Газета Спорт-Экспресс № 67 (7011) от 1 апреля 2016 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 1 апреля 2016 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ

НХЛ. Регулярный чемпионат

Форвард-ветеран “Сан-Хосе”, выступавший за сборную России на Кубке мира-2004, рассказал обозревателю “СЭ” о желании еще раз сыграть на этом турнире в сентябре этого года, вариантах продолжения карьеры и отношении к отъезду из НХЛ своего бывшего партнера по “Нью‑Джерси” Ильи Ковальчука.

Дайнюс ЗУБРУС: “ХОЧУ СЫГРАТЬ НА КУБКЕ МИРА ЗА СБОРНУЮ ЕВРОПЫ”

Дайнюс ЗУБРУС

Родился 16 июня 1978 года в Электренае (Литовская ССР).

Нападающий “Сан-Хосе Шаркс”.

На драфте 1996 года был задрафтован “Филадельфией” под общим 15-м номером и провел в составе “Флайерз” три сезона. Также в НХЛ выступал за “Монреаль”, “Вашингтон”, “Баффало”, “Нью-Джерси”.

Во время локаута в сезоне- 2004/05 играл в Суперлиге за “Ладу” и дошел до финала плей-офф.

24 ноября 2015 года подписал контракт с “Сан-Хосе”.

Дважды представлял сборную Литвы на чемпионатах мира в низших дивизионах этого турнира, а в 2004 году выступал за сборную России на Кубке мира и набрал 3 (2+1) очка в 4 матчах.

Игорь РАБИНЕР

из Сан-Хосе

Интересно встретиться с человеком, которого не видел лет 20. Помню, как летом 1997 года на предолимпийском сборе российских хоккеистов под Филадельфией, которым руководил Алексей Касатонов, мы весело пообщались с 19-летним форвардом “Флайерс” Дайнюсом Зубрусом, только что закончившим первый сезон в НХЛ, забившим гол “Флориде” в первом же матче - и с ходу, под овации генерального менеджера Бобби Кларка, дошедшим до финала Кубка Стэнли.

Болельщики не давали пацану прохода, он пользовался у них огромной популярностью: все время, пока мы разговаривали, Дайнюса терпеливо ждала для автографов и фотографий толпа поклонников в полсотни человек. Доходило до того, что у брата Зубруса брали автографы чуть менее активно, чем у него самого, а высшим пилотажем было сфотографироваться между двумя Зубрусами. При этом юный земляк Дарюса Каспарайтиса (оба родом из Электреная) был еще совсем мальчишкой - смешливый и беззаботный, рот до ушей.

Сейчас ему уже 37, и в его жизни было еще 19 сезонов в НХЛ, почти 1300 матчей, 228 голов и 590 очков в регулярке. 92 игры в плей-офф (даст бог “Акулам” пройти больше одного раунда - и с большой долей вероятности Зубрус отметит 100-матчевый юбилей). Еще один финал Кубка Стэнли с “Нью-Джерси” в 2012-м. Чемпионаты мира в группе В со сборной Литвы, обладателем государственной награды которой он стал. “Монреаль”, “Лада” в локаутный сезон, “Вашингтон”, “Баффало”, “Нью-Джерси” и теперь вот “Сан-Хосе”. Партнерство с Линдросом и Леклером во “Флайерз”, Ягром и Овечкиным в “Кэпиталз”, с каждым из которых он периодами играл в одном звене. Покер за “Дэвилз” с хет-триком за “Монреаль” и дьявольская работа в “дьявольских” бригадах меньшинства.

Отдельно отметим Кубок мира 2004 года в составе сборной России, где Зубрус играл в одном звене с юным Александром Овечкиным. И на первых минутах третьего периода четвертьфинала с США сравнял счет - 2:2. Вот только забившего в тот день четыре гола Ткачука было не остановить… А еще был заголовок интервью в “СЭ” с Виктором Тихоновым, который дорогого стоит: “Сегодня Зубрус нам дороже Хабибулина”!

В общем, достойная всяческого уважения карьера двустороннего форварда, который был полезен своим командам во всем. И хотя уже по ходу нынешнего сезона “Акулы” подписали с Зубрусом двусторонний контракт, в АХЛ его не отправляли ни разу. И вот уже в новом веке мы сидим в раздевалке “Сан-Хосе” в SAP Center после очередной тренировки, и теперь передо мной - взрослый, серьезный, умный и рассудительный мужчина, отец двоих детей, который даже в четвертом звене ценит каждую проведенную на льду минуту. И надеется, что в сентябре в Торонто сможет поучаствовать в еще одном очень большом турнире…

НА КУБКЕ МИРА-2004 МОГЛИ ДОБИТЬСЯ БОЛЬШЕГО

- Надеетесь ли попасть в состав сборной Европы на Кубок мира? Были контакты с генеральным менеджером команды Мирославом Шатаном или главным тренером Ральфом Крюгером? - спрашиваю Зубруса.

- Нет, пока они со мной не созванивались и не списывались. Но попасть в команду, конечно, хочу. Ведь возможности поиграть на таком уровне у меня, скорее всего, больше не будет. Вообще позитивно смотрю на создание сборной Европы. Я играл за сборную России на Кубке мира 2004 года - и воспоминания о турнире просто потрясающие. Уровень хоккея, скорости, игроки, организация - все на высшем уровне!

В НХЛ немало хороших игроков - например, словенец Копитар или норвежец Цуккарелло, которые даже не мечтали сыграть за свою сборную на Кубке мира. А теперь это произойдет. Если меня возьмут, может, и Литва посмотрит, поболеет.

- Вам не показалась дикой формула турнира в 2004-м, по которой Россия не только играла с двумя североамериканскими сборными на их льду в группе, но и выходила на них же в четвертьфинале?

- Я в то время не обращал внимания на то, с кем, где и почему мы играем. Надо играть со Штатами - мы и играем. Главное, что турнир был классный. Конечно, хотелось выиграть, добиться большего. Но почему было то ли иное расписание, не задумывался.

- Вы же на том Кубке мира сравняли счет в начале третьего периода четвертьфинала с американцами. Это была последняя вспышка надежды на выход в полуфинал.

- Обидно было то, что в группе-то мы их обыграли. У Америки, конечно, хорошая команда была - тот же Кит Ткачук с нами покер сделал. Но и мы могли добиться большего.

- Как вы вообще попали в российскую команду?

- Я тогда знал, что для меня это единственный шанс сыграть на таком уровне. Догадывался, что на следующий год, скорее всего, буду уже играть за сборную Литвы. Кубок мира был организован НХЛ и Ассоциацией игроков НХЛ, так что мне не нужно было паспорт менять - с формальностями у них все гораздо проще, поскольку составы команд через ИИХФ не проходили. Вот и появилась возможность сыграть.

- В сборную вас позвал главный тренер Зинэтула Билялетдинов или президент ФХР Александр Стеблин? Поучаствовал ли как-то в процессе ваш земляк Дарюс Каспарайтис?

- Билялетдинов - мы с ним встретились в Москве. Это был год, когда в НХЛ случился локаут. Сразу после Кубка мира я поехал в Тольятти и отыграл там целый сезон за “Ладу”. Прилетал в Москву как раз по этому поводу - а заодно встретился с Билялетдиновым, а потом и со Стеблиным. С Дарюсом на эту тему не говорили. А вообще мы с ним до сих пор общаемся - в октябре вот виделись, он в Нью-Йорк прилетал. Живет сейчас в Майами, воспитывает пятерых детей, занимается недвижимостью. Молодчик, работает!

- С Билялетдиновым у вас хорошие отношения сложились?

- Там и Владимир Юрзинов был, к которому я много лет ездил летом тренироваться в Швейцарию. Никаких проблем не было, я не думал о том, кто как ко мне относится. Просто готовился к играм, чтобы победить и сыграть как можно лучше.

- Недавно наткнулся на свое же интервью перед Кубком мира с Николаем Хабибулиным, который отказался туда поехать. Потому что ФХР включила его в список неприкосновенных, заранее с ним даже не поговорив. Сами как-то столкнулись с бардаком при формировании сборной?

- Честно говоря, не обращаю на такие вещи внимания. Никогда ни на кого не обижался. Меня спросили: “Дайнюс, хочешь сыграть?” Ответил: “Да, с удовольствием!” И получил две недели большого удовольствия.

- Тогда вы попутешествовали, теперь турнир будет в одном городе - Торонто. Как лучше?

- Хорошо оттого, что никуда перелетать не нужно. И меньше будет разговоров, что кому-то сделали неудобный график, чтобы команда устала. С другой стороны, понимаю страны, которые хотели бы воочию увидеть своих игроков - Россию, Швецию, Финляндию, Чехию… Но все равно - скорее положительно на нынешнюю ситуацию смотрю.

- На родине осуждения не было, что за Россию решили сыграть?

- Люди, которые меня знают и чье мнение мне интересно, поддержали. Я понимал, что делаю. И мнение тех, кто осуждал, меня не волновало.

ЛАМОРЕЛЛО ЗАПРЕЩАЛ ОТРАЩИВАТЬ БОРОДЫ. В САН-ХОСЕ С ЭТИМ ПРОЩЕ

- Уже после Кубка мира вы решили дальше играть за Литву. Как это решение пришло?

- Я думал, что локаут будет целый год. Игроки готовились к этому. Знал, что чемпионат России закончится - и у меня будет время, чтобы приехать и сыграть на мировом первенстве за Литву. В том году и сыграл в Голландии в группе В после того, как с “Ладой” проиграли в финале Суперлиги московскому “Динамо”. Прилетел в Вильнюс - и поехал с литовской командой в Нидерланды.

А в позапрошлом году турнир был в Вильнюсе. Как раз получилось, что “Нью-Джерси” не попал в плей-офф. До того-то мы все время в Кубок Стэнли выходили, и шансов прилететь не было. Но тут не попали - и даже сомнений не было. Я литовец и не мог не сыграть дома за родную сборную.

- Будете еще?

- Не знаю. Все зависит от того, сколько сам буду играть. Даже в этом году, когда летом тренировался, думал, получу звонок из какого-то клуба НХЛ, чтобы хотя бы приехать на просмотр в тренировочный лагерь. Но этого не произошло, и в октябре я сидел дома и смотрел хоккей.

Благодарен “Сент-Луису” - однажды мне позвонил мой многолетний партнер по “Дэвилз” Мартин Бродер, ныне работающий в “Блюз”. Рассказал о травмах, которые есть в команде, и предложил приехать. Но я знал, что, даже если бы все срослось, это было бы, скорее всего, на два-три месяца. Почти так же, как и сам Бродер там был пару сезонов назад.

Все-таки я поехал в Сент-Луис - но там остановились на кандидатуре Мартина Гавлата. Когда сказали, что контракта мне не предложат, собрал вещи и поехал домой, в Нью-Джерси. И буквально на следующий день позвонили из “Сан-Хосе”. Так и оказался здесь.

Счастлив, что получил этот звонок, потому что мне здесь очень нравится. Причем главный тренер и генеральный менеджер сразу сказали, что это не на месяц-два, пока кто-то травмирован. Понятно, что все зависело от того, на каком уровне я буду играть, но они хотели, чтобы я здесь был до конца сезона.

- Приезд в “Сан-Хосе”, надо думать, инициировал главный тренер Пит Дебур, который проработал с вами несколько лет в “Нью-Джерси”, и вы вместе выходили в финал Кубка Стэнли?

- Думаю, да. За три года в “Нью-Джерси” он успел меня хорошо узнать. И в том же финале Кубка Стэнли я много играл. Да и Юхан Хедберг, который в “Сан-Хосе” тренирует вратарей, тогда был вторым голкипером “Дэвилз”. Полагаю, это была их инициатива.

- Разговоры с клубом о продлении контракта идут?

- Пока никаких. И сейчас я об этом не думаю. Все мысли - о подготовке к плей-офф.

- Некоторые товарищи у вас в команде давно уже, словно в плей-офф. Достаточно посмотреть на Джо Торнтона и Брента Бернса, которые дуэтом похожи на группу ZZ Top - такие длинные у обоих бороды.

- Мы уже особо на это не обращаем внимания и не смеемся. Привыкли (улыбается). Оба - простые парни, не очень волнуются по поводу того, как выглядят. Бернс много занимается благотворительностью, собирает деньги в фонды. Приводит на игры “Шаркс” военных, сражавшихся в горячих точках мира. Глубоко не вникал, но, по-моему, из сбривания бороды он хочет сделать целое шоу, на которое будет продавать билеты, а вырученные деньги пойдут на благотворительность. Не думаю, что он не будет бриться еще два года (смеется).

- В Торонто мне рассказали, что их нынешний, а ваш бывший генеральный менеджер Лу Ламорелло запрещал хоккеистам отращивать бороды во время регулярного чемпионата. В “Нью-Джерси” было то же самое?

- Да. Воспринимали это нормально. Я все это понимал и даже не обращал на это внимания. Это было правило клуба, которое касалось всех, - от таких ветеранов и авторитетов, как Мартин Бродер и Скотти Стивенс, до меня и всех остальных. Здесь, в “Сан-Хосе”, ты на выезде можешь пойти на командный ужин в джинсах. В “Дэвилз” всегда порядки были более строгими, выглядеть нужно было с иголочки. Борода исключалась, стрижка необязательно должна была быть короткой - но бардака на голове не допускалось.

- В “Шаркс” есть и другие удивительные люди. Например, Патрик Марло, который все свои 1400 с лишним матчей сыграл здесь и почти не получал травм. Это подготовка или от природы?

- Конечно, что-то есть и от природы. Но, несколько месяцев пробыв здесь, вижу, как Патрик готовится к матчам, как занимается в зале, массируется, разминается, сколько каждодневной работы вкладывает, чтобы играть в НХЛ. Марло - профессионал! В нашем возрасте стопроцентно хорошего самочувствия быть не может. Тут без очень серьезной профессиональной работы не обойтись.

То же касается и Торнтона. Помню, как здорово он начинал в “Бостоне”, а теперь много лет играет за “Сан-Хосе”. Но так как я всю карьеру до “Шаркс” провел в Восточной конференции, не так часто его видел. Сейчас в одной команде играю - и вижу, что Джо первым выходит на лед во время тренировок и последним с него уходит. У него столько энтузиазма! Торнтон с такой же улыбкой общается с 19-летними, как со своими ровесниками. И врачей, и массажистов уважает, разговаривает с ними обо всем. Настоящий лидер и очень хороший человек.

КОВАЛЬЧУКА В “НЬЮ-ДЖЕРСИ” ЗА ОТЪЕЗД В РОССИЮ НЕ ОСУЖДАЛИ

- Как в “Дэвилз” отнеслись сначала к подписанию Ильи Ковальчука, а потом к его сенсационному отъезду в СКА? - Помню все эти разговоры вокруг контракта Ильи, первый из которых НХЛ даже не утвердила. Но то, что в итоге подписал, неожиданностью не стало. А вот то, что уехал, было сюрпризом. И для нас, и, думаю, для лиги.

Но смотрю на это просто: Илюха сделал так, как, по его мнению, было лучше для него и его большой семьи. Когда он играл в “Нью-Джерси”, семья Ковальчука жила в Майами, и ему без них было тяжеловато. Я и тогда его понимал, но еще лучше понимаю сейчас, когда здесь сижу и семью вижу раз в месяц. Не разговаривал с ним обо всем этом, но думаю, что у решения уехать в СКА были семейные причины. Никогда этого не осуждал - и никто в команде, по-моему, этого не делал. И если ему хорошо, могу только его поддержать и сказать: “Молодчик!”

- Сейчас ему явно не так хорошо, как год назад, когда он стал MVP победного для СКА Кубка Гагарина. Что думаете по этому поводу?

- Слышал, что его вывели из состава, потом вернули, потом опять вывели... Но не так внимательно слежу за происходящим, чтобы делать какие-то выводы.

- Большую роль Ковальчук сыграл в походе в финал Кубка Стэнли?

- Да. Играл в каждом матче по 20 минут, хорошо играл, регулярно забивал (с 19 очками он стал третьим снайпером того Кубка Стэнли. - Прим. И.Р.). На нем строилась игра в большинстве. Команда у нас была дружная, группировок не было, и Илья в ту раздевалку отлично вписался. Капитаном у нас тогда был Паризе, очень хороший человек. И Илюха тоже стал там одним из лидеров в коллективе. Не хватило пары игр, чтобы выиграть Кубок. До сих пор вспоминаю тот финал.

- Вы играли в двух финальных сериях Кубка Стэнли - в самом первом своем сезоне, 1996/97, за “Филадельфию”, и 15 лет спустя за “Нью-Джерси”. Какая из двух неудач обиднее?

- Вторая, конечно. Первая тоже была обидна, но когда ты играешь первый сезон в НХЛ и доходишь до финала, волей-неволей думаешь: это не так сложно, ничего, еще выиграем. А со временем начинаешь понимать, что тяжело не только до финала дойти, но даже в плей-офф попасть. Сколько усилий для этого нужно приложить.

Второй раз я играл гораздо больше, и роль в команде у меня была уже совсем другой. В среднем выходил на 18 - 20 минут за матч, играл и в большинстве, и в меньшинстве, часто - против лучших троек соперника. Очень хотелось тогда выиграть - и было близко. Но не получилось.

В ЕВРОПУ НЕ ХОЧУ. ЛУЧШЕ ПОБУДУ ПРОСТО ПАПОЙ

- В “Вашингтоне” вы всегда забивали больше десяти, а дважды - больше 20 шайб в регулярке, в “Нью-Джерси” до прошлого сезона тоже меньше десяти не бывало. Но с сезона-2014/15 пошло резкое снижение результативности. Возраст?

- Не знаю даже. Может, дело еще и в том, что роль поменялась. Это произошло как раз после финала Кубка Стэнли в 2012 году. Со временем молодежь приходит, ей нужно расти и ошибаться, чтобы дальше расти, а для этого надо играть. Я это понимаю. Конечно, хочется играть больше. Но мне 37, а не 20.

- Не поддерживаете контакт с Эриком Линдросом, при капитанстве которого начинали в “Филадельфии”?

- Видел его несколько лет назад, когда он работал в Ассоциации игроков НХЛ - но потом ушел оттуда. С тех пор не пересекались.

- У вас за плечами уже 20 лет в НХЛ, больше 1200 матчей. Свежесть эмоций еще сохранилась?

- Да. Хочется продолжать, играть, работать на льду, ходить в тренажерный зал... Последнее время играю не так много, как раньше, так что даже после матчей дополнительно иду в зал. Было несколько раз, когда меня в “Сан-Хосе” ставили в первую-вторую тройку - и я должен быть к этому готов к большему числу минут.

Прошлым летом, когда “Нью-Джерси” выкупил мой контракт, я не ожидал такого поворота. Это было в конце июля, я уже готовился к сезону, был поглощен тренировками, потому что подобные вещи случаются не позднее начала июля. Тогда генеральным менеджером “Дэвилз” был еще Лу Ламорелло, с которым я встретился в июне. Он сказал, что, скорее всего, придет новый тренер, будут какие-то изменения в организации, нужна свежая кровь, чтобы все начали с чистого листа. Тренируйся, мол, готовься к сезону. Никаких разговоров о выкупе моего контракта не было. После этого у меня даже настроение поднялось, захотелось подготовиться к тренинг-кемпу как можно лучше и, кто бы ни стал тренером, заработать у него побольше игрового времени.

Но потом Лу ушел в “Торонто”, и буквально через десять дней меня выкупили. Получилось как получилось. Не могу сказать, что это меня прибило, все равно хотелось подготовиться как следует. Ожидал, что кто-то позвонит. Вообще не думал о деньгах - просто хотелось играть в НХЛ. Ждать пришлось долго...

- Не исключаете, что, если предложений из НХЛ летом не будет, примете предложение из КХЛ?

- Как говорится, никогда не говори “никогда”. Но в то же время я не хотел бы уезжать в Европу. Даже в этом году рассуждал на эту тему, когда еще в октябре вариантов не было. Но особо не рвался. Моему сыну 13 лет, дочке - 9. И в эти месяцы я понял, что мне нравится просто быть папой. Дома быть. С сыном в футбол играть, ходить с дочкой на теннис и гимнастику, смотреть игры, тренировки...

Нет, я хочу играть, пока могу. Но и с семьей хотел бы проводить как можно больше времени. А отъезд в Европу такой возможности не дал бы. Они и сюда, в Калифорнию, пока не переехали. Хотя вот прямо сейчас на неделю здесь. И уже три раза приезжали.

Когда закончу играть, хочется попутешествовать с семьей по миру, побольше увидеть. Потому что сейчас в июле - августе уже интенсивно тренируюсь, и времени на путешествия, по сути, не остается.

- Еще не думали, чем займетесь после карьеры?

- Буду папой (улыбается). Конечно, хотелось бы в хоккее остаться. Но в какой роли - жизнь покажет.

ЗУБРУС В РЕГУЛЯРНЫХ ЧЕМПИОНАТАХ НХЛ И СУПЕРЛИГИ

Сезоны

Команда

И

Г

П

О

+/-

1996 - 1999

Филадельфия

200

19

43

62

27

1999 - 2000

Монреаль

90

17

33

50

-4

2000

Вашингтон

12

1

1

2

-4

2000 - 2001

Монреаль

49

12

12

24

-7

2001 - 2004

Вашингтон

188

42

63

105

4

2004 - 2005

Лада

42

8

11

19

9

2005 - 2006

Вашингтон

71

23

34

57

3

2006

Баффало

19

4

4

8

-3

2006 - 2007

Вашингтон

60

20

32

52

-16

2007 - 2015

Нью-Джерси

554

87

137

224

-2

2015 - 2016

Сан-Хосе

46

3

4

7

5

ИТОГО

 

1331

236

374

610

12