ДОПИНГ
Мария Шарапова дисквалифицирована на два года - до января 2018-го. Такой вердикт вчера вынесла международная теннисная федерация (ITF) за применение россиянкой мельдония. Это решение может означать бесславный финал для одной из самых ярких карьер в современном спорте.
ЖУТКИЙ ПРИГОВОР ДЛЯ ШАРАПОВОЙ
Олег ШАМОНАЕВ
Самая популярная теннисистка современности и, возможно, вообще во всей теннисной истории, получила крайне жесткий приговор от своей Международной федерации. Два года отлучения от большого спорта за “безвредную витаминку”, которую Шарапова пила на протяжении 11 лет и которую после запрета не исключила из своего рациона по халатности своего штаба, представляются справедливым наказанием только с формальной точки зрения. Учитывая все обстоятельства дела и, главное, - последствия приговора, кажется, что федерация перегнула палку и теперь может получить гораздо большую репутационную пробоину, чем если бы попыталась войти в положение Марии и сделать скидку на ее суперзвездный статус.
ЗЫБКАЯ НАДЕЖДА НА ПЕРЕСМОТР ДЕЛА
Трибунал ITF, который раньше отличался своей либеральностью и порой выписывал дисквалификации сроком на три-четыре месяцев, на сей раз находился под огромным давлением со стороны Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) и западных СМИ. Даже такому успешному в финансовом отношении виду спорта, как теннис, в “деле Шараповой” было важно показать, что федерация занимает непримиримую позицию в отношении допинга и что в дисциплинарных разбирательствах по поводу запрещенных веществ все равны перед законом. Даже игроки, которые являются лицом современного тенниса. С этой точки зрения Мария должна сказать федерации спасибо за то, что получила всего два года, а не четыре, предусмотренные Всемирным антидопинговым кодексом.
Решение по поводу срока наказания, кстати, еще не является окончательным. Шарапова объявила о намерении оспорить вердикт трибунала ITF в Спортивном арбитраже. Возможно, ВАДА также подаст в Лозанну встречный иск с требованием ужесточить дисквалификацию. Но в любом случае суд - дело небыстрое. И нынешний сезон, вместе с Играми в Рио, Мария уже точно может считать законченным. И забыть о мечте завоевать олимпийское золото - последний большой трофей, которого нет в коллекции россиянки. Если вдруг Шараповой удастся добиться более приемлемого приговора, мы снова увидим ее на корте в январе будущего года. Но надежда на это очень зыбка.
НА РАДОСТЬ ДОМОХОЗЯЙКАМ
Во всяком случае, стратегия защиты, которую выбрали пиарщики Марии, пока оставляет очень мало надежд на успех в апелляционных инстанциях. Судя по тому, что сразу же после оглашения вердикта трибунала, Шарапова опубликовала довольно резкий комментарий и придала гласности материалы дела, ее команда снова решила давить на жалость публики. Апеллировать к вселенской справедливости и к чувствам фанатов хорошо для поддержания отношений со спонсорами и сохранения околоспортивного имиджа Шараповой. Но спортивная юриспруденция работает по другим законам. И пиарщики Марии, судя по всему, не вполне это осознают.
Мартовская пресс-конференция Шараповой, на которой она призналась в своей мельдониевой ошибке, не дожидаясь официального отстранения от выступлений, вызвала много восторгов у обывателей. Но оказалась совершенно бесполезной с точки зрения облегчения участи россиянки. Некоторые из коллег Марии, которые молчали по поводу мельдония в тряпочку, сейчас спокойно продолжают выступления. А после взрыва информационной бомбы в Лос-Анджелесе у ITF уже не оставалось физической возможности спустить дело на тормозах.
Наверное, какая-нибудь домохозяйка может умилиться истории о том, что Шарапова пропустила объявление о запрете мельдония из-за того, что ее агент Макс Айзенбад развелся с женой, не поехал в ежегодный отпуск на Карибские острова и не смог в привычном режиме изучить поправки к запрещенному списку ВАДА. Каких-нибудь юных фанатов наверняка перекосит от бюрократической тягомотины и кондовости формулировок в документах трибунала. Однако все эти эмоции ровным счетом ничего не значат для арбитров CAS, которые будут рассматривать апелляцию Шараповой в Лозанне. У них перед глазами будут лишь сухие формулировки. В том числе о том, что Мария принимала милдронат без врачебного предписания и, вполне вероятно, с целью улучшения своих спортивных результатов. А это по нынешним временам точно тянет на два года вне спорта.
Можно спорить о том, что лучше - оказаться вне игры с чистой совестью или продолжать выступления, зная, что тебя по-тихому отмазали от всех неприятностей. Мария и ее советники избрали первый путь, который с очень большой вероятностью может поставить точку в великой спортивной карьере Шараповой. Конечно, в ближайшие полтора года Мария может сделать много полезного для себя, своих близких и всего прогрессивного человечества - залечить травмы, родить ребенка, продвинуть свои неспортивные коммерческие и благотворительные проекты. Но вот только захочет ли она после всего этого фактически начать восхождение на теннисный Олимп с нуля? Лично мне кажется, что вероятность возвращения Шараповой - мизерная.
Да, любому здравомыслящему человеку понятно, что такое отсутствие Марии в WTA-туре и на турнирах “Большого шлема” больно ударит по рейтингам женского тенниса. И вообще фактическое завершение карьеры “русской Золушки” подобным постыдным образом - величайшая несправедливость. И ITF придется еще долго отмываться от той грязи, которую сейчас выльют на головы теннисных функционеров фанаты россиянки. Однако мир современного спорта слишком сложен и порой иррационален. Наивно рассчитывать на то, что “прецедент Шараповой” в одночасье разрушит всю международную антидопинговую систему, а боссы ВАДА приползут к Марии на колеях и будут униженно молить ее о прощении.
Устраивающего всех наказания, которое бы позволило Марии продолжить выступления без лишнего напряжения сил и нервов, мы, к сожалению, не дождались. И независимо от результатов дальнейших апелляционных разбирательств и от того, получится ли Шараповой через полтора года показать хотя бы тень своей прежней игры, мы должны констатировать: Шарапова подарила всем нам 12 великолепных лет, десятки титулов и сотни грандиозных мгновений. И даже если она что-то совершила с помощью волшебной витаминки, это ничуть не умаляет ее подвига. Увы, любая сказка рано или поздно заканчивается, и любой прекрасный сон в итоге может обернуться кошмаром.