Газета Спорт-Экспресс № 77 (7021) от 13 апреля 2016 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 13 апреля 2016 | Теннис

ТЕННИС

КУБОК ФЕДЕРАЦИИ

21-летняя москвичка за последние два года пробилась из четвертой сотни мирового рейтинга в топ-50. В поединке с белорусками, который в выходные пройдет в Москве, Гаспарян, скорее всего, выступит в роли второй ракетки российской сборной. И это ее нисколько не пугает.

Маргарита ГАСПАРЯН: “ИГРАТЬ ПРОТИВ УИЛЬЯМС - СОМНИТЕЛЬНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ”

- Незаметно для постороннего глаза вы сумели пробиться в топ-50 мирового рейтинга. Какой момент в вашем становлении стал переломным?

- Это случилось в прошлом году: я выиграла пару 25-тысячников, неплохо выступила на нескольких турнирах WTA и почувствовала определенную уверенность. Стало понятно: я могу войти в топ-100 и стабильно играть на этом уровне. Кроме того, мне много дал матч против Серены Уильямс на Уимблдоне. Первый круг против такой соперницы, на центральном корте, да еще на моем самом любимом турнире! Ту встречу я провела неплохо, что позволило мне совершить еще один шажок вперед.

- Молодые теннисисты, только что перешедшие из юниоров во взрослую категорию, бьются словно головой о стену: без высокого рейтинга невозможно попасть на крупные турниры, а без выигранных очков нельзя увеличить рейтинг. Как вырваться из замкнутого круга?

- Это и вправду тяжело. Приходится везде выступать в квалификации, даже на 100-тысячниках. Чтобы попасть в основную сетку крупного турнира, нужно обыграть сразу трех сильных соперников. Но и этого мало, для получения хоть каких-то очков надо и в основном турнире пройти дальше первого круга. А чтобы подняться в рейтинге, нужно несколько хороших выступлений. В такой ситуации помогает только терпение. Пройти через полосу испытаний возможно, мой пример это подтверждает.

- Чем взрослый теннис отличается от юниорского?

- В WTA-туре все умеют сильно бить по мячу и хорошо передвигаться по корту. Здесь на первый план выходит психология. Уверенность в себе - это даже больше, чем половина успеха. Те, кто в решающий момент зажимается и начинает аккуратничать, не смогут пройти по сетке далеко. Теннисисты высокого уровня всегда умеют сыграть остро. Но это не риск ради риска; они просто знают, что ударят по мячу и попадут.

- Даже когда вы выступали на турнирах ITF с маленьким призовым фондом, с вами работало несколько специалистов: тренер по теннису, тренер по ОФП, психолог. Прокормить такую команду, наверное, было непросто?

- Мне очень повезло с окружением: во главе угла у нас всегда были человеческие, а не коммерческие отношения. Этим людям интересна я сама, а не мои деньги. Они хотят помочь, а не заработать на мне. Поэтому нам всегда удавалось договариваться по финансовым вопросам. Да, я находилась в определенном минусе, но это было не смертельно. Да по-другому и не бывает: если ты хочешь что-то получить, сначала надо что-то потратить.

- Сейчас теннис приносит вам доход?

- Те, кто попал в топ-50 мирового рейтинга, себе в убыток уже не выступают. Сейчас я участвую в соревнованиях с приличным призовым фондом, на которых в случае успеха можно заработать хорошие премиальные. Но я о деньгах стараюсь не думать. Если забивать этим голову, теннис может уйти на второй план и стать лишь средством для получения дохода, а я этого не хочу. Если бы у меня был дорогой наставник и большая команда сопровождающих, то поневоле пришлось бы думать на эту тему. А в моей нынешней ситуации этого не требуется: денег хватает, и слава богу.

ДЕНЬГИ И АМБИЦИИ ИНОГДА ОЧЕНЬ ПОРТЯТ ЛЮДЕЙ

- Против Серены Уильямс вы играли не только в прошлом, но и в нынешнем году. За это время восприятие себя в теннисе изменилось?

- Очень сильно. В прошлом году я шла на матч с Сереной и все время повторяла себе: “Как сыграешь, так и сыграешь. Просто покажи свой лучший теннис и будешь молодцом”. Нынче же я очень хотела ее победить. Правда-правда, у меня были такие мысли. Понятно, что Серена - великая спортсменка, номер один в мире. И все равно настрой у меня был самый серьезный.

- Психолог Вадим Гущин в прошлом году вас настраивал: выйди на корт и просто получи удовольствие. Удалось выполнить его наказ?

- Получать удовольствие удавалось лишь в первом сете, когда игра у меня шла. Однако во второй партии Уильямс резко прибавила, и противостоять ей стало гораздо сложнее. Серена просто расстреливала меня, а я ощущала беспомощность. Сделать хоть что-то не представляется возможным; нет ни шанса, чтобы зацепиться. Сначала ломаешь голову, что предпринять. Потом наступает паника, возникает чувство обреченности - и тут матч заканчивается. В общем, играть против Уильямс - сомнительное удовольствие.

- Психогимнастика, которой учит вас Гущин, во время матчей работает?

- Мне больше помогают другие вещи. После матчей мы обмениваемся с Вадимом Игоревичем эсэмэсками. И он каждый раз находит слова, которые вселяют в меня уверенность. Это не банальные похвалы: дескать, молодец, давай дальше в том же духе. И тем более не накачки. Это может быть совет или определенное замечание. После такой переписки я чувствую себя гораздо сильнее.

- По мере того как вы продвигаетесь в рейтинге, отношение соперниц к вам меняется?

- В профессиональном спорте, да еще на таком уровне никто радоваться появлению нового конкурента не будет. Здесь каждый - сам за себя. И все-таки некоторые девочки, которые раньше со мной вообще не общались, теперь начинают здороваться первыми. Даже иногда разговоры завязывают. Я со своей стороны стараюсь поддерживать ровный контакт со всеми. Проще всего мне, конечно, с россиянками, особенно хорошие отношения установились с Сашей Пановой. В прошлом году мы много играли в паре, это нас сблизило. Сейчас мы вместе уже не выступаем, но по-прежнему общаемся. Последнее время я сошлась с румынкой Моникой Никулеску, это очень позитивный и легкий человек. Приятельствую и с Данкой Ковинич из Черногории, с которой часто тренируюсь.

- Есть ли, наоборот, теннисистки, к которым без особой необходимости не подойдете?

- Есть и такие. Деньги и амбиции иногда очень портят людей. Некоторые девочки почему-то вдруг начинают грубить, отпускают колкие замечания. Понятно, почему это происходит, - они завидуют или ревнуют. У мужчин в этом смысле все проще: они или общаются, или нет. Если возникла проблема, ребята выяснили между собой отношения - и закрыли вопрос. У женщин все гораздо сложнее... Но я все равно считаю, что надо оставаться человеком в любой ситуации.

В МАТЧАХ С АЗАРЕНКО НУЖНО ТЕРПЕТЬ

- Три года назад вы уже выступали за российскую сборную в Кубке федерации. Что поменялось с тех пор?

- Тогда я считалась пятым номером в команде, сейчас - вторым. Это не значит, что теперь я вхожу в раздевалку королевой. Но уверенности в себе мне это добавило абсолютно точно. Я знаю, чего добилась: пусть еще не так много, но кое-что уже есть. Это позволяет мне самой уважать себя и ждать уважения со стороны других.

- Совсем недавно на турнире в Индиан-Уэллсе вы обыграли вторую ракетку белорусок Ольгу Говорцову, побеждали ее и в прошлом году. Является ли это психологическим преимуществом в преддверии Кубка федерации?

- Игры за сборную и встречи на турнирах - это разные вещи. Говорцова может разозлиться, закусить губу: мол, сколько можно уступать этой Гаспарян?! Поэтому я даже не думаю об истории наших личных встреч. Главное, что можно вынести из них: раз я уже обыгрывала эту теннисистку, значит - она мне по зубам.

- А лидер белорусской сборной Виктория Азаренко? Она сейчас набрала великолепную форму.

- Я видела ее матчи в Индиан-Уэллсе и Майами, она замечательно двигается по корту, у нее плотные, быстрые удары. Она очень стабильна и обладает бойцовским характером. В прошлом году она стояла в рейтинге не очень высоко, но все равно было видно - это теннисистка топ-уровня. Что Вика и подтвердила в нынешнем сезоне. Уже в начале года она сумела выиграть турнир в Брисбене. А сейчас набрала просто потрясающую форму.

- Что можно противопоставить игроку такого уровня?

- (Задумывается.) Мне кажется, в матчах против Азаренко нужно терпеть. И постараться задавить ее с помощью высокого темпа, тогда она может захлебнуться. Еще нужно постоянно менять ритм: играть то коротко, то длинно. Использовать вращения, резаные и укороченные удары, это может доставить ей проблемы. В таком ключе действует немка Анжелика Кербер, которая считается неудобной соперницей для Азаренко.

Владимир РАУШ

Маргарита ГАСПАРЯН

Родилась 1 сентября 1994 года в Москве.

Рост - 183 см, вес - 73 кг. Правша.

Победительница трех турниров WTA (один в одиночном, два - в парном разряде). Финалистка Кубка федерации-2013.

В рейтинге WTA занимает 47-е место.