Газета Спорт-Экспресс № 150 (7094) от 11 июля 2016 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 11 июля 2016 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Многократный чемпион страны в метании молота и обладатель пятого места на прошлогоднем чемпионате мира - о том, почему все российские легкоатлеты, кроме Дарьи Клишиной, не получили разрешения ИААФ выступить на Олимпиаде.

Сергей ЛИТВИНОВ: “В ИААФ НЕ ЧИТАЛИ МОЮ ЗАЯВКУ”

- ИААФ отклонила вашу индивидуальную заявку выступить в Рио?

- Да, мне пришел официальный отказ. Причем я убежден, что никто мою заявку вообще не читал. Сейчас попрошу других ребят прислать мне их отказы, и сравним, но убежден, текст будет тот же самый, за исключением имен и каких-то цифр. Все сделано как под копирку, просто по факту: тренировался в России - значит, никуда не едешь. Хотя мы с адвокатом составляли заявку трое суток почти без сна. Там было 13 страниц с кучей статистических и прочих выкладок. Если бы люди их прочитали, ответ должен был быть совсем другим. По уровню аргументации моя заявка и ответ ИААФ просто несравнимы.

КРИТЕРИИ ОЧЕНЬ ОБТЕКАЕМЫ

- Как ИААФ все-таки аргументировала свой отказ допустить вас до международных соревнований?

- Ну вот представьте: в начале своей заявки я писал, что сдал огромное количество проб по линии ИААФ, так как регулярно выступал на международных соревнованиях, а в России, за исключением чемпионата страны, вообще практически не соревновался. На что мне ответили, что пробы по линии ИААФ не считаются, потому что известны случаи вроде велосипедиста Лэнса Армстронга, когда спортсмены использовали допинг в микродозах и успешно проходили допинг-контроль. Но по этой аргументации вообще весь мировой спорт должен находиться в той ситуации, что сейчас российский! Нас лишили даже малейшей возможности доказать свою “чистоту”.

- В принципе ИААФ сразу дала понять, что главное условие для получения статуса “нейтрального” спортсмена - это постоянное проживание за границей, как у Дарьи Клишиной. Поэтому, видимо, отказ в вашу сторону был ожидаем?

- Все эти критерии на самом деле очень обтекаемы. Вот, например, необходимое и достаточное время проживания за границей - это сколько? Я, возможно, наивно считал, что смогу доказать: существуя внутри системы, я все равно не являлся ее частью. Я действительно мыслил и поступал иначе, но доказать это людям, которые даже не стали ничего читать, нереально.

- У вас осталась надежда на то, что Спортивный арбитражный суд (CAS) 21 июля примет решение в пользу Олимпийского комитета России и лично вас?

- Сильно сомневаюсь, что все получится. Конечно, хочу ошибиться, но... В принципе я имею право и самостоятельно подать апелляцию, и мы с адвокатом сейчас рассматриваем такую возможность.

НАДО ПЕРЕСТАТЬ ДАВАТЬ ВОЛЮ ЭМОЦИЯМ

- Накануне получения отказа от ИААФ вы стали героем передачи на немецком канале ARD с участием Хайо Зеппельта.

- Зеппельт произвел на меня совсем другое впечатление, чем то, которое сложилось о нем заочно. Показалось, что он искренне относится к нашей ситуации, переживает за “чистых” спортсменов. Не почувствовал ни злорадства, ни желания оскорбить. Я с ним согласен, что если бы наша федерация изначально повела себя иначе, сейчас мы были бы уже как минимум на полпути к восстановлению своей репутации в глазах всего мира.

- Какие вопросы задавали вам в эфире?

- Я приехал туда, чтобы выразить свою позицию и призвать федерацию начинать действовать. Хватит говорить, что у нас нет проблем! Надо начинать формировать антидопинговый менталитет, которого пока у нас не просматривается...

- Менталитет - очень обтекаемое понятие. Что конкретно надо сделать, чтобы его сформировать?

- Прежде всего надо перестать давать волю эмоциям. Все эти заявления вроде “надо распустить ИААФ” - одна из ключевых ошибок. Я тоже не сторонник ИААФ и во многом ее упрекаю. Но я примерно понимаю, как действует вообще вся мировая система. Они были бы рады принять нас обратно, если бы мы дали для этого хоть какой-то повод думать, что мы меняемся. Чтобы восстановить нашу репутацию, которая сейчас упала ниже плинтуса, нужно играть по правилам, которым подчиняется весь мир. А если все останется, как сейчас, нас не допустят не только до Рио, но и до чемпионата мира следующего года.

- Но ведь мы выполнили практически все формальные критерии ИААФ: полностью сменили руководство федерации, тренерский штаб, дисквалифицировали десятки спортсменов...

- Мы опять скатываемся в риторику на уровне “все несправедливо” и “русских бьют”. Возможно, это прозвучит странно, но теперь настало время заниматься пропагандой. И здесь у федерации есть серьезные рычаги, потому что у нас в стране не принято идти против руководства. Как будут говорить чиновники - так вскоре заговорят и спортсмены. А спортсменов я призываю брать дело в свои руки и не ждать. Неужели чиновники лучше нас знают, что нужно делать? Эти люди завтра найдут другую работу, а мы останемся без карьеры.

Наталья МАРЬЯНЧИК