ОЛИМПИЗМ
РИО-2016
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
Международная федерация легкой атлетики (ИААФ) пошла на беспрецедентный шаг, пересмотрев свое решение о допуске к Играм россиянки Дарьи Клишиной буквально за два дня до ее выхода на арену Олимпийского стадиона.
ЗА ЧТО УНИЗИЛИ КЛИШИНУ
Наталья МАРЬЯНЧИК, Олег ШАМОНАЕВ
- У нас появилась новая информация по поводу Клишиной, которая не позволяет ИААФ допустить ее до выступления на Олимпийских играх, - штампует сухие фразы пресс-атташе ИААФ, вообще-то жизнерадостный грек Янис Николау. Что это за информация - тайна за семью печатями, о подробностях умалчивают и в команде самой Дарьи.
По неофициальным данным, речь идет о российском периоде карьеры Клишиной, который продолжался до осени 2013 года. Из крупных соревнований Дарья успела выступить в 2013-м на чемпионате мира в Москве (7-е место), победить на универсиаде в Казани, а годом ранее занять пятое место на чемпионате страны и не отобраться на Олимпиаду в Лондон. Все это время ее тренировала Ольга Шемигон - наставник, до сих пор не замеченный ни в каких допинговых нарушениях.
МАКЛАРЕН НЕ ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ
Судя по всему, в случае с Клишиной ИААФ не сможет достать из кармана козырь в виде положительной допинг-пробы. У Дарьи и перепроверять-то нечего: на Играх в Лондоне она не выступала, на летнем или зимнем чемпионатах мира никогда призером не была, а на момент победы на командном чемпионате Европы уже тренировалась в США. Можно, конечно, предположить, что пробы у нее все равно брали, несмотря на безмедальные финиши, но положительный результат таких перепроверок маловероятен.
А значит, во всем “виноват” тот самый доклад Ричарда Макларена. Бывший руководитель московской лаборатории Григорий Родченков в подробностях рассказывал его авторам о подменах сразу на двух стартах, где выступала Клишина, - чемпионате мира в Москве и универсиаде. Другой вопрос, почему канадский профессор не внес фамилию россиянки в свой “черный” список изначально. Тогда бы мы по крайней мере избежали унизительной ситуации, когда спортсмен получает аккредитацию, заселяется в Олимпийскую деревню, а на следующее утро получает решение о своем недопуске на Игры.
Вероятно, ответ кроется в новости о том, что Макларен получил дополнительное финансирование от ВАДА и продолжает свой доклад, вторая часть которого будет опубликована в сентябре. Еще в июльском интервью “СЭ” Макларен говорил, что на детальную проработку дела каждого спортсмена ему не хватило времени. А прямое копирование фамилий из “списка Родченкова” в список дисквалифицированных привело к откровенным казусам. Наши пловцы Владимир Морозов и Никита Лобинцев уже сходили в CAS по этому вопросу и свои дела выиграли. И вот Макларен усиленно поработал еще несколько недель, чтобы шокировать спортивный мир фамилией Клишиной.
ИГРА В ШПИОНОВ
Как сообщила “Комсомольской правде” мама Дарьи, результатом трудов Макларена стало обнаружение на пробирке с биопробой Клишиной неких царапин. Проба была сдана на чемпионате мира в Москве в августе 2013 года. Следователи, работающие под руководством Макларена, с самого начала трактуют эти царапины как свидетельство вскрытия и подмены проб по “методу Родченкова”. Правда, как это самое вскрытие возможно физически, ни публике, ни производителям дорогостоящих пробирок пока никто не объяснил. Кроме того, непонятно, каким именно образом была организована подмена в Москве? Ведь в Сочи, по версии Родченкова, ради этого переодетыми агентами ФСБ была проделана тайная дыра в стене. Получается, что дыра существовала и в Москве? От всей этой конспирологии взрывается мозг. И порой начинает казаться, что мы имеем дело не со взрослыми людьми, а с подростками, играющими в шпионов.
На самом деле ИААФ поступает крайне смело, отстраняя Дарью буквально за несколько дней до ее выхода на старт. Куда очевидней, даже при наличии на нее “компромата”, был другой вариант: дать россиянке выступить, а потом, уже после завершения Игр, дисквалифицировать (если на то будут основания). Мало ли было таких отстранений задним числом на предыдущих Олимпиадах. Причем у спортсменов пачками отбирали медали спустя много лет после окончания соревнований. Клишина же явно не была фавориткой турнира в Рио, и скандал с ее отстранением после предварительного допуска не имеет никакого практического смысла. ИААФ только получит в лице Клишиной новую “мученицу”, которая в компании с Еленой Исинбаевой, Сергеем Шубенковым и другими обиженными звездами будет жестко критиковать федерацию и портить ее имидж.
ДЕЛО О ЦАРАПИНАХ
Хотя, быть может, портить уже нечего. В свое время бывший руководитель пресс-службы ИААФ Ник Дэвис погорел на том, что пытался проявить осторожность в допинговых делах. В 2013 году в личной переписке он порекомендовал не объявлять о допинговых дисквалификациях в разгар московского чемпионата мира, а отложить это на потом. Сейчас Дэвис отстранен от работы, а его делом занимается комиссия по этике. Возможно, именно поэтому ИААФ теперь перестала проявлять дальновидность в своей информационной политике. Появилась информация - ее тут же вывалили. Не дай бог, Макларен позвонит и сообщит что-то главе ИААФ во время олимпийского турнира - и спортсменов начнут снимать прямо по ходу забегов и прыжков. Мол, пусть подают в суд, если им что-то не нравится. Прыгнул спортсмен как участник стартов, приземлился - а он уже дисквалифицирован за допинг.
Конечно, допинг - зло, с которым обязательно нужно бороться. Вот только методы этой борьбы окончательно теряют цивилизованные формы. Все мы хорошо знаем, что добро должно быть с кулаками. Однако сейчас “добро” превратилось в этакого Фредди Крюгера, который может в любой момент вынырнуть из тьмы и раскромсать карьеру любого спортсмена на мелкие клочки. И уже никто из атлетов не может жить по принципу “Тебя посодют, а ты не воруй”. Потому что теперь их судьба зависит не только от результатов допинг-проб и от профилей биопаспортов, но и от царапин на пробирках, которые много лет хранятся неизвестно где и неизвестно в каких условиях (какой-либо публичный аудит в этом отношении отсутствует).
Было бы понятно, если бы Клишина или ее представители лично меняли допинг-пробы и оставляли на пробирках криминальные следы. А так получается, что ее вина состоит только в том, что она передала свои анализы в руки сомнительных людей, которые потом сотворили с пробами свои грязные дела (если эти дела вообще имели место). А был ли у Дарьи во время чемпионата мира-2013 вообще выбор сдавать или не сдавать допинг-тест и кому конкретно его сдавать? Откажись Клишина от официальной процедуры допинг-контроля в Москве, она была бы немедленно дисквалифицирована на совершенно законных основаниях. Кстати, после выхода доклада Макларена Дарья была единственной из российских спортсменов, кто в целом согласился с тем, что в России есть системные проблемы с допингом. Однако Фредди Крюгерам из ИААФ, видимо, уже все равно, кто попадает в их мясорубку.