ОЛИМПИЗМ
ПАРАЛИМПИЗМ
В преддверии Музыкального полумарафона, который пройдет 14 августа, член резервной сборной России и координатор команды по хэндбайкингу Андрей ШИРЯЕВ рассказал “СЭ” о перспективах паравелоспорта.
СОВРЕМЕННЫЙ ХЭНДБАЙК - ПОЧТИ ГОНОЧНАЯ МАШИНА
- В полумарафоне хэндбайкеры участвуют уже третий раз. Что изменилось с первого старта?
- Прежде всего, увеличилось количество спортсменов: в первом полумарафоне участвовало около 12 человек, в 2015 году на старт вышло уже порядка 28. Данных по участникам на этот раз у меня пока нет, но, думаю, их стало еще больше. Состав сборной Москвы по паравелоспорту в классе хэндбайк увеличился на 3 - 4 человека. В конце апреля перед чемпионатом России у нас прошел сбор в Сочи, а сейчас спортсмены тренируются в парке “Крылатские Холмы” вместе с обычными велосипедистами. В целом информация о существовании такого вида спорта и активного отдыха продолжает распространяться. Примерно 10 процентов от населения в любой стране имеют какую-то степень инвалидности, и многие из них просто сидят дома. Мы проводим марафон, чтобы показать, что люди с особенностями организма могут принимать участие наравне с бегунами. На мой взгляд, это один из самых эффективных способов популяризовать паравелоспорт.
- А как обстоят дела в сфере производства техники?
- Открывать производство хэндбайков в России пока невыгодно. Больше всего рынок техники развит в Америке и в центральной и восточной Европе, к примеру, в Польше. С момента изготовления первой модели хэндбайка прошло около 20 лет. Сегодня в мире пять производителей, которые делают хорошую спортивную технику, и в олимпийский год каждый из них постарался как-то усовершенствовать хэндбайки. Теперь они выглядят, как гоночные машины. Профессиональные хэндбайки делаются полностью из углепластика, поэтому они более аэродинамичные, а по весу не тяжелее двухколесных велосипедов.
- Какие модели хэндбайков сейчас существуют?
- Хэндбайком называется полноценная конструкция, где человек лежит, но также есть велоприставки к коляске. Они удобны в транспортировке и больше подходят для любителей. Профессиональный хэндбайк стоит около миллиона рублей, а такую приставку можно купить за 20 тысяч. Но в целом это не спортивный агрегат, его возможности во много раз меньше. Средняя скорость составляет примерно 20 км/ч, тогда как скорость профессионального хэндбайка порядка 43 км/ч. Но на старт выйдут участники на обоих видах транспорта.
- Вам нравится трасса этого полумарафона?
- Трасса идет в один круг, она достаточно легкая, так как предназначена прежде всего для бегунов, и на ней нет больших высотных перепадов. Единственное, в одном месте, при съезде с Красной площади, лежит старая брусчатка, и когда велосипед быстро едет с горы, переднее колесо подпрыгивает на кочках, поэтому ехать немного некомфортно. Я думаю, мы с участниками договоримся и притормозим в этом месте, чтобы не издеваться ни над собой, ни над техникой. Тем более что участок составляет всего несколько десятков метров, а перед ним и дальше асфальт идеальный.
- Участники полумарафона в основном москвичи?
- Да, но также есть пара человек, которые постоянно приезжают из Тверской и Брянской областей. У большинства людей просто не хватает средств на то, чтобы приехать из других регионов России. Перевозка техники доставляет много хлопот.
- А на мировом уровне российские хэндбайкеры могут составить конкуренцию?
- Московский Марафон 2015 года собрал людей, которые сейчас тренируются и прогрессируют, чтобы соревноваться уже на международной арене. В велоспорте за один сезон невозможно достичь больших результатов, потребуется как минимум 3 - 4 года. Но у нас постепенно появляется конкуренция и внутри страны, которая способствует хорошему результату на международных стартах. В Московском марафоне 2016 года мы, конечно, тоже будем принимать участие и проедем дистанцию в 42,2 км.
Ольга КАРАСЕВА