Газета Спорт-Экспресс № 228 (7172) от 10 октября 2016 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 10 октября 2016 | Хроника

ДОПИНГ

Конфликт между Международным олимпийским комитетом (МОК) и Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА), похоже, исчерпан. МОК более не ставит под сомнение необходимость существования ВАДА и настаивает лишь на единичных реформах.

МОК ПРЕДЛАГАЕТ РОССИИ СМИРИТЬСЯ С ВАДА

Саммит МОК в Лозанне, который прошел в минувшую субботу и был посвящен в том числе антидопинговым реформам, получился неожиданно мирным. Жесткой критики ВАДА на заседаниях не прозвучало, в том числе от представителей России. А многие предложения по расширению полномочий агентства нашли свое отражение в итоговой резолюции саммита. Этот документ пока не имеет юридической силы, однако велика вероятность того, что в следующем году он будет одобрен сессией МОК и после этого станет обязательным для исполнения. “СЭ” выделил главные идеи, прозвучавшие в Лозанне.

СИСТЕМА БОРЬБЫ С ДОПИНГОМ ДОЛЖНА БЫТЬ НЕЗАВИСИМОЙ

Независимость антидопинговых властей от спортивных или национальных интересов - одна из ключевых претензий МОК к ВАДА. Но вопреки ожиданиям чиновники МОК не собираются настаивать на создании нового антидопингового агентства взамен старого. Напротив, они предлагают создать в структуре ВАДА еще один департамент, который будет непосредственно отвечать за тестирование. А право наложения дисциплинарных санкций по допинговым делам планируется забрать у международных федераций по видам спорта и передать напрямую в Спортивный арбитражный суд (CAS).

Если последнее решение все же будет одобрено на ноябрьском Совете учредителей, это никак не ограничит полномочия ВАДА. Агентство и раньше не принимало решений по санкциям и никого не дисквалифицировало, это делали международные либо национальные федерации (или антидопинговые агентства, как в случае с РУСАДА). Но теперь явный конфликт интересов, когда федерация должна дисквалифицировать своего же атлета, предлагается убрать. Приведет это в первую очередь к реформе самого CAS. Принимать решения по допинговым делам в десятках федераций по олимпийским видам спорта - это гигантский объем работы. Спортивному суду придется резко переформатироваться и расширять штат своих сотрудников.

ОТКРЫТИЕ ГРАНИЦ

Один из ключевых упреков в адрес ВАДА от руководителей МОК состоял в том, что агентство на протяжении многих лет закрывало глаза на поступавшую информацию о нарушениях и выдавало аккредитации Московской лаборатории и РУСАДА. По мнению МОК, это говорит как минимум о неэффективности существующей системы контроля над национальными антидопинговыми органами.

Теперь ВАДА предлагается составить прозрачный план тестирования атлетов по видам спорта и по странам. При этом акцент делается на усилении тестирования там, где до сих пор в силу разных причин с этим были проблемы. Должно быть недопустимо, чтобы, например, российские спортсмены сдавали пробы каждый день, а их непосредственные конкуренты - раз в полгода. Это не отменяет целевого тестирования - то есть в первую очередь акцент будет делаться на самых рисковых в допинговом плане видах спорта и атлетах с подозрительными пробами.

При этом ВАДА должно параллельно усилить контроль над национальными антидопинговыми программами и антидопинговыми агентствами. Видимо, таким образом МОК пытается предотвратить новые коллапсы, подобные тому, что случился с Россией.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЛЯ ТРЕНЕРОВ

ВАДА никогда не призывало к уголовной ответственности за употребление допинга, хотя в некоторых странах такая мера и существует. МОК теперь предлагает гармонизировать законодательство по всему миру и сделать уголовную ответственность повсеместной, но не для самих спортсменов, а для их персонала - тренеров, врачей, физиотерапевтов и так далее. То есть наказываться будет именно распространение, а не сам факт употребления запрещенных веществ. Напомним, в России подобный законопроект находится в стадии рассмотрения.

УВЕЛИЧЕНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ ВАДА

Усиление тестирования означает, что существующими силами ВАДА уже не справится. МОК предлагает создать в структуре агентства новый департамент, который будет отвечать исключительно за тесты. Это позволит разграничить функции регулирования и непосредственно тестирования и сделает систему более прозрачной. Отдельно в постановлении саммита подчеркивается необходимость для ВАДА позаботиться об информационной безопасности, чтобы не допускать более хакерских утечек.

МОК выражает готовность увеличить финансирование ВАДА, с тем чтобы все предложенные реформы были воплощены в жизнь. Таким образом, очевидно, в противостоянии между двумя столпами мировой спортивной политики можно поставить точку. МОК и ВАДА сотрудничают и будут жить дружно. А России придется либо выстраивать заново отношения с агентством, либо стать изгоями большого спорта и довольствоваться соревнованиями на уровне региональных Спартакиад.

Наталья МАРЬЯНЧИК