ФУТБОЛ
ФОНБЕТ - ПЕРВЕНСТВО РОССИИ. ФНЛ. 3-й тур
Московское “Динамо” одержало вторую победу, а обозреватель “СЭ” погрузился в атмосферу футбола в Подмосковье.
САЛЮТ, БЕЛЯШ И СВЯТОЙ ИСТОЧНИК
ДИНАМО - НЕФТЕХИМИК - 3:1 (1:0)
Голы: Морозов, 6 (1:0). Ташаев, 59 (2:0). Гаглоев, 65 - с пенальти (2:1). Панченко, 67 (3:1).
“Динамо” (Москва): Шунин, Терехов, Темников (Катрич, 76), Морозов, Белоруков, Хольмен, Ташаев, Сапета, Зотов, Бечирай (Драгун, 71), Панченко (Луценко, 84).
“Нефтехимик” (Нижнекамск): Самохвалов, Сурков, Тараканов, Кобахидзе, Васильев (Галиакберов, 61), Решетников (Гаглоев, 55), Замалиев, Корнилов (Пытлев, 70), Маляка (Духнов, 57), Чадов, Бабырь.
Наказания: Корнилов, 20. Сапета, 51. Замалиев, 66 (предупреждения).
Три лучших игрока: Панченко (Д), Сапета (Д), Ташаев (Д).
Судья: Безбородов (Санкт-Петербург).
23 июля. Химки. Стадион “Арена Химки”. 4500 зрителей.
Юрий ГОЛЫШАК
из Химок
Все это казалось каким-то нелепым сном. Я бреду к химкинской “Арене” - и думаю: вот-вот вольюсь в бело-голубое море. Проберет меня, захватит. Эх, поболеем.
Но где ж море? Вот человек в синем. Вот двое. Вот кучка возле лотка с шарфами. Я глазам верить отказываюсь, сверяюсь с часами - те не врут: до матча минут сорок.
А великое ли “Динамо” сегодня играет? Может, я в Брянске? Ловлю чей-то голос: “Тревожит то, что у “Нефтехимика” тоже четыре очка…”
Боже.
* * *
Я открываю динамовский сайт - и кажется мне, что оказался в 92-м году. До этой секунды, клянусь, не верил, что московское “Динамо” вылетело. Знать-то знал - а сердцем не принимал.
Но вот какие-то сведения о билетах на матч с “Балтикой”. Вот выше великого “Динамо” в таблице “Факел”. Я закрываю глаза и встряхиваюсь. Но табличка не пропадает, а совсем напротив - кажется мне, что тренирует “Балтику” Корней Шперлинг, а “Факел” - Валерий Нененко.
Я вспоминаю, как пригласил меня в гости милейший человек Адамас Голодец. В те славные годы исполнявший обязанности главного тренера “Динамо” раз шесть.
Угощал меня Адамас Соломоныч диетическим супчиком - а я расспрашивал, не отрываясь от тарелки:
- Что ж вы, Адамас Соломонович, на пресс-конференции в милицейской рубашке приходите?
- Да, я подполковник! - внезапно обрадовался Голодец. - Обидят тебя на улице, кошелек отнимут - куда пойдешь? В милицию!
Я вздрогнул тогда - вздрагиваю и сейчас.
Кажется, все вернулось, все ожило.
* * *
Воспоминания отказывались выстраиваться в шеренгу и маршировать. Одно наступало на пятки другому.
Вот вспомнилось, как совсем недавно ездил с московским “Динамо” в Брюссель - играть вничью с “Андерлехтом”. Вспоминаю концерт, который устроил на пресс-конференции Станислав Черчесов. Бельгийские корреспонденты были поражены мимическими способностями и темпераментом нашего Стаса. Это вам не Адамас Соломонович в милицейской рубашке.
То “Динамо” полно было милейших, улыбчивых людей - вроде Гурама Аджоева. Вот уж душа-человек. Тогда казалось, “Динамо” - бездонный мешок, а Джуджак - средний футболист. Оказалось, все наоборот. Где вы сейчас, Гурам Захарыч? Кто вам целует пальцы?
На прощание динамовский сайт словно кол вбивает в мое сердце заметку “Вниманию болельщиков, отправившихся в Иваново”.
Я закрываю компьютер и стараюсь дышать ровнее.
***
Если фанатов набралось к матчу четыре с половиной тысячи, то в пресс-центре гуляет ветер. Какой-то старец в шортах и шлепанцах демонстрирует всем желтые пятки. Вот ты какая, ФНЛ.
В чем “Динамо” не утратило, так это в качестве программок. Выдают на входе журнал с Темниковым на обложке. Сейчас, сейчас пролистаем и выясним, кто это.
И он оказался прекрасным человеком. В количестве татуировок не уступит Смолову. По ходу матча был отчитан Панченко прямо перед четырьмя штандартами фанатской трибуны: “Вот как надо пас отдавать!”
Корреспондентов нет - и до меня с ужасом доходит: это что ж будет за пресс-конференция?! Для меня одного? Надо срочно выучить фамилию тренера “Нефтехимика”. А то как-то неловко.
Ой, да главный-то - Рустем Хузин! Как же, как же. Этого человека я помню по футболу 90-х. Тем более не изменился Хузин вовсе. Атмосферой тех лет пропитано было все вокруг - я бы не удивился, если б в воротах гостей оказался не Самохвалов, а Саморуков.
Динамовская трибуна поддерживала своих изо всех сил - подмечая и аплодируя всякому проблеску. Моментами казалось, что на трибунах собрались одни родственники играющих.
А вот подтверждающая мои мысли надпись - “Здесь нет чужих, здесь все свои”. Как-то это не вяжется с выброшенной обратно на поле футболкой Ташаева. Вообще смех с этими футболками. Влад Радимов как-то вспоминал - собрался уезжать из “Зенита” за границу Мареш. Отыграл матч, бежит вдоль трибун и кидает - кому майку, кому трусы, кому еще что-то. Уехать уехал, а медосмотр в том клубе не прошел. Вернулся в Питер. Чтоб услышать: “Теперь беги вдоль трибун, пусть тебе обратно форму швыряют…”
* * *
В ложе прессы мелькнул застенчивый стажер - и я вздохнул облегченно. Будет кому задавать вопросы Хузину. Компания у нас собралась изумительная - старец из футбола нашего детства, я да юниор.
Динамовская программка тем временем дочитана была до середины - где и принялась радовать внезапными подробностями. Например, где поесть в Нижнекамске. Глаза мои расширились. Принялся жадно глотать строчку за строчкой: “Sherlok’s Pup - кусок Британии в Нижнекамске. Интерьер тесно связан с главным героем произведения Конан Дойля - сыщиком Шерлоком Холмсом. Тематические уголки, посвященные и другим легендарным символами Великой Британии, например, футболу, группе “Битлз” с фигуркой Джона Леннона - тоже помогут вам на время перенестись в Англию. Для тех, кто предпочитает уединенное общение, в пабе представлен специальный VIP-зал в духе Букингемского дворца…”
Возможно, это специально для тех футболистов московского “Динамо”, чья игра не порадует Юрия Калитвинцева. Кто не с нами, тем - в Нижнекамск.
Я продолжил читать - и программка не обманула моих ожиданий: “Есть в Нижнекамске очень интересное место - Святой ключ. Он исполняет желания всех, кто придет к нему в полнолуние и с чистыми намерениями. Если умыться и загадать желание, то оно обязательно сбудется!”
Вот так фокус. Теперь-то я знаю, куда ходил минувшим полнолунием Хузин.
Не знаю, как насчет паба. Пабами лучше не увлекаться. А то тренировал в Махачкале давным-давно один гражданин - так тот зачастил в церковь: “Упаси меня, Господи, от греха великого пития”. А напротив церкви - пивная. Из одной двери перемещался к другой не задерживаясь. Когда ж из команды попросили, произнес: “Что ж! Интернациональный долг я выполнил…”
* * *
Я изучаю состав “Динамо” - и радуюсь. Теперь-то не сомневаюсь, что команда эта вернется в премьер-лигу. Вернулся замечательный доктор Ярдошвили. А знаете, кто помогает Калитвинцеву? Геннадий Литовченко и Юрий Ковтун! Когда-то делал огромные интервью с тем и другим - симпатичнее штаб не придумать. Литовченко так вообще один из любимых футболистов моей юности. Пожалуй, за эту команду и этот штаб я теперь болею.
“Нефтехимик” после походов к источнику с чистыми намерениями довольно бодр - но “Динамо” бойчее. Еще б им не переигрывать команду, которая в 94-м году забралась на шестое место в первой лиге. С тех пор выше не поднималась.
Тот самый Самохвалов зевнул мяч, за который при Советской власти вратаря в Чебаркуль сослали бы. С угла, в ближний. Весь “Нефтехимик” смотрел на своего капитана с укоризной. Большие голкиперы Березовский и Гонтарь в ложе прессы переглянулись. А трибуны завели: “Гриша Морозов!”
Вот вам и новый любимец.
* * *
Динамовцу Терехову простодушно попытались прокинуть мяч между ногами. Почти удалось. Это тоже - ФНЛ. Я оглядываюсь, пытаясь отыскать на трибунах хоть одного нижнекамского фаната. Не нахожу. Хотя даже за лискинским “Локомотивом” ездил по городам одинокий чудак. Размазывал слезы по щекам после нового и нового поражения - а весь хозяйский сектор, растрогавшись, ему наливал, похлопывал по плечам…
Впрочем, до встреч с такими командами “Динамо” еще далеко.
* * *
К середине матча в ложе прибавилось старцев - то ли в перерыве обещали дармовые бутерброды, то ли еще что. Суетливо, как Ильич, писали что-то в своих блокнотах. Досадливо вычеркивали и что-то вписывали поверх. С таким выражением лица я, захворав, распределяю нажитое между негодяями-родственниками.
Белоруков тем временем отразил затылком удар чудовищной силы - получи я такой, голова сошла бы со штыря и покатилась по мостовой. Весело поблескивая глазами. А вот Белоруков устоял.
Ташаев запарывал чистейший выход один на один - и спасший Самохвалов еще долго бормотал что-то под нос. Сам себя не похвалишь, никто не похвалит…
Футбол настолько соответствовал аббревиатуре ФНЛ, что к перерыву стали посещать мысли: а что я здесь делаю? Не лучше ли на даче, под смородиновым кустом?
Дальний нижнекамский удар едва не спланировал под перекладину ворот Шунина, кто-то зевал прямо над ухом, Бечирай не забивал метров с четырех - и это тоже соответствовало лиге, в которой пересеклись дороги двух мужественных коллективов. Чуть разгоняли тоску вертолеты над Химками. Полезная шутка - вертолет.
- Папа, сколько еще осталось? - раздавался детский голосок.
- Пять минут. Потом еще 45, - мрачным басом ответил папенька.
К перерыву я понял главное: в ФНЛ не место скуке. Спать мы можем в премьер-лиге. Скуку долой!
* * *
Впрочем, тоскливо было не всем. Кто-то уходил - и возвращался со зловонным беляшом. Аплодировал началу второго тайма с такой страстью, что фрагменты фарша разлетаются на три ряда. Люблю энтузиастов.
Голкипер Самохвалов к середине второго тайма наловился, наотбивался от души. С таким вратарем и к источнику не ходи. Отражал один удар в упор, второй. Третий доходил до сетки.
…И тут “Нефтехимик” вынул козырь. У бровки появился человек со внушающей почтение лысиной. Футболист что надо - было ясно. Во-первых, оказалось ему 26 лет. Во-вторых, был он в розовых бутсах. Но главное - оживил! Разогнал скуку!
Добегал до штрафной, неумело заваливался - и сам же забивал пенальти. Подкатывался и обводил троих. Всплескивал руками и взывал к небесам. Казалось, надо будет кого-то укусить - он укусит. А едва закончился этот безнадежный для гостей матч, рухнул на поле и обхватил лицо руками. Плечи его вздрагивали. С таким бодряком я за судьбу “Нефтехимика” в ФНЛ спокоен.
Панченко, забив, старался вернуть утерянные зрительские симпатии - долго бежал вдоль бровки. Хотел было снять майку, но одумался. Зато рухнул на колени у флажка. Обладатель розовых бутс наблюдал за торжеством с легкой ревностью.
Кто б мог подумать, что всех переплюнет другой человек. Ему будут стоя аплодировать трибуны. Жесткий стык, падают два футболиста - и бегут наперегонки в горячую точку врачи двух команд.
Легендарный доктор Ярдошвили отрывается, ипподромным языком говоря, на два корпуса - и я уж готов признать это самым приятным открытием вечера, но…
Доктор, оступившись, тяжело падает на газон, роняет саквояж. Поднимается не сразу и с трудом. Бредет дальше хромая - а трибуны аплодируют! Вот это доктор!
Ярдошвили еще долго стоял у рекламного щита, приходя в себя. Но предложенные носилки с гневом отверг - хромал до скамейки без чужой помощи.
* * *
“Динамо” со штрафного поражало рекламный щит - и этот промах внезапно сопровождался салютом. Непуганые нижнекамцы вздрагивали, переглядывались - вот это Москва, звонят колокола… Только успокоились - новое потрясение: гонг за пять минут до конца! Словно пушка в Петропавловской крепости!
- Сегодня моя команда не играла в футбол, - Хузин был мрачен. - Так настраивались на этот матч - все-таки с московским “Динамо” играем… А вышли какие-то вялые…
Я ждал Калитвинцева, чтоб расспросить о важном. Благодаря инстаграму жены Погребняка мы знаем, как живет Павел. Чем занят. О чем думает. Хотелось бы знать - где Денисов? В футболе ли он?
- Денисов имеет отношение к команде?
- Да, Денисов семимильными шагами восстанавливается. Мы все прекрасно знаем, какой он профессионал. С базы не вылезает! Часами тренируется, выполняет программу подготовки. Составили ему специальный план. Естественно, мы не будем его торопить. Как говорят доктора, еще недельки две - и вернется в общую группу. Дай бог. Денисов с нами. Если вы имеете в виду, что Игорь вне заявки… Так чтобы попасть в заявку, надо пройти медосмотр с командой.
- А сам доктор сколько будет восстанавливаться?
- Наш доктор любит всех отправлять на МРТ. Сейчас говорит: “Утром приеду на тренировку…” - а я отвечаю: “Нет, давайте на МРТ!” Мы часто с ним общаемся, я уже подкован в этих делах. Если что - сам сделаю ему укол. Думаю, восстановится. Просто к играм надо готовиться. А он не готовится (улыбается).