ФУТБОЛ
РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА
Защитник, вернувшийся в ЦСКА из аренды в “Уфе”, в разговоре со спецкором “СЭ” вспомнил знаковые моменты своей карьеры и поделился ожиданиями по поводу ближайшего будущего.
“ОБИДА НА СЛУЦКОГО? Я ПРОСТО ПРОИГРЫВАЛ КОНКУРЕНЦИЮ”
ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ Виктора ВАСИНА
Дмитрий СИМОНОВ
из Кампоамора
С Васиным мы познакомились шесть с лишним лет назад, в ноябре 2010-го, в самолете Нальчик - Москва. Тогда Витя, будучи игроком “Спартака” - кабардино-балканского “Спартака”, - летел на свой первый матч за сборную, в команду Дика Адвоката, где еще “звездил” Андрей Аршавин.
Во время полета Васин рассказал мне десятки историй. Про то, как учился в питерской школе олимпийского резерва с Тимофеем Мозговым и неким Гвоздухиным, из “Зенита-2” попавшего в “Дом-2”. Про комнату в общаге, где до него жил бомж, и бывшего зэка с бывшим танкистом, игравших за команду из Нальчика. Про кавказских ВИП-болельщиков, на застольях с командой стрелявших в воздух из пистолетов, и телекомментатора, в каком-то матче упорно называвшего игрока Владимиром Васиным.
Половина историй потом вошла в Витино первое в карьере большое интервью. Другую половину невозможно было публиковать по этическим причинам. Отвечая на вопрос о самом тяжелом моменте в карьере, он ответил мне: “Да не было такого”. Васин еще не знал, что все самое трудное впереди.
Спустя пару месяцев его приобрел ЦСКА. Незадолго до этого в армейском клубе мне описывали будущего новичка как лучшего из молодых центральных защитников России. Едва ли не единственного в стране, кто уже в самое ближайшее время мог бы вытеснить из состава Игнашевича или Березуцких. А на одной из самых первых тренировок красно-синих Васин порвал “кресты”... И лечился весь 2011-й.
В общем, оказалось, что все те его невероятные истории стали лишь маленькой частью удивительной, сложной и волнообразной карьеры в футболе, какого-то невероятного приключения. Сейчас Васину 27. Он успел несколько раз стал чемпионом в ЦСКА, провести сезон в Саранске и полгода в Уфе, поработать в сборной с тремя разными тренерами, но с каждым совсем понемногу. И так пока не выиграл конкурентную борьбу у армейских ветеранов, хотя, на мой субъективный взгляд, уровень Васина все эти годы позволил бы ему играть в основе абсолютно любого клуба России, за исключением одного-единственного, ЦСКА, где есть сразу три легенды, три глыбы.
И вот - новый шанс. При тезке Гончаренко, который осенью, забрав Витю из ЦСКА в аренду, превратил его в лидера “Уфы”. Тем более что если армейцы правда перейдут на 3-5-2, то в основе вырисовывается дополнительное место. Да и конкуренты не молодеют.
НАЛЬЧИК
“ФАЙЗУЛИН НЕ ПАДАЕТ ДУХОМ”
“Из своих тренеров могу выделить прежде всего двоих. Красножана - он дал мне путевку в большой футбол, ведь в премьер-лиге, в Нальчике-то, я оказался 17-летним пацаном. И Гончаренко - в плане комфорта в работе, доверия и профессиональных качеств. Хотя все, с кем доводилось трудиться, - суперспециалисты. От каждого что-то взял.
С Красножаном не общались пару лет. Уверен, мы еще обязательно увидим его в деле. Красножан большое внимание уделял тактике. Но сравнивать его с другими тяжело: одно дело, когда ты работаешь в маленьком клубе,и у тебя 80 человек на просмотре, и совсем другое, когда у тебя сложившийся состав. Красножан каждый год заново лепил команду.
До сих пор дружу со многими молодыми ребятами из второго “созыва” Нальчика - Файзулиным, Самсоновым и другими. Фазик давно не играет, но не падает духом, восстанавливается, верит, что вернется. У него были проблемы после операций. Реабилитация подходит к концу, и он должен вернуться в общую группу “Зенита”.
ЦСКА
“ВОЗНИКАЛА МЫСЛЬ: А ВДРУГ БОЛЬ НИКОГДА НЕ ПРОЙДЕТ?..”
“Травму получил в первую неделю первого же сбора. В борьбе неудачно поставил опорную ногу на развороте. Спустя неделю-две после операции с ужасом представлял, что вдруг придется еще раз все это пережить. А сейчас, через пять лет, уже кажется: да ничего страшного. Так, просто особенности человеческого организма. Человек все плохое быстро забывает. Да и XXI век на дворе. Такие травмы в наше время спокойно лечат.
А самым сложным был моральный момент, когда прошло шесть-семь месяцев и я, по всем прогнозам, должен был вернуться. Но колено не позволяло. Возникали мысли: “А что если все, оно никогда не пройдет?”
Операция прошла супер, но перестарались с реабилитацией по методике быстрого восстановления. Начали торопить-торопить-торопить. Перегрузил колено. Воспалилось то место, где брали связку для операции. Получается, что в общей сложности пропустил первый год.
В 2012-м восстановился и в последних турах постоянно играл, в связи с чередой травм в команде. И вроде бы стала появляться уверенность - вот оно! Но сезон закончился, а дальше я снова угодил в глухой запас. И в дальнейшем происходили подобные ситуации”.
“МОРДОВИЯ”
“ЖЕНА СКРЮЧЕННАЯ ЛЕЖАЛА РЯДОМ С РЕБЕНКОМ НА МАЛЮСЕНЬКОЙ КРОВАТКЕ В ИНФЕКЦИОННОЙ БОЛЬНИЦЕ…”
“Саранск запомнился тем, что я сыграл все 30 матчей за сезон, с достойным результатом.
И тем, что ребенок сильно заболел - кишечной вирусной инфекцией. Рвало, тошнило. Лежали в мордовской инфекционной больнице. В условиях, как когда-то в СССР.
Лежали три дня. Но каждый как за год. Просто ужас. Транспортировать в Москву было нельзя. Ребенок вялый, постоянная температура, рвота, он уже почти не ходил, не мог ни пить, ни есть. Я пытался найти возможности, чтобы капельницу делали дома. Но ребенку два годика, маленькие вены. Нужен специалист, который занимается этим постоянно, - ни одна простая медсестра без опыта не справится. Работали в инфекционной несколько бабулек, которые всю жизнь этому посвятили. Могут делать только они. Ни одна частная больница тоже не принимала.
Помимо нас лежало детей двадцать беспризорников или из детдома. Я страшно боялся, как бы мой ребенок чего-то от них не подцепил. Кое-как выбил через главврача отдельную комнатушку рядом со складом. Два на полтора. С маленькой детской кроваткой. Ребенка привязывали к ней, чтобы он не двигался. Капали по шесть часов. Жена, скрюченная, лежала рядом с ним, потому что просто не помещалась. Мы часто это вспоминаем, когда о “Мордовии” заходит разговор.
Семин, возможно, самый эмоциональный тренер, с кем приходилось работать. Хотя Григорян с ним поспорит. Мы с ним работали в Нижнем Новгороде. Эмоции - самые положительные. Пришел, порядок навел. Получали удовольствие от игры. Уже тогда понимал, что человек по-любому будет работать в премьер-лиге. Интересно понаблюдать за “Анжи”. И с Григоряном всегда весело. Его манера говорить - шутки вперемешку с нецензурными выражениями. Каждый раз - до слез”.
И СНОВА ЦСКА
“СЛУЦКИЙ СДЕЛАЛ СТАВКУ НА ДРУГИХ. СРАБОТАЛО”
“Причина того, что мало играл, банальная. Если тренер тебя не ставит, значит, ты, с его точки зрения, проигрываешь конкуренцию тем, кто выступает на твоей позиции. А мнение тренера надо уважать.
Конечно, грустные мысли то и дело лезли в голову. Отвлекали события в семье - я женился, появились дети. Так что не жалею, что перешел в ЦСКА. Хотя, может быть, да - именно тогда решение было ошибочным. Но ведь никто не знает, как сложилось бы в другой команде, правда?..
Слуцкий - как два разных человека: в жизни - один, во время матчей и тренировок - совершенно другой. Весь погружен в игру, настраивается, прямо как футболисты. О моей карьере мы с ним общались редко. Да и не думаю, что тренеру есть смысл объяснять свои решения.
Есть ли обида на Слуцкого? Можно всю жизнь на кого-то обижаться, только это тебе не поможет. По его мнению, конкуренцию я проигрывал. Слуцкий сделал ставку на других людей, и это сработало. Достаточно посмотреть на титулы и занятые за последние годы места. В общем, никаких обид нет.
А секрет Игнашевича и Березуцких на словах прост. Они внимательно относятся к своему здоровью. Футбол у них в приоритете. Не позволяют себе лишний раз что-то съесть или куда-то пойти. Режим, постоянные ограничения в соревновательный период. Но это только звучит легко. На самом деле очень сложно постоянно себя в чем-то ограничивать. Столько соблазнов, банально даже в еде. В Москве куча ресторанов разных кухонь. Можно есть и есть, а это лишний вес, причем моментально”.
“УФА”
“КАК ИГРАЮТ В ТРИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ЗАЩИТНИКА”
“Перед началом сезона Гончаренко позвонил и пригласил в команду. Я хотел уйти в аренду, рассматривал разные варианты. Хотелось попасть в клуб, чтобы не бороться за выживание. О предложении “Уфы” думал неделю, но фактор тренера перевесил. И сейчас я ни капельки не жалею.
Нашим козырем стала организация игры - и в обороне, и в атаке. В первом туре играли в четыре защитника. Уступили “Уралу” и со второго перешли на три центральных. Какое-то время понадобилось, чтобы команда поверила в то, что она делает. Окончательно уверенность появилась после побед в Москве над “Локомотивом” и “Спартаком”.
В “Уфе” я играл в середине тройки центральных. Но в принципе для меня нет ничего криминального, если буду действовать с краю. Функции примерно одинаковые, но есть нюансы. Если эту схему использовать, играя от обороны, то пять защитников и насыщенный центр поля предполагают, что в нашу штрафную происходит много фланговых подач. И на центрального игрока, получается, ложится самая большая нагрузка. Но когда рассуждают, что он “главный, ведущий защитник”, это скорее стереотип.
В “Уфе” Гончаренко тоже рисовал на флипчарте. Это просто чтобы лишнее время на поле не тратить на объяснения и чтобы паузы между упражнениями были покороче. Занятия получаются более интенсивными”.
И ОПЯТЬ ЦСКА
“КРИЗИСА В КОМАНДЕ НЕТ”
“Узнал о возвращении от нового главного тренера. А официально уже прямо перед Новым годом позвонили из клуба, сообщили дату отлета на сбор и спросили, какой номер делать на футболке - мало ли, вдруг цифру хочу поменять. Неожиданностью назначение Гончаренко не стало. Все понимали, что это возможно. И я сам не исключал вероятность возвращения.
Кризиса в ЦСКА нет. А почему ушел Слуцкий?.. Наверное, ему нужен был какой-то новый вызов. Плюс определенное давление со стороны болельщиков. Повлияла ли на него неудача сборной? Не знаю. На работу в клубе, полагаю, нет. Не думаю, что есть связь и, если бы сборная удачно выступила на Euro-2016, ЦСКА непременно бы шел сейчас на первом месте.
Но мне кажется, “Спартак” еще потеряет очки. Нам просто надо выигрывать свои матчи”.
СБОРНАЯ
“СНАЧАЛА НАДО ЗАКРЕПИТЬСЯ В ОСНОВЕ ЦСКА”
“Надежда есть у каждого, у кого есть русский паспорт. Все зависит от тебя. И от тренера - как он вписывает в тактику.
На прошлом стараюсь не зацикливаться. Мне иногда напоминают про мой первый матч за сборную, с Бельгией в Воронеже. Про гол Лукаку. Но футбол состоит из отдельных моментов. Когда ты в сборной, все на виду. Тогда я был очень молод.
Конечно, была надежда попасть на чемпионат Европы. Но в последние полгода я просидел на лавке. Куда там ехать, без практики?..
Мой задача на 2017 год - закрепиться в основе ЦСКА. Все остальное будет “плясать” от этого. Смогу постоянно выступать за клуб - высоки шансы и заиграть в сборной”.
Из интервью 10 ноября 2010 года:
“Однажды я пришел на тренировку вялый, чувствовал себя плоховато. Григорян сказал: “Отдыхай!” Я не послушал, в итоге подскочила температура до 37,5. Подошел к нему в столовой. Так и так, мол. Он разозлился, бросил вилку, ушел. Потом ругался: “Я восемь лет девчонок тренировал, чувствовал их, как себя, со всеми их делами! Мне женщины доверяли, а ты не доверяешь”.
Из интервью 10 ноября 2010 года:
“В Нальчике встретились в 2007-м два чудака - Мартынов и Макушев. Первому было лет тридцать, наверное, но он почти не играл. И запомнился во многом потому, что дружил с Макушевым. Тот, по всему, бывший зэк: и жаргон соответствующий, и здоровенная татуировка на руке”.
Из интервью 10 ноября 2010 года:
“Однажды отец проверял в каком-то пионерлагере безопасность проводки, разговорился с местным тренером и предложил ему меня посмотреть”.
Из интервью 10 ноября 2010 года:
“Несколько лет назад вышел диск про карьеру Кержакова, так там на одной фотке его облепили дети, и я среди них: стою, размахиваю руками, как дурачок”.
Из интервью 10 ноября 2010 года:
“Мы с одним товарищем влезали в джинсовую куртку Тимы Мозгова, вставали вдвоем в его кроссовки и так ходили”.