LONDON-2012 // СИНХРОННОЕ ПЛАВАНИЕ
Вчера Наталья Ищенко и Светлана Ромашина продолжили российские победные традиции, выиграв в соревновании дуэтов наше четвертое подряд золото на Олимпийских играх
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
из Лондона
Каждые четыре года российские синхронистки дарят репортерам возможность делать "золотые" олимпийские интервью, не уточняя пофамильно, за редкими исключением, где чей ответ. Это и впрямь не так уж важно в данном случае. Ищенко и Ромашина синхронно выступали, синхронно побеждали, синхронно прокомментировали - пусть и это станет своеобразной традицией. Нашей, российской, всегда золотой!
- Ну сегодня-то, признайтесь, ваш тренер был доволен на сто процентов или, как в предварительных выступлениях, - на 98?
- Мы об этом пока не говорили. Но видим: тренер доволен - это самое главное!
- Чего вам сейчас хочется больше всего?
- Поесть и прилечь, отдохнуть как следует. Но уже завтра тренировка, будем готовиться к выступлениям в группе. Предстоит снова бороться за медали.
- В соревнованиях дуэтов мысль о команде не отвлекала?
- Нет, думали только о дуэте. К тому же нам дали возможность в последние дни сконцентрироваться на парном выступлении, не привлекали к работе с группой.
- Вас еще до Олимпиады называли ее победителями. Насколько это давило?
- Очень сильно. Старались ничего не читать и не слушать, абстрагироваться от всего, кроме своей программы. Да и вообще не думать ни о чем, кроме того, чтобы все выполнить хорошо.
- Света, вы сказали как-то, что одна олимпийская медаль у вас уже есть, в связи с чем пока не уверены в силе мотивации для выигрыша золота номер два. Получается, нашлись стимулы?
- Пекинскую победу я одержала в группе, а лондонскую - в дуэте. Так что теперь - снова буря эмоций! И новый вызов - еще раз победить в групповых выступлениях.
- Наташа, вы уйдете их спорта на год, как собирались после ЧМ-2011 в Шанхае?
- Ой, подождите, дайте выступить здесь до конца!
- Известно, что в синхронном плавании конкурентки иногда подглядывают и копируют друг у друга сложные элементы. Но можно ли выполнить ваши технические элементы, если даже их украсть?
- Думаем, сделать это будет очень тяжело. Насколько мы знаем, испанки выучили нашу программу и пытались ее повторить в начале сезона. После чего признались - у них не все получалось.
- И все-таки была ли абсолютная уверенность в победе?
- Абсолютной в принципе быть не может. Мы очень долго засыпали накануне, мысли были только о финале. А утром пришло спокойствие. Но не надолго. Перед стартом - снова эмоции, волнение, адреналин. Тренер нас тормошила, как могла, то успокаивала, то подбадривала, не давала зевать. Настраивала, одним словом. А еще нас очень много массировали.
- Как интересно. А еще про тренера можете рассказать?
- Татьяна Данченко - половина нашей медали. Человек, проводящий с нами больше времени, чем со своей семьей. Без нее не было бы такого результата. Тренирует нас много, усердно, спуску не дает. Спасибо ей огромное!
- Вы отрабатывали эту программу долго и усердно. Теперь, когда видите кукол, не вздрагиваете?
- Нет. У нас в воде получаются не такие, особые, куклы.
- Помните свое первое дуэтное выступление в этом составе?
- Это было в 2005 году. С тех пор Света однажды делала программу с Настей Давыдовой. Все остальное время выступали вместе.
- Елена Исинбаева накрывается полотенцем перед важным прыжком. А вы как настраиваетесь?
- Слушаем тренера!
- Кому желали выиграть серебро - испанкам или китаянкам?
- Испанкам. Давно знаем этих девочек, желаем им удачи. А Китаю и всем остальным благодарны за конкуренцию, без которой в спорте ничего не добьешься.
- Вы сами видели фильмы, под музыку из которых выступаете?
- Только "Амели". Ужастики не смотрели - предпочитаем позитивные фильмы.
- Откройте секрет: что за новую групповую программу вы покажете в Лондоне?
- Нам нельзя про это говорить.
- Ну хотя бы намекните двумя словами!
- Двумя? "Затерянный мир".
- Олимпийская чемпионка Анастасия Ермакова уехала за границу и работает тренером. А вы смогли бы?
- Почти наверняка не уедем - очень любим дом. А Настю видели не так давно на чемпионате Европы. Она выглядит счастливой, всем довольна.
- Говорят, вы разъезжали по Лондону из бассейна в бассейн?
- Всего из было три - соревновательный, тренировочный и тот, который отдельно арендовала наша команда. Самое тяжело было в том, что в главном бассейне после пловцов осталась очень холодная вода - 25 градусов. А мы тренируемся обычно при 28 с половиной. Потом воду подогрели.
- Вы действительно различаете воду по плотности?
- Не знаем, как это объяснить, но едва ныряем в бассейн и переворачиваемся вниз головой, сразу понимаем, тяжелая вода или легкая. Многое зависит от вентиляции бассейна, от температуры и от того, как нам дышится. Если очень жарко, это не слишком хорошо влияет на сердце. А если холодно, чувствуешь, что ничего не получается.
- Другие виды спорта поддерживают олигархи. В синхронном плавании есть такой?
- Если кому-то будет интересно - пожалуйста. А если нет - зачем?
- Дзюдоисту регион пообещал за золото 30 миллионов. А вам?
- Мы о другом хотим сказать. Ни один спортсмен не думает о деньгах, когда выступает. Медаль - вот что самое важное.
- Неужели не обидно, когда говорят: "Вот та медаль - это супер, а синхронистки свое золото и так возьмут!"?
- В какой то мере обидно и несправедливо. Но так уж повелось: в нашем виде спорта серебро - провал. Если не дай бог проиграем, получим море критики.
- Данченко на этой Олимпиаде была в гневе?
- Она вообще никогда не дает волю эмоциям и не кричит на нас. В группе обстановка посерьезнее, там ежовые рукавицы.
- Как у Евгения Трефилова и Николая Карполя?
- Ну нет, такого мы не выдержали бы.
- Сколько будете отдыхать после Олимпиады?
- Как минимум месяц!
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
из Лондона
Выслушав первый вопрос, тренер российского дуэта синхронисток набрала в легкие воздуха, чтобы ответить, и вдруг разрыдалась. Отвернулась, ушла от диктофонов на пару метров, прижала ладони к лицу, задрожала худенькими плечами. Спустя минуту глотнула таблетку, вынув упаковку из рюкзака, запретила себя снимать и стала рассказывать:
- Мы знали, что китаянки и испанки схлестнутся друг с другом, а для нас главное - исполнить свою программу как можно лучше. Если понравится девочкам и мне - понравится и судьям. Я и есть самый строгий судья, если честно, - мне угодить трудно. Давило все: ожидания, надежды, слово "гоп", произнесенное до того, как мы перепрыгнули. А еще мы просто устали. Слышали отовсюду: синхронистки выиграют на сто процентов. Но только мы знаем, каким трудом даются эти проценты. В технической программе, допустим, были очень рискованные элементы, которые можно запороть. Дали бы повод - никто нам на блюдечке золото не принес бы и не простил бы авансом. Потому что это Олимпиада.
- Но вы же знали, что готовы намного лучше соперниц!
- Знали. Причем еще на прошлогоднем чемпионате мира в Шанхае, где впервые показали своих "Кукол". Но их надо было видоизменить и усложнить, так что сейчас это фактически "Куклы-2". Хотели вообще сделать новое выступление, но нас все отговаривали, мол, от добра добра не ищут. Поменяли и техническую программу, потому что с предыдущей выступали целых два года.
- Насколько изменились "Куклы" по сравнению с прошлым годом?
- На 50 процентов.
- В саундтреке вы использовали музыку к фильмам ужасов. В этом есть какой-то умысел?
- Раскрою тайну творчества: мы подбираем музыку под образ. А кукол девочки показывают и добрых, и злых, и современных, и классических - разных.
- Знали, что покажут в Лондоне соперницы?
- Китаянки секретничали весь сезон. Но их дуэт мне в итоге не очень понравился, в том числе технически. Отдать серебро испанкам - справедливое решение. Чудес не бывает, синхронное плавание - это прежде всего детская база и долгая работа. За год выше головы не прыгнешь.
- Что вы предпринимали для того, чтобы девочки не перегорели?
- Загружала их перед стартом, как могла. Сначала закалывали волосы, красились, разминались. Потом меняли купальники, прослушивали музыку еще раз, повторяли мысленно программу с закрытыми глазами, получали мою установку. Затем я тонизировала мышцы Наташи, била ее довольно сильно. Не было у них времени думать, что да как. Только закончили все запланированное - уже старт. Сказали: "С богом!" - и пошли. А в другие дни у нас были по три тренировки - когда перегорать? Пять минут мы получали от организаторов в основном бассейне, еще полчаса - в тренировочном. После чего ехали в свой, арендованный, где в нашем распоряжении было два часа. Девчонки вымотались очень сильно. Но держались. Когда видела, что они "расползаются" немного, теряют себя, - покрикивала. Но бывает такое настолько редко, что и говорить об этом не хочется. Скажу другое: все в Лондоне оказались в одинаковых условиях. А победили мы!
- Это и есть - счастье?
- Зачем вы спросили? Сейчас опять начну плакать.