Газета Спорт-Экспресс № 9 (7248) от 18 января 2017 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 18 января 2017 | Футбол

ФУТБОЛ

“Ювентус” со следующего сезона сменит свою эмблему. Руководители туринской команды на презентации нового логотипа выразили уверенность, что он эффективнее донесет до болельщиков философию и ценности клуба. Однако вовремя проведенный ребрендинг имеет еще и весьма ощутимые практические выгоды.

“СТАРАЯ СИНЬОРА” С НОВЫМИ ФОРМАМИ

ПОДАЛЬШЕ ОТ РОДНЫХ ПЕНАТОВ

В 2004 году изменение уже существующего к тому времени овального логотипа было незначительным, а тремя китами, на которых держалась вся идея, были превосходство, страсть и традиции (это выражалось в том числе в овальной форме).

Эмблема клуба, конечно, должна быть узнаваемой, и черно-белый овал “Ювентуса” хорошо знаком нескольким поколениям любителей команды, в частности, и мирового футбола вообще. Однако в последние годы все популярнее логотипы компаний в стиле минимализма - это диктуется изменением сознания людей под влиянием современных технологий. Все или многое стремится к простоте понимания человеком.

Идеальный логотип сегодня - одновременно и простой, и непохожий на другие. Овалы “Ювентуса” и “Милана” по большому счету различались лишь цветами. Здесь следует сказать, что такая геометрия эмблем клубов в Италии весьма распространена, как уже говорилось выше, не в последнюю очередь из-за традиций и влияния религии: на груди часто носят овальной формы изображения святых.

И теперь можно сказать, что “Ювентус” резко перемещается из чисто итальянской действительности в общемировую. Это соответствует и стремлениям клуба - разговоры о том, что “Юве” силен в Италии, но слаб в Европе, идут не первый год. Между тем история показывает, что тот или иной радикальный ребрендинг положительно влияет на успехи “Юве” на международной арене. Как только овал меняли на прямоугольник или наоборот - туринцы, как правило, завоевывали что-нибудь в Европе.

РОСЧЕРКОМ КИТАЙСКОГО ПЕРА

Как и предыдущий, новый логотип разработала компания Interbrand - очевидно, опыт прошлого сотрудничества признан успешным. О том, какими оказались затраты на ребрендинг, пока не сообщается. Надо полагать, что финансовые вложения были немалыми, но самое главное - что они наверняка того стоят, и возмущаться минимализмом несколько преждевременно.

Новая эмблема определенно узнаваема. Кроме того, ее гораздо проще изображать, и при желании нарисовать ее сможет даже маленький ребенок. И очень важно, что сможет это сделать любой ребенок, подрастающий в странах, где в ходу иероглифическое письмо. То есть в первую очередь это Китай, в котором растущая популярность миланских клубов грозит отодвинуть “зебр” даже не на второй план, а вообще за пределы видимости.

Обратите внимание: “Ювентус” сразу сменил аватар в своих аккаунтах в соцсетях на новый, но при этом на нем нет ни надписи Juventus, ни трех звезд. Точно так же изображается эмблема везде - на стене, на мячах, на принтах. Это еще один довод к тому, что туринцы будут брать популярность болельщиков (а вместе с ней - города и страны) минимализмом: чем проще, тем понятнее и более узнаваемо. То есть лучше.

Или… выгоднее.

ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ

Коммерческие предприятия (к которым, разумеется, относятся и футбольные клубы Италии), случается, подменяют ребрендинг его дешевым заменителем - данью традициям. Из последних примеров можно назвать “Рому”, которая использует в гостевых матчах этого сезона “лупетту”, стилизованное изображение волчьей морды - такой логотип красовался на футболках римлян в 80-х годах. На какое-то время это оживляет интерес, но жгучая острота ощущения внезапно вернувшегося прошлого, такого родного и знакомого, быстро пропадает.

История ребрендинга знает и положительные, и отрицательные примеры. Многое зависит от правильного выбора момента внесения изменений. И, конечно, необходимо не только придумать новую эмблему, но и подкреплять ее другими факторами. Разговоры о возможной отставке Аллегри не случайны и связаны не только с недавними чувствительными поражениями и ссорой с менеджментом, а прежде всего с тем, что в игре команды появились признаки косности. Звезд много, светят они ярко, но, увы, греют уже не так.

“Ювентус” остро нуждается в обновлении. Многолетнее пребывание во главе таблицы серии А показывает лишь то, что общий уровень остальных команд существенно ниже, о чем с сожалением и не первый год говорят и функционеры, и эксперты, и ветераны.

ЧАСТО ПРОСТОЕ КАЖЕТСЯ ВЗДОРНЫМ

Как это часто бывает, новая эмблема вызвала отторжение у некоторых фанатов. Это опять же та самая косность. Одно дело, когда логотип меняется без четкой привязки к стратегии и без следования ей, как, например, это было в “Рубине”. И совсем другое дело, когда смена эмблемы - одно из важнейших звеньев в цепочке преобразований. А в “Юве”, похоже, начинается именно это, ведь без веской причины символику такого клуба менять никто не будет.

Пока же болельщики выражают острое разочарование и призывают покупать как можно больше футболок со старым логотипом, пока они еще есть в продаже. Быстро обнаружились также примеры похожих разработок символики у других компаний, но такие ситуации происходят нередко. Видимо, причиной тому все то же глобальное стремление к упрощению: большого разнообразия в элементарных формах достичь трудно. И если кто-то представит сейчас логотип своей компании в виде, например, надкусанной груши, обвинения в плагиате не заставят себя ждать.

“Ювентус” снова впереди всех. Если лидерство в чемпионате уже привычно, то радикальная смена эмблемы клуба - это новый, кажущийся неожиданным, но на самом деле очень продуманный, своевременный и широкий шаг.

Не исключено, что это будет шагом вперед и для всего итальянского футбола, и в ближайшие год-два наверняка последует “симметричный ответ” от клубов-конкурентов.

Латинская фраза “времена меняются, и мы меняемся вместе с ними” хоть и стара, но в современном мире менее актуальной не становится и являет собой самое настоящее руководство к действию.

Андрей МУРНИК

Президент “Ювентуса” Андреа Аньелли: “Новый логотип символизирует наше чувство принадлежности и стиль, который позволяет доносить до людей принципы наших действий”

* * *

“Ювентус” за 120 лет менял логотип клуба 15 раз.

* * *

Болельщиков удручает перспектива празднования 120-летия клуба с “этим ужасным логотипом”.