ДОПИНГ
Итогом самого громкого в истории спорта допингового скандала может стать роспуск ВАДА и Министерства спорта России, считает шеф отдела информации “СЭ”.
КОГО РАСПУСТЯТ РАНЬШЕ - ВАДА ИЛИ МИНСПОРТА?
Олег ШАМОНАЕВ
Исинбаева плачет, боссы Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) хмурятся, чиновники Минспорта сдают билеты в Рио, журналисты лихорадочно вспоминают о юниорских дисквалификациях десятилетней давности. Сполна решением Международного олимпийского комитета о частичном допуске нашей сборной на Игры-2016 не доволен никто. Но все понимают, что каждая сторона конфликта получила от МОК какие-то уступки. Это и есть искусство политического компромисса. Томас Бах умело вывел свою организацию из-под удара, не разругавшись с Россией и переложив всю ответственность на международные федерации. Вроде бы глобального кризиса удалось избежать, однако беда всех подобных компромиссов в том, что они не решают проблем, а загоняют их вглубь.
ПРАЗДНИК ДИЛЕТАНТОВ
Конечно, сейчас не время для радикальных решений - до старта Олимпиады осталось всего десять дней, а проблем в Рио хватает и без русского допинга. К тому же на допинговый скандал - как в России, так и за рубежом - слетелось такое количество праздных зевак, что хладнокровные действия невозможны в принципе. Спорт сейчас тонет в потоках ненависти - политической, национальной, социальной - и задыхается от советов дилетантов. Кто-то, возможно, радуется в этой ситуации “высоким рейтингам”, однако рекордный приток болельщиков, которых априори интересует только околоспорт, - это плохо для любых соревнований. Публика будет ждать в Рио не спортивных подвигов, а поводов для того, чтобы схлестнуться со своими оппонентами в новой истеричной перепалке. Такой нездоровый ажиотаж усиливает давление на спортсменов и отпугивает спонсоров.
На Играх-2016 сборной России будет очень тяжело, даже если наши спортсмены отправятся туда с настроем “всех порвать” за себя и за безвинно пострадавших товарищей, а также доказать, что способны выигрывать и в условия тотальных допинговых проверок. Но Олимпиада очень скоротечна, а впереди у нас - новые заседания МОК, новые интриги-скандалы-расследования от ВАДА и другие крупные соревнования. И если мы не хотим висеть на волоске перед каждым стартом, необходимы какие-то серьезные действия уже 22 августа, на следующий день после закрытия Игр в Рио. А может, и раньше. Причем делать это нужно независимо от спортивного результата нашей сборной, который может оказаться худшим в истории наших выступлений на летних Олимпиадах.
В первую очередь нам придется разобраться с ВАДА, которое очевидно вышло из-под контроля своих учредителей, превратилось в закрытую секту и забыло о своем международном статусе, став Агентством по делам русского допинга. Конечно, проблема допинга очень и очень серьезна, но не настолько, чтобы игнорировать ради борьбы с некими медицинскими препаратами базовые права человека, основные юридические принципы и становиться инструментом политического давления. ВАДА должно либо вернуться в правовое поле, став действительно всемирной и прозрачной организацией, либо прекратить свое существование.
Моментом истины здесь должна стать Всемирная конференция по допингу, которую МОК собирается провести в 2017 году. Если наши спортивные руководители снова проспят подготовку к этому мероприятию, если снова вместо войны и судов с ВАДА продолжат заискивать перед карателями из Монреаля, наш спорт высших достижений дешевле будет закрыть прямо 22 августа и тогда же торжественно отказаться от проведения в России чемпионата мира по футболу-2018 и зимней Универсиады-2019.
УЛУЧШЕНИЕ ИМИДЖА НАОБОРОТ
Также очевидно, наше Министерство спорта провалило свою миссию как структура по улучшению имиджа России через успехи на международных соревнованиях. То есть успехи есть, в том числе победа в командном зачете на домашней Олимпиаде в Сочи и на домашнем чемпионате мира по легкой атлетике в Москве. Вот только в современном спорте мало завоевать медаль, нужно еще доказать, что этот успех был честным. А на последнее гибкости, кругозора и дипломатических возможностей нашей чиновничьей структуры явно не хватило. Налицо недооценка опасности, которую таили в себе расследования ВАДА, и даже халатность в отстаивании интересов нашего спорта перед лицом серьезнейших обвинений.
В том, что подчиненные Виталия Мутко (как утверждает ВАДА) создали некую глобальную государственную “допинговую систему”, есть большие сомнения. Думаю, что даже если бы перед ними была поставлена такая задача, она вряд ли была бы реализована. Системность - не самая сильная сторона нынешнего состава Минспорта. Кроме того, в наших реалиях любая, даже суперсекретная госпрограмма потребовала бы такую прорву денег, что это не могло бы остаться незамеченным. Как бы то ни было, “улучшение имиджа” в итоге возымело обратный эффект, что ставит вопрос не только о персональной ответственности руководителя учреждения, но и о целесообразности существования министерства.
На самом деле в мире не так много стран, где спортом занимается отдельный госорган. Быть может, и нашему государству сейчас самое время снять с себя избыточные функции по управлению спортом высших достижений и вернуть их Национальному олимпийскому комитету и федерациям? Во всяком случае, МОК поручил реформировать антидопинговую систему в России именно ОКР. Если же государство собирается и дальше помогать деньгами спортсменам и тренерам сборных, то для этого совсем необязательно содержать целое министерство. Есть масса других схем. Понимаю, что децентрализация и ставка на общественные организации в нашей стране в данный момент не в тренде. Но, быть может, роспуск Минспорта или изменение его статуса - это хороший первый шаг по спасению из той навозной ямы, в которой мы все оказались.