ХРОНИКА
25 ЛЕТ В СПОРТЕ: ИСТОРИЯ ГЛАЗАМИ “СЭ”
Биография “СЭ” неразрывно связана со всеми жизненными вехами спортивной России - от рождения до наших дней. География “СЭ” - все арены, площадки, трассы, тропы и магистрали мирового спорта и его окрестностей, везде, где в эту четверть века кипела и пела спортивная жизнь. Биология “СЭ” - люди спорта, от ярчайших звезд до честолюбивых дублеров, в благоухании славы и в трудовом поту. Геология “СЭ” - замысловатые сюжеты, роковые коллизии, тайные интриги и громкие сенсации, чем неисчерпаемо богаты недра спорта. А история “СЭ” - это история спорта, которую писали очевидцы; повесть временных лет, рассказанная ее участниками. Подшивки “Спорт-Экспресса”, как скрижали, хранят и помнят эту историю. Вспомним и мы.
СИДНЕЙ-2000, АТЛАНТЫ-96
Последняя Олимпиада прошлого века, одногодка Миллениума - самого популярного в ту пору слова на планете, - пожалуй, единственная, не уступившая в фестивальности, зрелищности, расположении к гостям, организованности и прочих компонентах, характеризующих великое спортивное событие, московским Играм-1980. В восторге были даже завсегдатаи, которых, казалось, ничем невозможно восхитить и удивить. Австралийцам удалось наполнить Олимпиаду теми самыми духом и смыслом, которые изначально закладывались в ее идею, но к 2000 году успели выветриться из-за повальной коммерциализации спорта, ненадолго вернуть спортивный мир в его естественное состояние, и все это - в атмосфере нескончаемого, вселенского праздника. Это был подлинный Олимп Олимпийских игр. Ни Афины с Пекином, ни Лондон, ни Рио и близко к нему не подобрались.
Сборная России привезла в Сидней остатки былой роскоши. За четыре года в стране выросло разве что новое племя гимнастов, да и тех - под крылом бывалых вожаков Немова и Хоркиной, и, по сути, на Играх-2000 наш спорт доедал былое наследство, выезжая на плечах постаревших атлантов, тех, кто завоевывал золото в Атланте, Барселоне, Сеуле… В бассейне по-прежнему блистал Попов, на ринге - Саитов и Лебзяк, на помосте - Чемеркин, на ковре - Карелин. Увы, но вполне естественно, что уйти непобежденными удалось не всем.
ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА
ВОТ ТЕ “КРЕСТ”…
Главная сенсация Игр и главный шок России: Карелин проиграл. В финальной схватке легендарный российский атлет не совладал с американцем Рулоном Гарднером, который, казалось поначалу, и на борца-то не похож…
Когда Александр Карелин выиграл свое второе олимпийское золото в Барселоне, на пресс-конференции с его участием не было ни одного российского журналиста. Позднее время, не самый популярный вид спорта, да и золотых медалей Объединенная команда - сборная СНГ - получала слишком много, чтобы успеть поприсутствовать на чествовании каждого чемпиона.
Сейчас в это просто не верится. Вчера зал борьбы был заполнен, как никогда раньше. Присутствовали высшие руководители МОК во главе с Самаранчем, государственные деятели России. Все хотели почувствовать себя причастными к великой победе выдающегося борца.
Вряд ли кто сомневался при этом, что победа состоится. Слишком легко Карелин разделывался с соперниками на подходах к финалу. Да и Гарднер отнюдь не казался серьезным оппонентом. Греко-римской борьбой он начал заниматься в 93-м, в 97-м впервые приехал на чемпионат мира и, попав на Карелина в одной из предварительных схваток, трижды за то время, что продолжался поединок, летал с фирменного карелинского приема - “обратного пояса”.
В Сиднее от прочих борцов Гарднера отличала разве что неимоверных размеров грудная клетка, из-за чего спортсмен выглядел как коренастый карлик с непропорционально тонкими ногами.
Что произошло в финале, не понял никто. Зал в полной прострации смотрел на табло, на котором шел обратный отсчет времени схватки, и тупо слушал, как информатор дублирует электронные показания в микрофон: 45 секунд, 30, 15, 10, 5...
Поражение трехкратного олимпийского чемпиона больше всего хотелось назвать нелепой случайностью. Вот только сам он сказал еще восемь лет назад в одном из интервью: “Все мы бьемся в рамках одних и тех же правил. И каждый имеет шанс на то, чтобы победить. Или стать побежденным”.
По правилам борьбы, если первая трехминутная часть схватки завершается с нулевым счетом, спортсменов ставят в крестообразный захват. Кто первым вынудит соперника разорвать сцепленные руки, тот получает балл преимущества.
Истинного соотношения сил на ковре этот момент никаким образом не отражает. Правило было придумано лишь для того, чтобы заставить спортсменов с самого начала бороться более активно и внести в схватку элемент лотереи. В тот момент, кстати, когда счет стал 1:0 в пользу американца, никому не пришло в голову паниковать. Ведь успешно выполненный “обратный пояс” мог бы принести Карелину сразу от трех до шести очков. Правда, один шанс бросить Гарднера российский борец уже упустил в первой трехминутке - не сумел вытащить его на прием. К концу основного времени вновь представилась возможность - и снова Гарднер распластался на ковре таким образом, что Карелин был вынужден расцепить захват. Третья попытка - за минуту до конца дополнительного времени - тоже не принесла успеха. Противоестественное телосложение американца и, как следствие, сильно смещенный центр тяжести не позволяли олимпийскому чемпиону даже оторвать соперника от ковра.
За пять секунд до финальной сирены Карелин прекратил бороться вообще. В этом уже не было никакого смысла.
“В совершенстве я владею лишь тремя приемами. И мне их вполне хватает”, - часто говорил Карелин.
Понимал ли он, что рано или поздно противоядие будет найдено?
По словам американца, защиту от конкретного карелинского броска он отрабатывал особенно тщательно. Но еще больше тренировал крестообразный захват. Для более слабых, чем потенциальные соперники, борцов этот момент схватки представляет чуть ли не единственную возможность не проиграть всухую. Тот же Карелин не раз терял баллы, проигрывая “крест”. Набирал их более радикальными методами. А в самый необходимый момент жизни не смог.
Обидно. До спазмов в горле. До слез. Разве Гарднер был готов к тому, чтобы выиграть? Ошарашенный нечаянной победой, он сам сказал: “Никогда не испытывал ничего подобного. Когда толкаешь Карелина, такое чувство, что бьешься с каменной глыбой. Я сам не понял, что произошло. Но ведь он расцепил захват?!”
Этого, кстати, не понял даже судья на ковре. Россиянин вновь соединил руки за спиной противника так быстро, что схватку остановили через несколько секунд - по настоянию боковых контролеров. Долго просматривали видеозапись, прежде чем отдать злополучный балл американцу. Отдали.
Как мне показалось, нехотя.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ, № 2418 от 28 сентября 2000 года
ФЕХТОВАНИЕ
ПОСОБИЕ ДЛЯ МУШКЕТЕРОВ
И все-таки счастливых для нас моментов в Сиднее было несоизмеримо больше. Начиная с первого российского чемпиона Павла Колобкова и вплоть до самого закрытия Игр.
В свое время, когда много писал о фехтовании, именно Колобков, подающий надежды москвич, запомнился мне больше других. Чем? Своей целенаправленностью, серьезным отношением к делу. Прекрасно помню, как расхваливал своего ученика его первый тренер Валерий Николайчук, а нынешний - Владимир Иванов, работающий с новоиспеченным олимпийским чемпионом последние девять лет, уже здесь, в Сиднее, признался, что именно фанатизм, невероятная самоотдача на тренировках отличают Колобкова от других. Оказывается, за ним и в команде закрепилось прозвище Фанатик.
Он давно мечтал выиграть золотую олимпийскую медаль. Именно личную. Но с первой попытки в Барселоне-92 не получилось, хотя Колобков и дошел до финала, где ему противостоял известный француз Эрик Среки (кстати, Среки и в Австралии настраивался на победу, но проиграл всего укол (!) за выход в полуфинал корейцу Ли Сан Ки). В Атланте-96 у Колобкова была травмирована нога, он сражался, превозмогая боль, однако даже в восьмерку пробиться не смог.
Не стану описывать в подробностях, как Колобков провел два решающих вечерних боя - полуфинальный с еще одним корейцем Ли Санг Ки и финальный с французом Югом Обри. Скажу лишь, что бои эти следовало бы записать на пленку и демонстрировать в качестве учебного пособия для юных мушкетеров.
Лев РОССОШИК, № 2409 от 18 сентября 2000 года
БОКС
ФИЛОСОФ В ПЕРЧАТКАХ
Вновь, как и четырьмя годами ранее, не знал себе равных Олег Саитов, признанный по итогам Игр их лучшим боксером. Причем еще незадолго до Олимпиады у тренеров сборной были большие сомнения на его счет…
В 2000-м Саитов был настолько непохож на себя, что в конце концов не выдержал даже главный тренер сборной Николай Хромов. Вообще не взять его в Сидней наставник, конечно, не мог - в боксе существуют отборочные олимпийские турниры, на которых люди завоевывают места на Играх для себя самих, а не для страны. Но, говорят, перед последним предолимпийским сбором в Кисловодске Хромов подошел к Саитову и сказал открытым текстом: “Если хочешь, можешь готовиться к Олимпиаде сам. Если честно, я не вижу тебя среди призеров Игр”.
- Хромов всегда верил в Олега, - считает Игорь Уткин - личный тренер Саитова, десять лет назад забравший 16-летнего боксера к себе домой и ставший ему вторым отцом. - А в сложившейся ситуации, думаю, главный тренер посчитал нужным встряхнуть его, завести, всерьез разозлить. Это был психологический ход Хромова, крайне недовольного выступлением Олега на чемпионате Европы. Саитов ведь по характеру человек очень спокойный - он даже резкую критику в прессе воспринимает философски. Вот я могу вспылить - так он, спортсмен, успокаивает тренера. Для меня ведь и было самым важным в эти четыре года сохранить нервную систему Олега.
...Саитов все-таки не стал готовиться к Сиднею самостоятельно. Получив от Хромова право выбора, он предпочел поехать в Кисловодск - вместе с командой. “После сбора я и понял окончательно, что Олег подходит к Олимпиаде в хорошей форме, - говорит главный тренер. - В Сиднее он был спокоен и уверен в себе”.
Когда Олег стал выигрывать бой за боем, дома вышла из больницы его мама, угодившая туда из-за заболевания печени. Гораздо лучше почувствовал себя и Уткин, собравший за последние годы целый букет недугов - от язвы до предынфарктного состояния. Разве мог Саитов, глядя на то, как радость от побед излечивает близких ему людей, кому-нибудь здесь проиграть?
После полуфинальной победы над опаснейшим румыном Дорелом Симионом многим казалось: куда менее именитого украинца Сергея Доценко правша Саитов в финале уберет одной левой. Главное, что так не считал сам боксер.
- Как раз таких расслабляющих мыслей я и боялся больше всего, - признался позже Саитов. - Украинец опасен именно своей внешней закрытостью. Потеряешь бдительность - и нарвешься на страшный удар. Слава богу, я ни на секунду не переставал верить, что мой соперник по финалу очень серьезен.
Ни разу за 8 минут финала Саитов не дал Доценко повода мечтать о золоте. “Олег низко держит руки - это показатель того, что он уверен в себе”, - комментировали ход боя специалисты. В последнем раунде Саитов не оставил сопернику ни шанса - 24:16. А зал, чуть ли не на треть заполненный нашими спортсменами и болельщиками, всю последнюю минуту боя ревел: “Рос-си-я! Рос-си-я!”
Игорь РАБИНЕР,№ 2421 от 2 октября 2000 года
ГАНДБОЛ
СОЛНЦЕ ИЗ-ЗА ТУЧКИНА
В командных видах сразу четыре российские сборные - обе волейбольные, женская ватерпольная и мужская гандбольная - пробились в полуфинал. Огромный прогресс по сравнению с провальной в этом плане Атлантой. А золото удалось добыть самым мужественным из этой четверки.
В начале второй половины встречи шведы не воспользовались шансом уйти в счете на три мяча. Судьи из Норвегии, хотя тоже скандинавы, не стали покровительствовать соседям. Они методично фиксировали у них технические нарушения и несколько раз подряд приостановили шведские атаки. Добавим, что прекрасно играл Лавров, которому к тому же помогали штанги. И россияне не преминули воспользоваться своими шансами. Дважды подряд проталкивал мячи в ворота Торгованов (у него за игру 100-процентный показатель: 5 бросков - 5 голов), быстрые результативные прорывы совершили Воронин и Кокшаров, а затем дважды неотразимо пробил Тучкин. За пять с половиной минут блестящего отрезка (7:0) счет с 14:16 изменился на 21:16. И Лавров, и капитан сборной Швеции Ловгрен после матча заметили, что именно в этот момент решилась судьба финала. Впрочем, играть еще оставалось 19 минут, и, допусти россияне послабление, итог был бы иным.
При счете 27:25 Тучкин за 50 секунд до конца в седьмой раз за матч поражает цель. Это победа! Шведы отыгрывают один мяч, вновь овладевают им после нарушения россиянами численного состава, но последнее слово остается за великолепным Лавровым, который после броска Ловгрена останавливает мяч точно на линии ворот. В стане нашей сборной счастье и ликование. Молодцы!
- Многие сомневались, правильно ли я поступил, включив в состав сборной 36-летнего Тучкина, у которого было много травм, - сказал Владимир Максимов. - Считаю, этого игрока стоило взять хотя бы потому, что спустя полтора месяца после автокатастрофы он приехал в сборную, которая готовилась к чемпионату Европы в Загребе, и сказал: “Если я нужен, то готов сыграть”.
Александр ПРОСВЕТОВ,№ 2421 от 2 октября 2000 года
СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА
ВЗРОСЛЫЕ ДЕТИ
Особая статья - наши гимнасты. В Сиднее они были воистину неподражаемы: и признанные асы Немов и Хоркина, и новая звездочка Елена Замолодчикова, и все-все-все.
Более сильного впечатления, нежели в Сиднее, выступления гимнастов не вызывали у меня никогда. Ни в советские, ни уже в российские времена. Победы случались и более яркие. Чего стоят хотя бы семь медалей Николая Андрианова в Монреале-76. Или почти непрерывная 40-летняя цепочка побед гимнасток - от Хельсинки-52 до Барселоны-92.
Но те поколения были обречены на победу. Они росли и воспитывались, словно в стае хищников, где взрослые с младенчества учат малышей отнимать добычу, бесстрашно вступать в смертельные схватки и выходить из них живыми. Тех, кто не мог освоить эту науку, просто выбраковывали из команд. Заменяли другими - более сильными и амбициозными. Сборная от этого только крепла. На гимнастическое золото страны работали лучшие в мире тренеры, непрерывно изобретавшие фантастические методики и трюки.
И вдруг страны не стало, машина застопорилась. За несколько лет изменилось все. Только главный тренер команды Леонид Аркаев остался на своем месте. Сборную-2000 Аркаев собирал по крохам. И мужскую, и женскую. Помню, увидев летом 16-летнюю Катю Лобазнюк, внутренне содрогнулась. Таким детям, оставляя дома одних, наказывают не подходить к двери и не брать в руки спички. А тут - честь страны. В Сиднее “ребенок” вместе с командой завоевал серебро, еще одно серебро получил на бревне и бронзовую медаль - в опорном прыжке. Не имеющая по большому счету никакого серьезного опыта Лена Замолодчикова - двукратная олимпийская чемпионка.
Героями Игр стали, безусловно, “ветераны” - 21-летняя Светлана Хоркина и 24-летний Алексей Немов. Не так давно они были для Аркаева детьми и воспринимали грозного тренера по-детски. А в Сиднее, как мне показалось, были на равных. Не случайно Хоркина, не справившись с нервами в командном финале, рыдала не в кругу подруг, а у Аркаева на плече. И столько было взаимного понимания в этой сцене!
Думаю, и Немов, и Хоркина, став чемпионами в Атланте-96, не ушли только потому, что отдавали себе отчет: они нужны Аркаеву и сборной. В том числе - как единомышленники. Психология-то у всех троих прежняя - чемпионская.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ, № 2416 от 26 сентября 2000 года
ТЕННИС
РАКЕТКА МИРА
А на корте достиг долгожданного Олимпа Кафельников. Его успех стал венцом выступления сборной России в Сиднее.
Евгений Кафельников впервые в жизни стоял на пьедестале почета, когда на корте звучал гимн России. Это не принято ни на “Ролан Гаррос”, который стал победным для россиянина в июне 1996 года, ни на Открытом первенстве Австралии, выигранном им в январе 99-го.
Золотая олимпийская медаль у России в теннисе тоже первая. В Барселоне-92, где выступала Объединенная команда, у нас была бронза Андрея Черкасова и белорусско-грузинской женской пары Зверева - Месхи. И вот теперь добыто золото, которое особо высокой пробы. Не хочу обидеть других олимпийских лауреатов, но победить в коммерчески раскрученном игровом виде спорта, где до недавнего времени Россия была на вторых, а то и третьих ролях, исключительно престижно. Тем более что в олимпийском турнире участвовали практически все сильнейшие, кроме Сампраса, Агасси и шведа Томаса Энквиста, снявшегося в последний момент из-за травмы.
С другой стороны, Кафельников, хотя и был дебютантом Олимпиады, объективно принадлежит к столпам российского спорта. И в то время, как такие кумиры, как Карелин, Попов и Чемеркин, не смогли написать в Сиднее продолжения к своим биографиям-легендам, Евгений постоял за честь асов. Даже несмотря на преследовавшие его в последнее время неудачи.
В ходе турнира он не раз говорил, что не видел себя среди соискателей высоких мест, не то что победителем Игр. Сказал он об этом и после финала.
- Я был готов обменять на золотую олимпийскую медаль все свои победы на турнирах, за исключением чемпионатов “Большого шлема”, и никогда не объявлял о решении не участвовать в Играх. Я лишь сказал, что не вижу смысла ехать на нее для того, чтобы показывать безобразный теннис. Это были не более чем размышления вслух.
Я не предполагал, что смогу повести борьбу за медали. Мне хотелось лишь иметь в своем послужном списке участие в Олимпиаде. Выигрыш золота превзошел все мои ожидания. Теперь я испытываю чувство гордости и за свою страну, которая утверждает себя в теннисе, и за себя.
Решающими в пятом сете оказались 7-й и 8-й геймы. В первом из них Кафельников чуть-чуть не проиграл на своей подаче. Трижды он не воспользовался гейм-пойнтами, но в конце концов заколотил подряд два эйса. Право подачи перешло к Хаасу, и он при счете 30:30 последовательно пробил в аут и сетку. Заключительный гейм Кафельников выиграл “под ноль” - и побежал по корту с флагом России, который ему передал с трибуны врач нашей команды.
- Уступив в четвертой партии, я сказал себе: “Ты не для того добрался до олимпийского финала, чтобы проиграть его. Если потерпишь поражение, то будешь сожалеть об этом всю оставшуюся жизнь”. Это была бы трагедия.
Александр ПРОСВЕТОВ, № 2419 от 29 сентября 2000 года
Подготовил Евгений ЗЫРЯНКИН
Полные тексты всех серий нашего альманаха “25 лет в спорте” - читайте на www.sport-express.ru