ФУТБОЛ
ЧМ-2018
Вице-губернатор Санкт-Петербурга рассказал о том, что сейчас происходит на строительстве стадиона на Крестовском острове, какие работы первоочередные, как борются с вибрацией, будут ли привлекать к работам горожан и что ждет арену после того, как 25 декабря ее сдадут в эксплуатацию.
Игорь АЛБИН: “СТАДИОН У ПЕТЕРБУРГА УЖЕ ЕСТЬ”
ВЫКАТИТЬ ПОЛЕ И РАЗДВИНУТЬ КРЫШУ - ЭТО 40 МИНУТ
- Какие работы на стадионе сейчас - самые “горячие”?
- До 25 декабря - срока сдачи объекта - времени осталось мало. А работы много. Она идет по всем фронтам. Если говорить о чаше арены, то сейчас к окончательной покраске готовим плиту, на которой будет находиться выкатное поле. Так что не только поле, но и все, что под ним приобретает эстетичный вид. 14-я отметка на внутреннем периметре (пояс, где заканчиваются верхние ряды нижнего яруса кресел. - Прим. “СЭ”) отшлифована и готова к нанесению специального антивандального покрытия Sico. А это примерно 18 слоев.
- Скользким оно не будет?
- Нет. Состав покрытия - хорошо известен. Он применяется на спортивных сооружениях во всем мире. Кстати, кресла на арене - тоже антивандальные. Трудимся на 20-й отметке (20 метров над уровнем моря. - Прим. “СЭ”). Это VIP-ложи. Продолжаем работы на раздвижной кровле и над выкатным полем.
- Правда ли, что в ходе первых испытаний на то, чтобы выкатить поле и закатить его обратно внутрь чаши, уходило 6 часов, а сейчас это происходит гораздо быстрее?
- При первых испытаниях параллельно тестировали все системы, обеспечивающие движение, поэтому требовалось больше времени. По проекту выкатное поле должно выезжать или заезжать обратно в чашу за 40 минут.
- Какова ситуация с вибрацией поля?
- Выкатное поле состоит из нескольких элементов. Каркас, металлическая плита, “пирог”, ребра жесткости… Сейчас мы проводим испытания с учетом взаимодействия всех элементов. Воздействие элементов поля - для того, чтобы оценить, а затем минимизировать вибрацию. После испытаний выйдем на проектное решение.
- Оно есть?
- На “пирог” мы даем нагрузку и производим замеры с применением самого точного современного оборудования. Математическая модель рассчитывается на базе нашего Политехнического университета. Решение проблемы уже найдено. Сейчас смотрим, что происходит на практике. Общий план по устранению вибрации будет реализован до начала февраля 2017 года. Создан специальный стенд, моделирующий участок поля, чтобы оценить, как нагрузка влияет на “пирог” и как ведет себя вибрация.
- На какие даты запланирован следующий раунд консультаций с ФИФА по поводу вибрации?
- На декабрь, перед вводом объекта в эксплуатацию. Но мероприятия по ликвидации вибрации будем, видимо, проводить до конца января. К этому времени поле закатим обратно в чашу стадиона, и часть работ будет проводиться уже внутри арены. То есть газон до января зимует снаружи, потом - в чаше. Это в том числе рекомендации ФК “Зенит”.
СНЕГ - НАШ КОНТРОЛЕР
- До 25 декабря - срока сдачи объекта остается полтора месяца. Какие работы на заключительном этапе в целом видятся вам самыми сложными?
- Из всего комплекса работ это, пожалуй, электрика. Есть недочеты в работе предыдущего подрядчика, поэтому придется частично менять силовой кабель. Вторая проблема - слаботочные системы. Это отдельный проект, который требует адаптации к требованиям ФИФА. Радио, звук, интернет, в том числе беспроводной, и так далее. Третья проблема - это большой объем установки подвесных потолков. Порядка 100 тысяч метров квадратных. Других проблем я не вижу.
- Снег, который в ноябре засыпал Петербург, добавил вам проблем?
- Расчетная нагрузка на крышу составляет 400 кг на 1 квадратный метр. Поэтому, в том, что крыша выдержит, - никто не сомневался. Но самое главное, что не произошло протечек. Даже несмотря на то, что мембрана и стационарная часть кровли находились еще не в проектном положении. Окончательный вид крыша также обретет до 15 декабря. Над этим тоже предстоит работать.
- Погода и тот же снег могут повлиять на срок сдачи объекта?
- Если скажу, что снег нам помогает, это будет неправдой (смеется). Но свой положительный момент в этом тоже нашелся. Погода стала своеобразным контролером снеговых нагрузок и водоотведения. Так что теперь на потепление и активное снеготаяние смотрю с радостью - проверим в естественных условиях дренажную систему и сможем устранить недостатки, если они возникнут. Одним словом, снег не только мешает, но и пользу тоже приносит. Кстати, на внешнем периметре мы даже поставили передвижной снегоплавильный пункт. Вся утилизация происходит на территории стадиона.
ПРАКТИКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ - ЭТО ПРАВИЛЬНО
- Петербург очень давно ждет, когда стадион наконец построят. Может, в день сдачи объекта стоит устроить праздник для горожан?
- Возможно, со временем действительно устроим тестовые мероприятия с расчетом на 20 - 30 тысяч зрителей. Город об этом узнает. Могу еще раз повторить - настанет день и час, когда Петербург будет гордиться своим стадионом.
- В какой-то момент по ходу строительства прозвучала идея о привлечении к работам горожан. Как вы к этому относитесь?
- До официальной сдачи объекта такого не будет. А вот после нее, если губернатор города поддержит эту идею, можно на добровольной основе попробовать пригласить представителей органов власти и простых петербуржцев на уборку арены, чтобы люди пришли и увидели, что нам удалось в итоге построить лучший в стране стадион. Что он заслуживает внимания, и что труд строителей достоин уважения. У нас, кстати, начали недавно работать молодые ребята - учащиеся техникумов и колледжей. Вместе со своими наставниками. Это порядка 40 человек. Все соответствующие меры безопасности для них соблюдены. Я очень хочу, чтобы инженерно-проектные организации, квалифицированные рабочие передавали свой опыт и навыки подрастающему поколению. Поэтому летом у нас трудились стройотряды. Зимой практику проходят студенты. И это - правильно.
- Сейчас работы на объекте ведутся в три смены?
- По сути в две, поскольку ночью нет тех объемов работ, что раньше. Исключение - цех металлоконструкций, отделочные бригады на фасаде и лестницах. По этим трем направлениям работа идет круглосуточно. Но это не более 250 человек. Всех же переводить на трехсменку пока нет необходимости. Возникнет - перейдем.
РАБОЧЕЕ МЕСТО - НА КРЕСТОВСКОМ, А СМОЛЬНЫЙ НА УДАЛЕННОМ ДОСТУПЕ
- Где вы больше проводите времени - в Смольном или на стадионе?
- На западный манер мы создали здесь на стадионе общее, открытое рабочее пространство. Отдельного кабинета у меня в нем нет. Есть большой зал для заседаний штаба стройки. В нем часто проводят совещания и Минспорт, и оргкомитет ЧМ. А небольшой кабинет находится на 14-й отметке, где также работают мои коллеги - глава комитета по энергетике, глава комитета по строительству, глава Водоканала и глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры. У нас есть видео- и конференцсвязь со Смольным и внешним миром. Совещания при необходимости я и мои коллеги регулярно проводим дистанционно, чтобы не тратить время на дорогу. В 8.00 мы на арене, в 20.00 заседает вечерний штаб. Получается, работаем на стройке все время и практически безвыездно.
- И давно вы переехали на стадион из Смольного?
- Примерно месяц назад.
- Сколько всего людей задействовано сейчас на работах.
- До 5500 тысяч человек.
- Когда будет установлено табло, вокруг которого в последнее время тоже было много шума?
- К 20 декабря табло будет смонтировано и установлено.
К ЧЕМПИОНАТУ МИРА БУДЕТ МЕТРО
- Что будет сразу после 25 декабря, когда объект должен быть сдан?
- Начнутся работы по приспособлению объекта под спортивное использование. Это - общепит, спортивное оборудование, пусконаладка всех систем, приведение их ко всем нормам ФИФА. В связи с этим предстоит создать часть временных сооружений до конца марта 2017 года. Это - отдельный вид работ, отдельные контракты на ПИР и СМР (проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы. - Прим. “СЭ”). На них потребуется 2 - 2,5 месяца.
- Давайте позволим себе помечтать и представим себе, что будет на стадионе и вокруг него, когда он окажется полностью готов. Например, как людям предстоит добираться до арены на матчи?
- Начнем с того, что Крестовский остров - одно из красивейших мест Петербурга. Поэтому многим, думаю, будет приятно пройти пешком от станции метро “Крестовский остров” по парку до стадиона. Непосредственно к ЧМ рядом с ареной появится еще одна станция метро “Новокрестовская” (зеленая ветка петербургского метро. - Прим. “СЭ”). Ее пропускная способность - 30 000 человек в час. То есть на матч и домой после игры люди смогут ехать с комфортом и довольно быстро. Строится пешеходный мост со стороны Приморского района. Буквально второго декабря этого года откроется новый участок ЗСД (автомобильный Западный скоростной диаметр. - Прим. “СЭ”). Есть Северная и Южные автодороги, ведущие к стадиону со стороны города. Так что порядка 70 000 человек смогут добираться на арену самыми различными и доступными видами транспорта.
- Сколько парковочных мест предусмотрено рядом со стадионом?
- Непосредственно на стадионе 2800. А всего с учетом прилегающих районов - около 10 000. Мы уделяем этому особое внимание и работаем по нормативам ФИФА. Например, большая парковка расположиться в Приморском районе, и именно от нее протянется пешеходный мост длинной 1200 метров. С другой стороны, организация подобных парковок на Васильевском острове не предусматривается.
- Для того чтобы на футбол ходили не только мужчины но и женщины, дети, им нужен комфорт. Как с этим будет внутри арены?
- На стадионе все будет удобно и приспособлено для всех, включая женщин и детей. Командам, тренерам судьям - им тоже будет чем себя занять кроме футбола. Но окончательно приспосабливать стадион под себя, эксплуатирующая организация - то есть ФК “Зенит” - начнет уже после чемпионата мира. Тогда появятся сети ресторанов, торговые центры, магазины. То есть все, чтобы объект жил полноценной жизнью. Вы не забывайте, что у нас культурно-спортивный объект. Здесь помимо футбола можно проводить культурно-массовые мероприятия и концерты. Поле выкатывается, стадион делится на секторы, и можно проводить мероприятие, рассчитанное от 10 до 70 тысяч зрителей.
- А как же быть с кафе и ресторанами во время проведения Кубка конфедерации и чемпионата мира?
- По части общепита у ФИФА есть свои партнеры, у “Зенита” будут свои. Насколько я знаю, эта программа в клубе находится в стадии разработки.
- На современных стадионах автобусы с командами въезжают прямо в подтрибунное помещение.
- У нас въезжать они будут в подтрибунное помещение в один портал, выезжать через другой. Спортивная зона - это 4500 квадратных метров. Абсолютно одинаковые две половинки одного сектора “А”.
- Слышал, что у стадиона будет уникальная внешняя подсветка?
- По внешнему периметру устанавливается соответствующее световое оборудование. Оно позволит окрашивать арену в цвета тех команд, которым предстоит играть. В наш триколор, тоже, разумеется. Но и сейчас стадион уже выглядит красиво в вечернее время. Я наслаждаюсь этой картинкой. В 20.00 включается световое оборудование, в том числе на фасадах, лагах и лестницах, и мы продолжаем работать. Но делается это еще и для того, чтобы Петербург привыкал, - у него уже есть новый футбольный стадион.
Сергей ЦИММЕРМАН
Расчетная нагрузка на крышу составляет 400 кг на 1 квадратный метр. Поэтому в том, что крыша выдержит, никто не сомневался. Но самое главное, что не произошло протечек. Даже несмотря на то, что мембрана и стационарная часть кровли находились еще не в проектном положении. Окончательный вид крыша также обретет до 15 декабря.
* * *
Непосредственно к ЧМ рядом с ареной появится еще одна станция метро “Новокрестовская” (зеленая ветка петербургского метро. - Прим. “СЭ”). Ее пропускная способность - 30 000 человек в час. То есть на матч и домой после игры люди смогут ехать с комфортом и довольно быстро.
* * *
По внешнему периметру устанавливается соответствующее световое оборудование. Оно позволит окрашивать арену в цвета тех команд, которым предстоит играть. В наш триколор тоже, разумеется. Но и сейчас стадион уже выглядит красиво в вечернее время. Я наслаждаюсь этой картинкой.