23 марта, 19:00
До Олимпийских игр в Париже осталось всего ничего — 125 дней. И Международный олимпийский комитет все ближе к решению по тому, сколько и как допустить россиян к этому мероприятию. Фактически рамки обозначены. Критерия осуждения СВО нет, но есть требование об отсутствии активной поддержки и соответствии мирной миссии Олимпийской хартии, которую традиционно поддерживают все страны и делегации. Но на пути россиян и белорусов будет фейсконтроль. Кто и как его будет осуществлять?
19 марта на пресс-конференции МОК объявил о том, что индивидуальных нейтральных спортсменов (нам пора привыкать болеть за аббревиатуру INA) будет проверять специальная комиссия по допуску, как перед Пхенчханом-2018. Правда, критерии теперь совсем другие.
Комиссия состоит из трех членов: Николь Хевертс, вице-президент МОК, которая будет председательствовать в комиссии, Пау Газоль, представитель комиссии МОК по этике, и Ю Сын Мин, представитель комиссии спортсменов МОК. Работу будет поддерживать опытная француженка Пакеретт Жирар Заппелли, директор МОК по этике и соответствию (так называемый compliance) — секретарь комиссии.
Хевертс уже знакома российским болельщикам по деятельности в комиссии по реализации условий МОК на Олимпиаде-2018 в Пхенчхане (не путайте с комиссией по допуску, которую возглавляла француженка Валери Фурнерон). Последняя ограничивала россиян в поездке на Олимпиаду, в частности, до сих пор непонятно, почему туда не допустили фигуристов Александру Степанову и Ивана Букина. Критерии были более чем спорные.
Хевертс же скорее следила за формой одежды, допинговыми нарушениями (а их в Пхенчхане у наших было сразу два — у керлингиста Крушельницкого и бобслеистки Сергеевой) и была автором итогового доклада. Из интересного — ей пришлось ночью перед публикацией править его по просьбе исполкома МОК, чтобы подчеркнуть, что Олимпийский комитет России не имел отношения к допинг-кейсам, а они случились независимо друг от друга.
Николь давно делает карьеру олимпийского чиновника — как спортсменка она не добилась ничего сводящего с ума, если не считать участия в Олимпиаде-1984 от сборной Арубы (!) в синхронном плавании (!). Аруба — это остров в Карибском море, принадлежащий Нидерландам. Символично, что именно на той Олимпиаде не было советских спортсменов, так что Хевертс не привыкать.
Еще один член комиссии — великий испанский баскетболист Пау Газоль, двукратный чемпион НБА, трижды становившийся призером Олимпиады. Дважды Испания проиграла в финалах США, но оба матча были достойными и дошли до плотной концовки. Газоль прекрасно помнит Россию по Олимпиадам и по домашнему чемпионату Европы-2007, который испанцы проиграли после легендарного броска американца Холдена на последних секундах.
Газоль после спортивной карьеры присоединился к комиссии по этике МОК, и на него как спортсмена в недавнем прошлом, наверное, основная надежда. 24 февраля 2022 года он призвал к перемирию и диалогу, но в резких высказываниях против российских спортсменов или граждан точно замечен не был.
Последний член комиссии кореец Ю Сын Мин — бывший игрок в настольный теннис, олимпийский чемпион 2004 года. О нем в связи с Россией известно очень мало, но чиновник возглавляет федерацию настольного тенниса в своей стране, а вид спорта был в ряду первых, кто вернул россиян на международные старты. Возможно, это дополнительный шанс, что кого-то из россиян решат пригласить на Игры в пинг-понге. Но мировых лидеров у нас там нет.
Имеет смысл напомнить, какие критерии будут проверять члены комиссии. Сложно поверить, что великий Газоль так себе представлял работу в МОК после завершения карьеры, но не исключено, что ему придется регистрироваться во «ВКонтакте» и обучиться просмотру чужих лайков а-ля ревнивая девушка.
Не будут допущены спортсмены:
— «активно поддерживающие» военную операцию на Украине (оригинальная формулировка изменена по требованию законодательства РФ);
— работающие по контракту с российскими или белорусскими военными организациями или органами национальной безопасности;
— не соответствующие антидопинговым требованиям;
— представители командных видов спорта.
Также российские и белорусские спортсмены будут выступать без флага и гимна и не примут участия в параде открытия. Российские чиновники приглашены не будут. На данный момент критерии выглядят так.
И их, по оценкам вице-президента МОК австралийца Коутса, могут пройти около 40 россиян. Надеемся, Хевертс, Газоль и Ю не будут пытаться подогнать цифры под нужный результат.