ФУТБОЛ
ЗОЛОТОЙ МЯЧ-2016
“СЭ” - о новом старом формате розыгрыша одного из главных футбольных призов.
“ЗОЛОТОЙ МЯЧ” ОТКАЗАЛСЯ ОТ “ФИНАЛА ТРЕХ”
Вчера в девять утра по московскому времени, когда во Франции было на час меньше, журнал FranceFootball начал оглашать на своем сайте имена номинантов на “Золотой мяч” 2016 года. Стало известно, что на приз лучшему футболисту планеты претендуют: Агуэро (“Манчестер Сити”, Аргентина), Обамеянг (“Боруссия” Д, Габон), Бэйл (“Реал”, Уэльс), Буффон (“Ювентус”, Италия) и Криштиану Роналду (“Реал”, Португалия”).
А где же Месси? Без пятикратного обладателя “Золотого мяча”, конечно же, не обошлось. Просто издание, чтобы поддерживать интерес к конкурсу на протяжении дня, решило объявлять имена номинантов дозированно - пятерками каждые два часа, по алфавиту (фамилия Обамеянг, на всякий случай, в оригинале пишется с буквы “А”).
К вечеру было достигнуто искомое число 30. Статус номинантов получили: Де Брейне (“Манчестер Сити”, Бельгия), трио из “Атлетико” - уругваец Годин, француз Гризманн и испанец Коке, аргентинский дуэт из “Ювентуса” - Дибала и Игуаин, Ибрагимович (“Манчестер Юнайтед”, Швеция), Иньеста (“Барселона”, Испания), Кроос (“Реал”, Германия), Левандовски (“Бавария”, Польша), Ллорис (“Тоттенхэм”, Франция), Махрез (“Лестер”, Алжир), Месси (“Барселона”, Аргентина), Модрич (“Реал”, Хорватия), Мюллер и Нойер (оба - “Бавария”, Германия), Неймар (“Барселона”, Бразилия), Пайет (“Вест Хэм”, Франция), Пепе (“Реал”, Португалия), Погба (“Манчестер Юнайтед”, Франция), Серхио Рамос (“Реал”, Испания), Руй Патрисиу (“Спортинг”, Португалия), Суарес (“Барселона”, Уругвай), Варди (“Лестер”, Англия), Видаль (“Бавария”, Чили).
Хозяин - барин, он вправе решать, как проводить и представлять конкурс. А журнал FranceFootball, учредивший “Золотой мяч” 60 лет назад, снова полновластный владелец бренда. В январе истек срок действия подписанного в 2010 году соглашения о партнерстве между ФИФА и издательской группой Amaury, которой принадлежит еженедельник, в сентябре же стало известно, что стороны не намерены его продлевать.
Вкратце история вопроса такова. С 1956 до 2007 года FranceFootball голосованием журналистов определял лучшего футболиста Европы: поначалу - из числа европейцев, а с 1995 года - среди всех игроков, выступающих в клубах континента. Потом одолела тяга к глобализму, и в конкурсе отменили все границы. Лауреатом мог стать уже любой футболист планеты.
По сути, это мало что изменило, потому что сильнейшие и, что немаловажно, самые раскрученные все равно сосредоточены в Старом Свете. Но возник “дуализм”. Ведь с 1991 года ФИФА тоже определяла лучшего игрока мира. Только путем опроса тренеров и капитанов национальных сборных.
Примечательно, что в период с 2005-го по 2009-й имена победителей двух конкурсов совпадали (Роналдинью, Каннаваро, Кака, Криштиану Роналду, Месси), так что случившееся шесть лет назад слияние двух опросов выглядело логичным. Объединенный приз получил наименование “Золотой мяч ФИФА”, к голосованию же допустили все три составляющие: тренеров, капитанов и журналистов.
Теперь развод и девичья фамилия. “Золотой мяч” вернулся в семью, и снова его судьбу будут решать только пишущие собратья, что должно добавить ему объективности. Все-таки иные тренеры и футболисты не всегда вникали в смысл опроса. Им предлагали назвать лучшего за прошедший год, а они называли лучшего, по их мнению, вообще, поддавались магии имен.
Кроме того, действующие игроки, не имея возможности отдать голос за себя любимого, придерживались клубной лояльности. Так, Месси, как капитан аргентинской сборной, год назад проголосовал за трех партнеров по “Барселоне” - Суареса, Неймара и Иньесту. “Алаверды” Неймара не заставил себя ждать: Месси, Суарес, Ракитич. Тройку Криштиану Роналду составили реаловцы Бензема, Хамес Родригес и Бэйл, а занявший 4-е место Левандовски выбрал исключительно представителей “Баварии”: Нойера, Видаля, Мюллера.
Случались и чисто национальные варианты. Главный тренер аргентинской сборной Херардо Мартинес, например, назвал только соотечественников: Месси, Агуэро и Маскерано.
Журналисты тоже не лишены квасного патриотизма. До 1995 года предварительный список номинантов не составлялся. Редакция FranceFootball ограничила им круг выбора потому, что попадались поистине потешные “бюллетени”. В списках лучших фигурировали игроки то из Люксембурга, то с Кипра.
Однако в целом представители СМИ соблюдают трезвость. Кстати, если бы в 2010 году учитывались только их голоса, лучшим признали бы голландца Снайдера, а не Месси, который победил, несмотря на то что Аргентина провалилась на чемпионате мира в ЮАР, потерпев в 1/4 финала разгромное поражение от Германии - 0:4. А в 2013 году первое место занял бы не Криштиану Роналду, а Рибери.
Многие надеются, что с возвращением “Золотого мяча” к родным пенатам приз перестанет быть делом двух мегазвезд - Месси и Криштиану Роналду, что внимание привлекут не только завершители атак, что появится больше интриги и соответственно интереса. Но не стоит преувеличивать и искать в журналистской среде обязательного особого мнения, не совпадающего с остальным миром. В 2011, 2012 и 2015 годах журналисты проголосовали за Месси, а в 2014-м - за Криштиану Роналду. При этом их не в чем упрекнуть.
Увеличение числа номинантов с 23 до 30 - это, по-моему, новшество ради новшества. А вот отказ от финала с участием трех лучших - шаг разумный. Какой, собственно, финал, если все уже проголосовали? Эта стадия требовалась исключительно для проведения шоу. Результаты между тем становились известны заранее, они просачивались в СМИ. В прошлом году каталонская газета ElMundoDeportivo еще в конце ноября огласила первую тройку - Месси, Криштиану Роналду, Неймар - с указанием набранных ими очков. Может быть, именно поэтому в январе на официальной церемонии организаторы сообщили итоговые цифры в процентах.
Предполагаю, что утечка происходила в ФИФА. В газетной редакции, где народа куда меньше, секреты хранить проще. К тому же существует профессиональная этика. В конце 90-х, работая во Франции, я получал от FranceFootball полную разблюдовку по голосованию журналистов. Мне шли навстречу, поскольку из-за разницы во времени “СЭ” попадал в цейтнот и, не располагая материалами заранее, не успевал подготовить их для печати. Но кто бы имел со мной дело впоследствии, если бы мы нарушили обещание и выбросили данные в информационное пространство раньше, чем было уговорено? Впрочем, в век царствования интернета и борьбы за “клики” не удивлюсь, если кто-то и забывает теперь о порядочности.
Наконец, отменив псевдофинал, FranceFootball решил подводить итоги еще до окончания календарного года. Они будут напечатаны 13 декабря. Значит, примерно тогда же произойдет и церемония чествования победителя. Некоторая спешка, очевидно, связана с желанием опередить ФИФА, которая, видимо, будет проводить свой опрос параллельно, как и до 2010 года. Тем более что у международной федерации есть и другие номинации: сильнейшая дама-футболистка, лучшие тренеры в мужском и женском футболе, автор самого красивого гола года.
Увы, было бы нелепо ожидать, что среди 30 номинантов окажется кто-то из наших сограждан. А ведь в советские времена в опросе FranceFootball побеждали Лев Яшин (1963), который по сей день остается единственным вратарем - лауреатом престижного опроса, Олег Блохин (1975), Игорь Беланов (1986).
Александр ПРОСВЕТОВ