стали главной головной болью для обороны красно-белых.
Вместе с Билялетдиновым дерби смотрел Михаил ГОНЧАРОВ