ФОРМУЛА-1
“Гран-при России”, который пройдет на этой неделе, может стать определяющим в карьере Даниила Квята. Успех россиянина поставит под вопрос планы “Ред Булл” по замене нашего пилота на голландца Макса Ферстаппена.
В СОЧИ КВЯТУ НЕ ОСТАВИЛИ ВЫБОРА
Квят появился в “Формуле-1” через молодежную программу “Ред Булл” и с ходу стал лучшим новичком чемпионата-2014. Он безоговорочно уступил своему напарнику по “Торо Россо” - дочерней конюшне “Ред Булла” Жану Эрику Верню, но именно россиянин занял место в австрийской конюшне, освободившееся после ухода четырехкратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля в “Феррари”.
В первом же сезоне в “Ред Булл” Квят обыграл австралийца Даниэля Риккьярдо, добрался до второго места на “Гран-при Венгрии” и еще несколько раз был очень близок к месту в тройке сильнейших. Судя по результатам, проблем у 21-летнего гонщика быть не должно, тем более что он прогрессировал по ходу прошлого сезона. Да, допускал ошибки, попадал в аварии, но это автогонки, а не шахматы. Но сейчас россиянин может стать жертвой той системы, благодаря которой и поднялся до уровня топ-пилота. Потому что в системе появились новые сильные гонщики.
НАМЕКИ СОВЕТНИКА
В 2015 году в “Торо Россо” пришли амбициозные сыновья знаменитых отцов - голландец Макс Ферстаппен и испанец Карлос Сайнс. Причем Ферстаппен уже в первом сезоне в 17 лет добирался до четвертого места и набрал 49 очков. Квят в своем первом и пока единственном сезоне в “Торо Россо” набрал 8 очков. “Очень хорошие гонщики проводят максимум два года в “Торо Россо”, а затем двигаются дальше. И Ферстаппен невероятно хорош”, - сказал советник “Ред Булла” по автоспорту Хельмут Марко после гонки в Шанхае, после третьего места Даниила Квята, который был признан болельщиками лучшим пилотом “Гран-при Китая”.
А вот слова Марко, сказанные до начала сезона-2016: “Я не говорю, что между четырьмя гонщиками будет прямое соревнование за право остаться в кокпите болида “Формулы-1”, но они прекрасно понимают, что мы не будем лояльно относиться к неудачам. Тот, кто не добьется прогресса, всегда может быть заменен”.
СПОКОЙСТВИЕ КВЯТА
Разговоры о возможных переходах гонщиков - одна из наиболее интересных для любого болельщика тем. Ситуация в “Ред Булл” и “Торо Россо” выглядит настолько интригующей, что даже официальный сайт “Формулы-1” перед Гран-при Бахрейна напрямую спросил об этом Квята. Даниил проявил спокойствие и выдержку.
- Не вижу причин для волнения. На мой взгляд, говорить о перспективах на данной стадии сезона неправильно. Для принятия решения нужно учесть множество факторов. Я постоянно говорю себе, что на внешние обстоятельства отвлекаться не стоит. Нужно просто сосредоточиться на собственной работе, и тогда все встанет на свои места, - сказал Квят до старта гонки на Сахире.
В Бахрейне Ферстаппен вновь оказался быстрее россиянина - и в квалификации, и по итогам гонки, но Квят сумел прорваться из хвоста пелотона и набрал первые очки в сезоне. А в Китае Даниил провел прекрасную гонку и стал третьим. Ферстаппен вновь финишировал в очковой зоне и выглядел гораздо спокойнее, чем в Австралии и Бахрейне.
ВАРИАНТЫ ДЛЯ КВЯТА
Возможно, голландец успокоился, узнав, что в следующем сезоне место в “Ред Булл” ему обеспечено. Сейчас Ферстаппен гоняется, можно сказать, в свое удовольствие, а в главной команде будет обязан показывать результаты. Это значит, что давление на него усилится.
Кто уйдет из “Ред Булл” в случае прихода Ферстаппена? Риккьярдо, требовавший в прошлом году от команды трехлетнего договора? Австралиец получил в итоге соглашение только на год с опцией продления со стороны “Ред Булл”. Тот же Марко заявил, что Риккьярдо “безусловно, останется в команде и не станет свободным агентом”. Сам Дэн готов уйти в случае достойного предложения со стороны другой конюшни. Но выше “Ред Булл” сейчас лишь “Мерседес” и “Феррари”.
Остается Квят. Его могут отправить обратно в “Торо Россо”, и это вряд ли устроит россиянина. Хотя выбора, похоже, нет. У него нет за спиной крупного спонсора, а это означает, что рассчитывать Даниил может только на свой талант. За талант - пусть даже и скромные 750 тысяч евро в год - сейчас способны платить не так и много команд: “Мерседес”, “Феррари”, “Ред Булл”, “Макларен” и, отчасти, “Уильямс”. Чтобы занять места в других конюшнях, нужно платить. Либо рассматривать выступление в других гоночных сериях, к чему Квят, кажется, не готов. Но по окончании сезона-2016 истекают контракты у 16 гонщиков, а это значит, что у Даниила могут появиться шансы и помимо “Торо Россо”.
Алексей ШИШКИН
ТЕКУЩИЕ КОНТРАКТЫ ПИЛОТОВ В “ФОРМУЛЕ-1”
Пилот | Команда | Окончание контракта |
Льюис Хэмилтон | “Мерседес” | 2018 |
Нико Росберг | “Мерседес” | 2016 |
Себастьян Феттель | “Феррари” | 2017 |
Кими Райкконен | “Феррари” | 2016 |
Валттери Боттас | “Уильямс” | 2016 |
Фелипе Масса | “Уильямс” | 2016 |
Даниэль Риккьярдо | “Ред Булл” | 2016 |
Даниил Квят | “Ред Булл” | 2016 |
Серхио Перес | “Форс Индия” | 2016 |
Нико Хюлькенберг | “Форс Индия” | 2017 |
Джолион Палмер | “Рено” | 2016 |
Кевин Магнуссен | “Рено” | 2016 |
Карлос Сайнс | “Торо Россо” | 2016 |
Макс Ферстаппен | “Торо Россо” | 2016 |
Маркус Эрикссон | “Заубер” | 2016 |
Фелипе Наср | “Заубер” | 2016 |
Фернандо Алонсо | “Макларен” | 2017 |
Дженсон Баттон | “Макларен” | 2016 |
Роман Грожан | “Хаас” | 2017 |
Эстебан Гутьеррес | “Хаас” | 2017 |
Паскаль Верляйн | “Манор” | 2016 |
РиоХарьянто | “Манор” | 2016 |