ФОРМУЛА-1
Ровно за два месяца до старта нового сезона в “Формуле-1” отправлен в отставку многолетний босс “Королевских гонок” Берни Экклстоун.
КОНЕЦ ЭПОХИ: ЭККЛСТОУН УШЕЛ НА ПОКОЙ
Руководство компании “Либерти Медиа”, нового владельца коммерческих прав на “Формулу-1”, уволило со своего поста генерального промоутера и исполнительного директора Берни Экклстоуна, который занимал пост топ-менеджера “королевской серии” с 1974 года. Его должность называлась по-разному, но именно с того времени он руководил “Формулой-1”.
ПОЧЕТНЫЙ ПРЕЗИДЕНТ
- Я больше не руковожу “Формулой-1”, поскольку уволен. Мое место занял Чейз Кери - это уже официально. Мне предложили должность своего рода почетного президента. Но что это означает, какие функции нужно выполнять, я не знаю”, - признался Экклстоун в интервью немецкому изданию Automotorundsport.
О своих планах Экклстоун предпочел не распространяться. 86-летний британский миллиардер выразил уверенность в том, что его жизнь теперь станет намного спокойнее, а сам он все так же будет посещать этапы “Гран-при”.
Пока неизвестно, сохранит ли бывший босс “Формулы-1” место во Всемирном совете ФИА, но в западных СМИ уже появилась информация, что нет. Один из ярких комментариев в твиттере на эту тему: “Если сравнить Берни Экклстоуна с диктатором, то закончил он как диктатор - его просто свергли”. Но именно Экклстоун превратил “Формулу-1” в глобальный бизнес с миллиардными оборотами - без него “Королевские гонки” не были бы королевскими.
НОВАЯ АМЕРИКАНСКАЯ МЕТЛА
Разговоры о возможном уходе Экклстоуна со своего поста начались еще в середине сентября прошлого года, когда американская компания “Либерти Медиа” миллиардера Джона Мэлоуна приобрела 18,7 процента акций “Королевских гонок” и получила право на выкуп 100 процентов акций. Тогда же председателем совета директоров “Формулы-1” был назначен бывший босс компании “21-й век Фокс” Чейз Кери, и тогда же Экклстоун запустил информацию, что ему предложен новый трехлетний контракт, но он еще подумает.
Теперь Экклстоуну уже можно думать только о том, как проводить кучу свободного времени - можно хоть на горнолыжном курорте, хоть на Багамах. По признанию самого Берни, у него достаточно денег, чтобы позволить себе многочисленные житейские радости. Непосредственным управлением “Формулой-1” теперь займутся другие.
- Экклстоун создал “Формулу-1” в том виде, в котором она существует, - прокомментировал случившееся известный российский гонщик Сергей Злобин. Берни 86 лет, он мог бы уйти и 10 лет назад, и раньше. Я не представляю, как он до сих пор все держал на себе. Хочу засвидетельствовать отставнику свое почтение. Главное, что ему удалось много лет назад, - это привлечь в “Формулу-1” телевидение. Об Экклстоуне будут слагать легенды. Сложно сказать, что произойдет с появлением новых американских владельцев. Все-таки гоночный мир в США и в Европе сильно отличается. “Формула-1” - это как балет “Лебединое озеро” в Большом театре, а Indycar - как фильм “Рэмбо-2” в кинотеатре. “Королевская серия” - это религия, и не думаю, что она умрет даже при американских владельцах.
Спортивные и технические вопросами будет решать Росс Браун, который в бытность техническим директором “Феррари” помог Михаэлю Шумахеру стать семикратным чемпионом мира, а потом создал свою команду “Браун”, выкупленную “Мерседесом”. Коммерческие вопросы возьмет на себя бывший руководитель ESPN Шон Братчес.
ЧТО БУДЕТ БЕЗ БЕРНИ?
Мгновенных перемен в “Формуле-1” ждать не стоит, но в среднесрочной перспективе они просматриваются. Новые владельцы хотят изменить ситуацию, когда этапы “Гран-при” продавались странам, в которых об автоспорте даже не слышали. С этой точки зрения тревожно за “Гран-при России”. Одно дело - договор с Берни даже в устной форме и совсем другое - контракт с американскими владельцами.
Каждый из этапов теперь должен будет обставлен, словно Супербоул - в плане раскрутки, престижа и создания уникального цифрового контента. Сейчас “Формула-1” - сгусток высочайших технологий - отстала в плане доступности трансляций и коммуникации с социальными сетями. Кери намерен серьезно расширить аудиторию “Королевских гонок”, и это план не на 2017-й, а на 2020 год.
Поговаривают, что Чейз Кери настаивает на изменении Договора согласия - фактически Конституции “Формулы-1”. А также на том, чтобы расформировать Стратегическую группу, наделенную слишком широкими полномочиями. Новому боссу не нравится система распределения прибыли между командами по итогам чемпионата мира и очень не нравится привилегированное положение “Феррари”, которая получает больше всех за исторический вклад в развитие “Королевских гонок”.
Финансовый вопрос самый острый в “Формуле-1”, и многие команды новые начинания поддержат. Но будут и те, кто выступит против. И тогда уже новым руководителям придется решать все споры. Все надеются, что стиля “разделяй и властвуй” больше не будет, хотя это на определенных этапах и был самый эффективный способ руководства.
Алексей ШИШКИН, Дмитрий АФОНИН