ХРОНИКА
МОДА + ТЕХНОЛОГИИ = СПОРТ
"Компании, которые сегодня стремятся выйти на международный рынок спортивной экипировки и оборудования, по определению достойны уважения хотя бы за смелость. Казалось бы, куда им тягаться с мировыми гигантами. Но наши компании не просто не пасуют перед сложностями, но и предлагают рынку новые технологии и разработки. Поэтому мы считаем своей обязанностью помогать таким производителям. Тем более что, как показывает время, почти все новинки и идеи оказываются весьма востребованными”.
Статс-секретарь - заместитель министра промышленности и торговли Виктор ЕВТУХОВ
Мода на здоровый образ жизни набирает обороты. Еще 10 лет назад трудно было предположить, что спорт окажется настолько популярен, что даже в наших климатических условиях выберется за двери спортивных залов и отправится на улицу. Сегодня почти в каждом фитнес-клубе есть outdoor-направление, не пустуют workout-зоны в парках, а на массовые забеги выстраиваются очереди из желающих зарегистрироваться. Повинуясь спортивному буму, не стоят на месте и технологии производства одежды и инвентаря. Все новейшие разработки и инновации будут представлены на выставке SPORT B2B EXPO, которая пройдет в Москве 3 и 4 августа.
“Мы проводим первую B2B выставку спортивных товаров с большой деловой программой: саммит директоров спортивных магазинов, премия Sport В2В Awards и показы последних коллекций российских и иностранных брендов спортивной одежды, - рассказывает генеральный директор компании SPORT b2bСветлана Данилина. - Такие специализированные мероприятия для продавцов и поставщиков спортивной одежды, обуви и инвентаря долгое время не проводились, хотя потребность в этом есть, и немалая”.
На выставке будет организована отдельная зона закупок для торговых сетей и гипермаркетов. Кроме того, продавцы смогут познакомиться с новинками, за счет которых можно разнообразить ассортимент в магазинах и привлечь покупателей. “В последнее время появилось много товаров российского производства, - продолжает Данилина, - и они очень достойного качества. Таким образом, ритейлеры могут расширить товарную линейку, не завися при этом от курса евро и доллара. Мы работаем вместе с Минпромторгом и помогаем направить ассортимент в сторону импортозамещения. Крупные игроки на рынке уже давно и серьезно рассматривают эту систему”.
Спортивной одежды в России производится немало, и наибольшим спросом она пользуется в сфере экстремального туризма, горнолыжного спорта и sportcasual-одежды. Представлен, пусть и небольшим количеством брендов, обувной сегмент. Любопытно при этом, что раньше эти производители работали для военных структур, а сегодня любители экстремальных видов спорта могут купить их снаряжение в обычных магазинах. Не отстают наши производители и в других сферах, так, в последнее время набирают популярность различные виды многоборья, например триатлон. И многие фирмы потратили значительные силы и средства для разработки технологичных решений в этой сфере, в частности в производстве термобелья. “Есть компании, которые вполне успешно развивают направление одежды для игровых видов спорта, - комментирует конкурентоспособность отечественных производителей Данилина. - Конечно, мы не можем тягаться с ведущими западными брендами в сфере производства кроссовок, но в производстве тканевых изделий вполне можем”.
Попутно развенчивается и еще один миф - дескать, российская одежда и обувь пусть и удобная, но не очень красивая. “Наши дизайнеры могут предложить очень приличную одежду, - переубеждает специалист. - К примеру, в рамках выставки пройдет показ компании Forward, которая недавно провела конкурс дизайнеров на свою одежду. Новую коллекцию покажет также фирма STAYER, она делает хорошую одежду для горнолыжного спорта и туризма. Наши новинки совершенно не уступают иностранным аналогам”.
И еще одна интересная и немаловажная деталь: в России возобновилось собственное производство тканей, чего не было уже очень давно. Так, обнинская компания КАРО выпускает коллекцию одежды для различных направлений: начиная аутдор и заканчивая sportcasual.
Покупатель сегодня становится все более требовательным. Времена, когда на беговую дорожку можно было выйти в тренировочных штанах с оттянутыми коленками и застиранной футболке, давно ушли в прошлое. Теперь для каждого вида спорта нужна своя технологичная, хорошо сделанная, специализированная одежда. Лидируют в фитнес-сегменте по-прежнему известные европейские и американские марки, но конкурентоспособность российских брендов стремительно растет. Запросы покупателей в целом можно разделить на две группы. Первая ориентируется на цену. Для таких потребителей важно, чтобы одежда была достаточно дешевой, качество при этом отходит на второй план. Вторая группа - это спортсмены, профессионалы и любители, посвящающие занятиям достаточно много времени. Именно на их заинтересованность в высоком качестве, удобстве и хорошем дизайне ориентированы сегодня все мировые производители. Когда спорт становится неотъемлемой частью жизни, человек уже не готов экономить на собственном удовольствии, комфорте и здоровье. Если верить опросам и маркетинговым исследованиям, во всем мире таких людей в последнее время становится все больше, и Россия - не исключение. “Сейчас идет серьезный прирост покупателей с высокой планкой потребностей, - комментирует Данилина. - Разумеется, есть магазины, которые продают недорогую одежду, подходящую больше для повседневной жизни, но и они уже стараются внедрять в ассортимент и специализированные товары. При этом стоит понимать, что хорошее качество дешевым сделать невозможно, Но покупка нашей продукции все равно будет гораздо выгоднее иностранного аналога, потому что все завязано на российском труде, логистике и материалах”.
Впрочем, одежда и обувь - далеко не все, что могут предложить рынку отечественные производители. Есть товары для рыбалки, охоты и туризма, в частности снаряжение и лодки. По словам специалистов, в этом сегменте Россия традиционно в лидерах.
“Мы можем предложить сейчас и всему рынку, и конечному потребителю большую линейку разноплановых товаров высокого качества по доступной цене, - констатирует Данилина. - Хотя на таких хобби люди, как правило, и не экономят. Разумеется, есть товары, которые по-прежнему производятся в Китае, в Пакистане, но, несмотря на их налаженные логистические цепочки, ценность нашей рабочей силы увеличивается”.
Но и это не все. Отечественным поставщикам удалось выйти на рынок товаров, которые всегда считались прерогативой иностранных производителей, - спортивный инвентарь, тренажеры и даже спортивное питание. Если присмотреться - ассортимент впечатляет. “В России есть собственные заводы по велосипедам в разных городах России, - начинает перечисление Данилина. - Яркий пример - компания Stels, которая производит не только велосипеды, но и квадроциклы. Из хорошего “железа” можно назвать тренажеры, у которых есть функции, незнакомые пока иностранным брендам. К примеру, тренажеры для инвалидов”.
В рамках премии Sport В2В Awards премией будет отмечен проект уличных тренажеров Street Barbell. И это не единственный пример компании, развивающей workout-сегмент. Аналогичное производство размещено в Петрозаводске, а в Чебоксарах компания Romana также делает детские городские тренажеры и уже вышла на канадский рынок.
Справедливости ради стоит отметить, что первые компании в этой сфере появились в конце 90-х. Сегодня же их на рынке более пятидесяти. Есть среди них маленькие производства, делающие упор на свои уникальные методики, есть ориентированные на традиционный фитнес, в том числе и модную сегодня аквааэробику, и даже собственные скалодромы.
Есть достижения и в оборудовании для зимних видов спорта. Клюшки, лыжи, сноуборды - да, пока в этой сфере мы не можем назвать себя лидерами, хотя климат располагает как раз к обратному. Но положительные тенденции, как утверждают специалисты рынка, есть. “Это и фабрика “Заряд” из Татарстана, производящая клюшки и использующая в их изготовлении интересные инновационные технологии, - рассказывает об участниках спортивной выставки Данилина. - Можно выделить Балабановскую лыжную фабрику, которая делает лыжи для России и Европы. Горнолыжные доски и сноуборды этой фирмы еще несильно востребованы, но есть к чему стремиться. Санкции, надо сказать, сыграли нам даже в плюс, и внутренний рынок начал стремительно развиваться. Все это делают люди, беспокоящиеся в первую очередь за здоровье и благополучие общества, денежный вопрос у них не на первом месте. Я хочу особенно отметить помощь Минпромторга, потому как на самом деле без их поддержки мы бы просто не потянули это мероприятие. Их желание развивать легкую спортивную промышленность в России благородно в наше время. Минпромторг оказывает и материальную помощь, и выводит российские компании на иностранные выставки, чтобы показать наши достижения миру. Я надеюсь, что мы сделаем общий стенд на выставке в конце января - начале февраля 2017 года, где покажем новые коллекции. Мы покажем Россию с новым лицом - инновационную. Я очень надеюсь, что вместе с Минпромторгом мы увеличим количество товаров российского производства в спортивных магазинах и будем ими гордиться”.
Ольга КАРАСЕВА Ксения ХОРОШЕВА