Газета Спорт-Экспресс № 183 (7127) от 18 августа 2016 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 18 августа 2016 | Футбол - РПЛ

Футбол

РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

Вчера 52-летний Массимо Каррера подписал двухлетний контракт в качестве главного тренера “Спартака”. Обозреватель “СЭ” - об этом решении Леонида Федуна и о неприходе в клуб Курбана Бердыева.

НОВЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ “СПАРТАКА”

Массимо КАРРЕРА

Родился 23 апреля 1964 года в итальянском Сесто-Сан-Джованни, где начал заниматься футболом.

Выступал на позиции защитника за “Про Сесто” (1982-1983), “Руси” (1983-1984), “Алессандрию” (1984-1985), “Пескару” (1985-1986), “Бари” (1986-1991), “Ювентус” (1991-1996), “Аталанту” (1996-2003), “Наполи” (2003-2004), “Тревизо” (2004-2005), “Про Верчелли” (2005-2008).

Чемпион Италии-1994/95, обладатель Кубка Италии-1994/95, Суперкубка Италии-1995, Кубка УЕФА-1992/93, победитель Лиги чемпионов-1995/96 в составе “Ювентуса”.

Провел 1 матч за сборную Италии.

После завершения карьеры игрока работал тренером молодежного состава “Ювентуса” (2009-2011), первой команды (2011-2014), сборной Италии (2014-2016). В 2012 году был исполняющим обязанности главного тренера “Юве” - под его руководством туринцы выиграли Суперкубок Италии.

С июля 2016 года входит в тренерский штаб “Спартака”. С 5 августа - исполняющий обязанности главного тренера. 17 августа утвержден главным тренером.

Игорь РАБИНЕР

Так же, как Земля вертится вокруг Солнца, Федун продолжает эксперименты с тренерами “Спартака”. За 13 лет его правления Массимо Каррера - уже 11-й полноценный, без приставки и.о. (вопреки распространенному мнению, Дмитрий Гунько весной 2014-го был именно главным).

Заостряю ваше внимание на слове “эксперименты”. За все эти годы “Спартак” НИ РАЗУ не приглашал: а) тренера, выигрывавшего чемпионат России, б) тренера, когда-либо побеждавшего в одном из шести-семи ведущих европейских первенств. Александр Старков в Латвии со “Сконто”, Микаэль Лаудруп в Дании с “Брондбю” и Мурат Якин в Швейцарии с “Базелем”, при всем к ним уважении, к таковым не относятся, Невио Скала в Италии брал только разнообразные Кубки, и даже Унаи Эмери все до единого свои трофеи (тоже исключительно кубковые, зато какие!) взял уже после 5-месячного отрезка в “Спартаке”.

Кстати, четыре нерусскоязычных тренера, до сего дня засветившиеся в “Спартаке”, - Скала, Лаудруп, Эмери и Якин - вскладчину отработали в команде 31 месяц, 9 из которых составило межсезонье. То есть если считать гуманно, с учетом паузы в соревнованиях, то средняя продолжительность пребывания тренера-иностранца (русскоязычный Старков не в счет) в “Спартаке” - 7,75 месяца, если строго время в сезоне - 5,5 месяца.

И в результате красно-белые объявили об утверждении еще одного тренера-иностранца, который за свои 52 года до сих пор ни единого дня в своей жизни не был полновесным главным тренером. Если не считать отрезка в “Ювентусе”, когда подменял на скамейке дисквалифицированного Антонио Конте и успел за это время выиграть Суперкубок Италии. Если это - не эксперимент, то что? Тем более - учитывая, что контракт двухлетний, и за его досрочное расторжение, надо полагать, подразумевается неустойка. В этом смысле высказывавшиеся накануне предположения, что он будет подписан по схеме “1+2”, выглядели логичнее, чем итоговый вариант.

При этом оговорюсь: Каррере всячески желаю удачи, и пока как он сам (многолетний опыт успешной работы с Конте в “Ювентусе” и сборной Италии, волевое харизматичное лицо, объятия со стороны Попова после супергола болгарина в Казани), так и игра при нем “Спартака” производят приятное впечатление. В матче с “Крыльями Советов” у красно-белых появился, а с “Рубином” закрепился тот огонь, которого при “позднем” Дмитрии Аленичеве заметно не было.

Но, во-первых, давайте не забывать об уровне соперников (Самара - в лучшем случае середняк, Казань строится фактически с нуля), а во-вторых, смена тренера часто дает такой краткосрочный эффект. Мягко говоря, не факт, что со временем не растворится как дым сегодняшняя поддержка игроков, которые весь этот алгоритм уже сто раз проходили, да и вообще что дальше не произойдет стандартное погружение в стандартную спартаковскую реальность.

А реальность эта заключается в том, что у любого тренера (а легионера - вдвойне и даже втройне) нет настоящей поддержки в клубе, при которой он мог бы спокойно работать и не бояться интриг за спиной. Каждый из перечисленных специалистов, попав в “Спартак”, оказывался в вакууме и из всех возникавших проблем должен был выкарабкиваться сам. А порой, как в случае с Эмери, человека просто технично “отжимали” из клуба. Учитывая незнание итальянцем-датчанином-испанцем-швейцарцем ни российских реалий, ни языка, с таким отношением многоголовой менеджерской гидры, копошащейся под Федуном, все они были обречены.

Увы, пока нет оснований полагать, что Карреру ждет иная судьба. С чего бы, если сама структура управления в “Спартаке” осталась прежней, приглашали итальянца на роль помощника Дмитрия Аленичева - и на новую должность он выдвинулся во многом благодаря стечению обстоятельств в виде вылета от АЕК?

Конечно, тот же Каррера и не таких, как владелец “Спартака”, видал - ему, например, не надо рассказывать, кто такой хозяин “Палермо” Маурицио Дзампарини, по сравнению с которым Федун - образец терпения и стабильности. Но и один тренер в год, и ни одного иностранца, отработавшего больше сезона, и 5,5 игрового месяца на тренера-легионера - слишком уж красноречивая статистика, чтобы не заставить Карреру задуматься. Впрочем, в Италии он за столько лет тренерской карьеры главным никогда не был, в России получил такой шанс спустя полтора месяца после старта (и, возможно, думает: удивительная страна!) - так что, терять ему нечего, и трудиться в связи с этим он будет вполне раскованно.

Тем не менее спонтанное назначение Карреры - квинтэссенция стихийности и эмоциональности того, как управляют “Спартаком”. И если при таких раскладах апеннинцу удастся, допустим, прорваться в Лигу чемпионов - это будет настоящее и труднообъяснимое чудо.

ФЕДУН И БЕРДЫЕВ: РАЗВОД ДО СВАДЬБЫ

Таким же чудом, как я неделю назад писал в материале “Выбор Бердыева”, стал бы именно союз, а не мезальянс между Федуном и Курбаном Бердыевым. Когда многие трубили о подписании контракта с экс-главным тренером “Ростова” как о решенном деле, один из подзаголовков того текста звучал так: “Может ли он сработаться с Федуном?”

Никогда не претендовал на лавры проницательного аналитика, просто занимаясь авторской журналистикой и высказывая свою позицию по тому или иному вопросу, которая далеко не всегда оказывалась верной, хотя всегда - искренней. Но в данном случае попадание оказалось стопроцентным:

“...Боливар не выдержит двоих. Владелец “Спартака” - из тех самодержцев, которые предпочитают видеть под собой не четкую клубную вертикаль, а пучок дворцовых интриг, где придворные едят друг друга поедом. И никому из них, включая главного тренера, он не позволяет по-настоящему командовать парадом. В случае ни с одним тренером “Спартака” еще не был опровергнут изначальный тезис Федуна, что тренер для него лишь 10% от общего успеха.

Бердыев работает, исходя из постулата, что больше 50. И что все кадровые вопросы в спортивной составляющей клуба должны быть в его руках. Как они при таких глобальных идейно-философских разногласиях могут найти общий язык?”

Отвечая на этот риторический вопрос, я предполагал, что это возможно только в одном случае - если Федун под влиянием 13 лет без трофеев скажет себе, что все это время он что-то делал неправильно и нужны кардинальные изменения.

Таким кардинальным сломом всех былых порядков и мог стать приход Бердыева. Но не стал. Если честно, я предполагал, что они с Федуном и трех месяцев не смогут в ладу проработать. Но переоценил ситуацию: они даже не смогли договориться.

Задался в соцсетях вопросом: “Вы удивлены, что развод может случиться еще до свадьбы?” Некоторая часть отвечавших, кстати, заняла сторону Федуна и продолжила тему: мол, а почему жених должен удовлетворять прихоть невесты, пожелавшей перетащить за его счет из периферии в столицу всю свою семью?

Стоп, товарищи. Давайте уйдем от вредившей много лет красно-белым инерционной философии: “Мы - “Спартак”, а вы - ...” И отдадим себе отчет в том, что нынешний “Спартак” - это безусловно родовитый аристократ, однако ж промотавший всю свою былую репутацию. И этим “замужеством” не он сделал бы одолжение Бердыеву, а наоборот.

Это у Бердыева, двукратного чемпиона и обладателя Кубка во главе “Рубина” и автора ростовской серебряной сказки, была россыпь предложений, а вовсе не у “Спартака” с его нулем трофеев с 2003 года. И тренер чувствовал свое право диктовать условия. А почему нет-то?

Рассказывают, что Федун встретился с Бердыевым прямо в день отставки Аленичева. Причем в тот момент владелец “Спартака” готов был выполнить почти любой каприз тренера. Но опытный переговорщик, чуя опасность ускользания столь лакомого специалиста к конкурентам, не выпустил бы его из кабинета до того, как все документы были бы подписаны и заверены. В конце концов, это можно было сделать даже во время их второй встречи в Ницце. Вызвать из Москвы юристов (а лучше - приехать прямо с ними), прописать все детали. И, как и планировалось в клубе, официально представить его 15 августа, после игры в Казани.

Ни капли не сомневаюсь, что к Бердыеву по процессу этих переговоров у “Спартака” могут быть вопросы. Это далеко не самый простой и прозрачный персонаж, душа у него явно не нараспашку, и он вполне мог вести некую двойную игру. Знаю людей, которые из-за этого говорят, что Федун, мол, в данном случае ни при чем и сделал все возможное, а, дескать, Бердыев с какого-то момента даже перестал отвечать на звонки.

Но даже если это и так, едва ли все эти сложности для кого-то в российском футболе были секретом. Федун в нем не первый день, и он обязан был знать, кого хочет. Это его, а не бердыевской проблемой было не доводить все до состояния “все пропало: гипс снимают, клиент уезжает”. Это не над Бердыевым, а над “Спартаком” после этой истории смеются даже громче, чем раньше. Кто-то взахлеб, кто-то сквозь слезы.

К Федуну было бы гораздо меньше вопросов, если бы Бердыев пошел в сборную. Тут уж, как говорится, против лома нет приема, да и сам тренер при прочих равных склонялся именно к такому выбору, о чем даже говорил на прощальном ужине в Ростове. Но Виталий Мутко предпочел Станислава Черчесова - и дорога “Спартаку”, казалось, расчищена. Ан нет. Вроде бы в среду утром, после Амстердама, Федун до какого-то момента еще ждал звонка от Бердыева, Бердыев - от Федуна. Но раздражение накопилось уже с обеих сторон, никто так и не позвонил, и тогда владелец красно-белых принял окончательное решение: Каррера.

Интересно, конечно, было бы понять, что именно стало точкой невозврата. Известно, например, что Бердыев сильно и неприятно удивился, когда после первой встречи с Федуном в Москве ее подробности тут же уплыли в СМИ: в своих прежних клубах тренер привык к совсем другому уровню конфиденциальности. И сделал зарубочку, что в работе по будущим трансферам может повториться та же история. Итоги переговоров складываются из любой якобы мелочи.

Бердыев хотел контролировать спортивный блок, включая переходы, но, по нашим данным, не настаивал на “своих” генеральном и финансовом директорах. Единственный игрок из предложенных им, которого наотрез отказался приобретать Федун, - Джанаев. Но едва ли такая деталь могла бы что-то по-настоящему изменить. Похоже, чем ближе стороны узнавали друг друга, тем больше возникало напряжения. К тому же есть сведения, что противником прихода Бердыева (а заодно и Константина Сарсании на должность спортивного директора) был вице-президент Александр Жирков, а воздействию со стороны окружения Федун подвергаться склонен. Жесткие слова Жиркова на пресс-конференции, что “Спартак” не будет принимать участие в кампании по выбиванию денег из российских клубов”, эту версию подтверждают.

Были еще неудачные попытки приобрести Чорлуку и Диарра - тоже игроков из “списка Бердыева”. И выводы, что каждодневно владелец заниматься “Спартаком” из-за занятости не в состоянии, а те, кто на хозяйстве, не обладают достаточным кругом полномочий. В результате сверхоперативные вопросы решаются с проволочкой. В общем, то же самое, что было в “Спартаке” еще во времена гендиректорства Сергея Шавло.

(При этом нынешний гендир Сергей Родионов сдержал свое слово и подал заявление об уходе, когда в отставку был отправлен Аленичев. Но Федун попросил продолжить работу - и Родионов отказать не смог.)

У меня было ощущение, что если стороны и договорятся, то сразу. Чем дольше все затягивалось, тем меньшим казался положительный исход, потому что на дистанции отчетливее выплывают любые противоречия. Так и вышло. Не думаю, что Бердыев сильно переживает оттого, что со “Спартаком” у него не срослось. Да, по слухам, 3,5 миллиона евро в год, которые стояли на кону, - деньги большие, но он и так человек не бедный.

“ЛОКОМОТИВ”? “РОСТОВ”? А МОЖЕТ, СНОВА “СПАРТАК” ПОСЛЕ КАРРЕРЫ?

А в том же “Локомотиве” могут заплатить если не столько, то тоже щедро. И со стратегической точки зрения этот вариант видится для Бердыева более заманчивым. У поклонников “Локо” и близко нет таких стилевых требований, как у красно-белых. Нет и столь мощного пула ветеранов, которые стремятся видеть у руля человека только своей крови. Да, при тандеме Валерий Филатов - Юрий Семин заложены победные традиции, но впоследствии они были разбазарены, и никому не придет в голову требовать от Бердыева выигрыша чемпионата в первый же сезон.

Наконец, в “Спартаке” всем управляет Федун, для которого немыслимо отдать весь спортивный блок в руки тренера, кто бы им ни был. Столкновение одной личности с другой могло бы произойти и в “Локомотиве”, но там больше нет Ольги Смородской, сработаться с которой у Бердыева, не сомневаюсь ни секунды, по самым разным причинам не было бы ни единого шанса.

Но вместе со Смородской из “Локо” ушла и ее команда, что называется, расчистив поляну. Новый президент Илья Геркус пока не является тем футбольно-политическим тяжеловесом, который не готов отдать даже часть своей виртуальной территории. По неподтвержденным данным, принципиальных возражений против прихода Бердыева у него нет.

Поговаривают также, что существует и другой, более фантастический вариант. Впрочем, о какой фантастике можно говорить после того, как “Ростов” заявил Бердыева на матчи с “Аяксом” в роли помощника Дмитрия Кириченко и экс-главный, пусть и не сидел на скамейке, но в перерыве был в раздевалке и корректировал действия футболистов?

Так вот, этот вариант может сработать при условии выхода “Ростова” в групповой этап Лиги чемпионов, что после ничьей в Амстердаме уже абсолютно не выглядит миражом. “Ростов” выходит, из добытых от УЕФА почти 15 миллионов евро гасятся долги, а Бердыев возвращается на должность главного тренера. Правда, в этом случае придется как-то “разруливать” персональные противоречия тренера с Иваном Саввиди и некоторыми другими ростовскими шишками, но, глядя на все происходящее, я не готов сразу отметать ни один путь развития событий.

Включая даже такой, как третье приглашение Бердыева к красно-белым. Все эти разговоры, что, мол, “в “Спартак” два раза не зовут”, - ерунда на постном масле, чистая мифология. Тот же Федун того же Бердыева звал уже дважды за три с копейками месяца.

ПРИ БЕРДЫЕВЕ КЛУБ СТАЛ БЫ ДРУГИМ. ТЕПЕРЬ ОСТАНЕТСЯ ПРЕЖНИМ

Признаюсь честно, я не был ни яростным сторонником, ни категорическим противником прихода Бердыева в “Спартак”.

Однако при всех “но”, которые возникали при мыслях о перспективе отдачи ему всей полноты власти в спортивной (в том числе и трансферной) части клуба и слишком уж явном стилевом акценте на результат любой ценой, одно невозможно было отрицать.

При Бердыеве вся конфигурация жизни “Спартака” радикальным образом изменилась бы. Ему не надо объяснять, чем был этот клуб все время царствования Федуна, и он подходил к своему возможному приезду в Тарасовку как к цельному проекту, который не мог и не должен был ограничиваться тренировочным процессом и определением стартового состава.

Мне хотелось хоть каких-то перемен. Потому что в спартаковском хозяйстве, при всем мельтешении тренеров с разными лицами и характерами, царит застой. Я вообще поймал себя на том, что обо всем этом писал и в “СЭ”, и в книге о “Спартаке” еще в 2007 году. Один и тот же процесс с минимальными вариациями повторяется раз за разом. И прорыв может случиться только в случае, если другим станет весь - а не только командный - механизм.

У Карреры могут быть великолепные тренерские идеи, свежий взгляд на то, что можно сделать с имеющимися в “Спартаке” футболистами. Но у него нет ни знания реалий, ни кадровых и прочих ресурсов, чтобы произвести изменения в клубе - те, без которых и у команды вдолгую все не сдвинется с мертвой точки. Он даже не подозревает, сколько скелетов водят хоровод в спартаковских клубных шкафах и как эти скелеты сжирают с потрохами любого приходящего туда тренера.

Теперь этих изменений не будет. Мы не можем знать, каким будет результат или качество игры в том или ином матче “Спартака”, но нет никаких оснований думать, что в более глобальной жизнедеятельности клуба прекратится бег на месте. Бег, который продолжается уже 13 лет с момента прихода в “Спартак” нынешнего владельца.

При его предшественнике Андрее Червиченко, правда, было намного хуже, и об этом тоже забывать не следует. Сколько бы сезонов красно-белые сейчас ни зябли на 5-6-м местах, снизу еще есть откуда стучать, и изрядно - спросите и вышеозначенного господина из Ростова-на-Дону, и все московское “Динамо” в полном составе.

Червиченко в свое время проследовал по заслуженному им в полной мере маршруту “чемодан - вокзал - Ростов”. Сейчас путешествия Бердыева в обратном направлении не случилось. Что ж, болельщикам “Спартака” остается наблюдать, как не любимый Федуном с 2009 года Джанаев (его переход, по имеющимся данным, был одним из камней преткновения на переговорах) вытаскивает “Ростов” в Амстердаме, а сам клуб с Бердыевым в тени находится уже в одном матче от группы Лиги чемпионов.

А поклонники “Спартака” тем временем будут “массимить”. Или “каррерить” - тут уж как хотите.

Что им еще остается делать?