ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
ГРАН-ПРИ РОССИИ
Московский этап “Гран-при” принес российской сборной победу в танцевальном турнире, серебро и бронзу в парах и завершился вполне ожидаемым триумфом одиночниц: Анна Погорилая и Елена Радионова заняли две верхние ступени пьедестала. Соревнования были омрачены травмой Юлии Липницкой.
ЛИПНИЦКАЯ: ДРАМА ВМЕСТО ТРИУМФА
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Москвы
НЕ В ГОСТЯХ
Комментируя в субботу состязания танцоров, Татьяна Тарасова обронила фразу: “Не забывайте, что мы не в гостях”. Комментарий трактовался однозначно: не стоит слишком удивляться высоким оценкам россиян. В конце концов, понятие “домашнее судейство” в фигурном катании никто никогда не отменял.
Итог в танцах сложился максимально благоприятным для России образом, впрочем, вовсе не по этой причине. Рассчитывать на столь же высокие баллы на других турнирах Бобровой и Соловьеву будет, безусловно, непросто, но их субботняя победа не вызывала никаких вопросов. Она была одержана российскими танцорами фактически без борьбы: в произвольном танце Эван Бейтс допустил грубейшую ошибку в серии твиззлов, американцы потеряли на этом элементе более четырех баллов и угодили под канадцев Кейтлин Уивер/Эндрю Поже, сохранив за собой общее второе место только благодаря запасу в коротком танце.
К канадцам же в Москве отнеслись безжалостно. Тренер дуэта Николай Морозов, к которому Уивер/Поже перешли год назад от Анжелики Крыловой, поставил паре запоминающиеся программы со множеством оригинальных находок, но увы: уже в первом выступлении канадцам до такой степени “зарезали” уровни сложности, что техническая оценка оказалась лишь пятой, а отставание от Бобровой/Соловьева и Чок/Бейтс столь значительным, что можно было вообще не беспокоиться за судьбу золота и серебра.
Просто в пятницу ничто не предвещало того, что американцы сорвут твиззлы, а российская пара получит вожделенные 15 очков за победу на этапе и уже гарантированно обеспечит себе место в финале “Гран-при”.
О том, насколько конкурентоспособными могут оказаться Екатерина и Дмитрий на главных стартах, говорить пока еще рано, но, похоже, в финале этот дуэт окажется от нашей страны единственным: Елена Ильиных/Руслан Жиганшин заняли на первом из своих двух этапов пятое место, дающее всего семь очков, такую же позицию получили в Канаде Александра Степанова/Иван Букин. Что касается Виктории Синициной/Никиты Кацалапова, которым предстоит завершать серию, выступая в Китае и Японии, состав соперников там таков, что рассчитывать на получение проходного балла приходится разве что гипотетически.
Собственно наиболее огорчительным лейтмотивом сезона в танцах является именно тот факт, что российский результат (о каком бы из дуэтов ни шла речь) зависит в большинстве случаев не от собственного катания, а от того, как прокатаются соперники. Московский этап не стал в этом отношении исключением: Боброва и Соловьев справились с прокатами так хорошо, как могли, их тренер Александр Жулин отметил, что выступлением он очень доволен и вдвойне доволен тем, что так хорошо его пара сумела выступить на домашнем льду, но одновременно с этим стоило признать, что победителям помимо всего прочего сильно повезло.
ДУЭЛЯНТ СО СТАЖЕМ
За год до Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити (там, напомню, произошел инцидент в парном катании с вручением двух комплектов золотых медалей) известный тренер Валентин Николаев заметил, что не удивится, если судьи распорядятся золотом в пользу канадской пары Джеми Сале/Давида Пеллетье. Когда же я поинтересовалась, почему собеседник так считает, тренер ответил:
- Катание этой пары не хочется оценивать, на него хочется просто смотреть. С профессиональной точки зрения там, кстати, все очень чисто: достаточная скорость, интересное катание, хорошие линии. При этом потрясающая жизнерадостность. Канадцы счастливы на льду - хотя, поверьте, никто, катая произвольную программу, от удовольствия не “торчит”.
Изменения, случившиеся в правилах с тех пор (и во многом спровоцированные именно тем инцидентом), привели к тому, что показывать сложное и скоростное катание стали все без исключения лидеры как в парных, так и в одиночных видах. Но вот парадокс: даже при удачных прокатах подавляющее большинство российских спортсменов неизменно оставляет впечатление тяжело работающих людей. Возможно, как раз поэтому год назад было с таким восторгом воспринято появление в сборной Михаила Коляды.
Но сейчас очарование сильно притупилось - в том числе и потому, что обе программы спортсмена получились в этом сезоне достаточно однотипными. Произошло это в какой-то степени по вине руководителей Федерации фигурного катания, которым “не показалась” новая короткая программа фигуриста на просмотровых сентябрьских прокатах в Сочи, и они настояли на том, чтобы Коляда вернулся к прошлогодней постановке. А две программы, поставленные в одном стиле, неизменно оставляют ощущение уже катанного, уже виденного и соответственно вторичного. Плюс - недостаточная сложность: в распоряжении фигуриста, завершившего прошлый сезон с лучшим среди россиян результатом, пока еще всего один четверной прыжок.
Дуэль между юным японским дарованием Шомой Уно и двукратным чемпионом мира Хавьером Фернандесом завершилась в мужском катании безоговорочным преимуществом испанца: проиграв в короткой программе (с каскадом из четверного и тройного тулупов и тройным сальховом вместо четверного) порядка семи баллов Уно (флип, тулуп и тройной аксель во второй половине программы), испанец отыграл у соперника в “произволке” без пяти сотых пятнадцать баллов, причем сделал это играючи.
Если же задаться вопросом, что является ключиком, способным отворить заветную дверцу к пьедесталу, ответ очевиден: именно такое катание, как продемонстрировал в Москве Фернандес: он, как и Уно, реализовал в произвольном прокате вариант трех четверных, но если японец откровенно боролся с третьим из прыжков и в итоге не справился с ним, то катание Фернандеса было столь непринужденным и ироничным, что прыжки вообще уходили на второй план: не выглядели ни подвигом, ни самоцелью.
НЕМЕЦКИЙ ПОТОЛОК
В ожидании турнира спортивных пар, где пятикратной чемпионке мира Алене Савченко предстояло брать реванш за фиаско в короткой программе, я напомнила известному российскому тренеру и олимпийскому чемпиону Олегу Васильеву о его же словах, сказанных в адрес Савченко еще до Игр в Ванкувере, когда у Васильева катались Мария Мухортова/Максим Траньков, а сама Алена выступала в паре с Робином Шелковы. Тогда тренер говорил о том, что совершенно отчетливо видит немецкий “потолок” - уровень, выше которого спортсменам уже, скорее всего, не прыгнуть.
В Москве Васильев признался, что Савченко, вставшая после Игр в Сочи в пару с Бруно Массо, рушит все его представления о человеческих возможностях и не перестает удивлять своим постоянным стремлением к тому, чтобы быть первой. От немецко-французского дуэта ждали, конечно же, сенсации: на тренировках фигуристы потрясали публику амплитудой выбросов, подкруток и качеством прыжков, но в первый соревновательный день Савченко/Массо наошибались от души: сначала синхронно упали в прыжке, а затем Алена приземлила на две ноги выброс тройной аксель. Но даже при таком количестве серьезного брака дуэт набрал вторую сумму менее балла, уступив подопечным Нины Мозер Наталье Забияко/Александру Энберту.
Сенсацию, пусть для достаточно узкого круга профессионалов, народ в итоге получил: на последних секундах выступления Савченко с партнером пошли на четверной выброс. При том что все обороты были докручены, на приземлении Алена упала. Но сам факт, что спортсмены рискнули поставить ультрасложный элемент в конец программы, при том что первый из выбросов у пары не получился, говорил и об амбициях, и о готовности их реализовывать, и о том, что подобного отношения к парному катанию и стремления извлечь из него абсолютный максимум не показывает сейчас, пожалуй, ни одна из пар мира.
Подобный рисковый штрих в биографии Савченко уже был: на Играх в Сочи точно так же на последних секундах произвольной программы Алена и тогдашний ее партнер пошли на довольно отчаянный шаг, попытавшись исполнить выброс тройной аксель: тот самый, что никак не получался с Шелковы, но сейчас достаточно стабилен в тренировках - с Массо. При удачном исполнении немцы тогда могли претендовать даже на победу, но справиться с элементом у них не вышло. В итоге в произвольной программе Савченко и Шелковы остались тогда четвертыми и завоевали бронзу в общем зачете. Ну а в Москве Алена с партнером по большому счету ничем не рисковали: где еще пробовать в соревновательной обстановке новый элемент, если не на этапе с максимально слабой конкуренцией?
Сама Алена оценила выступление без сантиментов, чисто по-рабочему:
- Обидно, конечно, что мы вдвоем упали на сальхове в короткой программе - никогда еще с нами такого не случалось. А выброс... Не могу сказать, что это было сложно. Дело в том, что Бруно выбрасывает меня на такую высоту, что выкрутить четыре оборота мне проще, нежели три. Сил хватает, в этом отношении мы уже неплохо накатали свою произвольную программу: с самого начала “Гран-при” устраивали себе в Оберстдорфе нечно вроде заочных соревнований каждую неделю, выступая абсолютно в том же режиме что и те, кто катался в США и Канаде. Так что можно сказать, что нынешний этап у нас уже третий. Почему мы решили поставить четверной выброс последним элементом, тоже могу объяснить: после четверного выброса сложно прыгать. Ну и куда нам было его ставить, если не в самый конец?
НЕВЗЯТАЯ ВЫСОТА
Турнир, который по всем показателям должен был стать для россиян победным, стал драматичным: Юлия Липницкая, прекрасно начавшая свою программу, вдруг сорвала прыжок и фактически прекратила кататься. С видимым трудом подъехала к арбитрам, затем к тренеру. Затем снова к арбитрам и снова к тренеру. И так же тяжело заскользила на центр катка - докатываться на глазах плачущих от безысходности происходящего поклонников.
Вплоть до самого старта Юля боролась с травмой, полученной в начале осени на турнире в Братиславе. Из-за этого ей пришлось облегчить прыжковый набор в короткой программе, фигуристка планировала снова начать усложнять ее, но в самый неподходящий момент травма обострилась.
По словам Алексея Урманова, остановка в середине проката произошла из-за того, что Юля перестала чувствовать ногу. Возможно, наиболее рациональным выходом было бы вообще не продолжать выступление, но тут сказался несгибаемый характер: на дежурный и обязательный вопрос, который в подобной ситуации обязан задать арбитр - хочет ли спортсменка попробовать закончить прокат - Липницкая ответила утвердительно. Понятно, что больших бонусов к результату это не принесло, но фигуристка так или иначе сделала все, что могла.
Форс-мажорная ситуация невольно сказалась на прокате Елены Радионовой: та совсем уже было настроилась выходить на лед, но вместо этого пришлось ждать, когда судьи и сама Юля с ее тренером примут какое-то решение. Тренер фигуристки Инна Гончаренко философски заметила по этому поводу, что нужно уметь проходить и через такие ситуации тоже. В целом же второе место стало безусловным успехом: с первого дня турнира было очевидно, что соперничать с Анной Погорилой в том великолепном состоянии, в котором она сейчас находится, практически невозможно. Произвольный прокат это лишь подтвердил.
Rostelecom Cup. Мужчины. 1. Фернандес (Испания) - 292,98. 2. Уно (Япония) - 285,07. 3. Быченко (Израиль) - 255,52. 4. КОЛЯДА - 245,30… 9. ГОРШКОВ - 223,51. 10. ДМИТРИЕВ - 221,52. Женщины. 1. ПОГОРИЛАЯ - 215,21. 2. РАДИОНОВА - 195,60. 3. Хикс (США) - 182,98... 12. ЛИПНИЦКАЯ - 148,46.
Пары. 1. Савченко/Массо (Германия) - 207,89. 2. ЗАБИЯКО/ЭНБЕРТ - 197,77. 3. АСТАХОВА/РОГОНОВ - 188,74... 7. ЕФИМОВА/КОРОВИН - 165,07. Танцы. 1. БОБРОВА/СОЛОВЬЕВ - 186,68. 2. Чок/Бэйтс (США) - 182,13. 3. Уивер/Поже (Канада) - 178,57… 5. ЗАГОРСКИ/ГУРЕЙРО (Россия) - 156,95... 9. ЕВДОКИМОВА/БАЗИН (Россия) - 133,37.