10 августа 2012, 01:30
LONDON-2012
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
Вся британская столица увешана изображениями британских спортсменов. Постеры, плакаты, растяжки, реклама. Семиборка Джессика Эннис, прыгун тройным Филлипс Идову, велогонщик Брэдли Уиггинс, бывший пловец Марк Фостер, который нехотя завязал с выступлениями из-за сущей ерунды - ему уже сорок два. Герои страны на телевидении, в газетах, умах и сердцах.
Пока не имею возможности видеть лично, но уверен, что и в России сейчас то же самое. Челябинск пестрит портретами Мансура Исаева, образ Арсена Галстяна широко представлен в городах и весях Краснодарского края, Наталья Ищенко и Светлана Ромашина приветливо улыбаются с рекламных щитов москвичам и гостям столицы.
Не совсем так? Но почему? Олимпийские чемпионы - пример для подражания, чем больше их будет в жизни страны, тем лучше. И бог с ней, с рекламой: важнее не внешний лоск, а внутреннее наполнение. Кто такие, откуда, как пришли в спорт, сколько работали над собой, что пришлось пережить ради победы? Каждая олимпийская медаль - осуществление большой человеческой мечты, красивая сказка, ставшая былью со счастливым концом.
А теперь задайте себе вопрос: что вы знаете о наших чемпионах? Пусть не о свежеиспеченных. О знаменитых - что? Иных видим в танцевальных или экстремальных шоу, где нам снова показывают возможности тела, а не человеческую жизнь. Вот и все знакомство звезды со страной.
Яркий пример - Наталья Антюх, в среду выигравшая золото в барьерном беге на 400 метров. Ей 31 год, она обладательница полного комплекта олимпийских наград, трехкратная чемпионка мира, пятикратная чемпионка Европы, многократный призер того и другого, кавалер ордена Дружбы. Насыщенная, богатая событиями и наградами спортивная жизнь. А спроси у людей на улицах: "Кто это?" - что услышишь в ответ?
Почему мы вспоминаем о них только раз в четыре года? Почему не знаем, как та же Антюх пришла в секцию, выиграла первый старт, как переходила из гладкой 400-метровки в барьерную и обратно, падала, потеряв сознание на дистанции, во время чемпионата России в Казани? И как обокрали ее питерскую квартиру, вынесли оттуда все, а многочисленные медали спасла любимая 75-летняя бабушка: по абсолютной случайности за месяц до кражи она забрала их к себе домой, в Тульскую область.
Наталья - человек закрытый, это верно. Она готова рассказать о том, что не считает шаги (21 до первого барьера, далее - по 15 и лишь в самом конце - 16, если уже совсем невмоготу), а чувствует их, просто знает, сколько этих самых шагов она делает, вот и все. С готовностью признается, что не претендует на золото Афин-2004 в эстафете 4х400 метров, что требует пояснения. Международная федерация легкой атлетики рекомендовала МОК лишить американок золота за участие в той эстафете Кристалл Кокс, дисквалифицированной позже вовсе не за фамилию, а за допинг. Однако Кокс выступала только в предварительном забеге, поэтому решение о дисквалификации сборной США не принято до сих пор. Антюх тверда: "Мне не нужно того золота. Оно не выиграно нами, в финале бежали "чистые" американки".
А еще Наталья сказала мне вчера, что не чувствует ненависти к соперницам. В этом смысле она не Тайсон, и вовсе не злоба помогает ей прибегать к финишу первой. Победный номер совершенно незнакомому человеку Наталья отдала после финиша просто так, потому что попросил. И лицо Лашинды Демус, посмотрев видеозапись, видела. Печальное такое, очень несчастное, почти плаксивое лицо самой непредсказуемой из своих соперниц. Но злорадства по этому поводу не испытала.
Стоит, однако, задеть хоть одну личную струну, Антюх тут же замыкается, отказывается говорить. Мой вопрос о своих сосудах она назвала провокационным. Хотя речь шла всего лишь о том, что Наталья - человек метеозависимый, что и стало, говорят, причиной потери сознания на казанской беговой дорожке. Но с твердым характером. Упала, пришла в себя, посоветовалась немного с тренером, решила: продолжит выступать. В самом тяжелом виде беговой программы. На самой каторжной (даже по сравнению с марафоном) 400-метровой дистанции, - профессионалы не дадут соврать.
Но оберегать от публики личное свойственно любому человеку. Антюх - не бука и не флегматик, она открыта для прессы и для тех же телешоу, в чем сама вчера и призналась. И для рекламы, наверное, открыта, и для постеров с плакатами по всему Санкт-Петербургу, где живет. Есть хоть кто-то в этом заинтересованный? Питерский бизнес - ты жив? Кураторы социальных проектов - где вы там?
А пока все эти мощные силы собираются с мыслями, сама Антюх заинтересована совсем в другом. Она хочет пробиться на прием к председателю петербургского спорткомитета Юрию Авдееву. Такую Наталья поставила себе сверхзадачу в промежутке между олимпийским золотом и будущим мировым рекордом. Этот пункт в ее списке - самый сложный.
До Авдеева спортом в Питере рулил г-н Чазов. Потом, как водится, настал его черед возглавить администрацию одного из районов города. Так бывает в жизни: губернатор поменялся - съезжает из кабинетов и челядь. На место Чазова пришел вице-губернатор Псковской области Авдеев. Как быть с данными ранее обещаниями, они в процессе передачи дел, похоже, не условились. Антюх сказала, что у нее к спорткомитету накопились вопросы, которые она собирается поставить жестко. Но пока не может: на прием к Авдееву Наталье до сих пор пробиться не удалось вследствие долгой записной очереди и вечной занятости чиновника.
У нее есть квартиры, купленные со скидкой, в Питере и Москве - Антюх представляет оба этих региона. Ей закономерно хочется большего, поскольку перед глазами пример такой глыбы вознаграждений, как Евгений Плющенко. Но для большего нужно добиться заветной подписи г-на Авдеева. Только вот подписи нет по причине отсутствия факта встречи...
Какой же колоссальный, эпический бред - вся эта система, и льготы, и скидки, и совковое распределение благ людьми, этими благами не владеющими. Спортсмену мало выиграть - ему нужно еще попасть в кабинет к тому, кому повезло выиграть в жизни нечто гораздо большее, чем золото Игр: чиновничье кресло. Это не за олимпийским чемпионом бегают рекламщики, телевизионщики, спонсоры и меценаты - это сам он охотится за человеком в пиджаке и росчерком его "паркера". А неровен час уйдет Авдеев на другую работу? Вице-губернатором он уже был, тренером-массажистом тоже, в коммерческих структурах работал, - что мешает попробовать себя на очередном поприще? И что делать в этом случае Антюх? Записываться на прием к следующему дико занятому председателю?
С другой стороны, чиновников на плакатах, рекламе, растяжках и постерах не разместишь. Они хоть и пример, конечно, как надо строить жизнь, но до кумиров нации все же не дотягивают. А решают, вот же черт, многое. Получается замкнутый круг, не включающий в себя, к сожалению, российских Эннис, Идову, Уиггинсов и Фостеров. И считающий квартиры со скидкой вполне достаточной компенсацией за послефинишные слезы Антюх.
Лондон