Ровно три десятилетия назад - 19 июля 1980 года - в Москве состоялась торжественная церемония открытия Олимпийских игр. В связи с этой датой мы решили предоставить слово человеку, для которого те Игры длились отнюдь не две недели, а пять с половиной лет. Ведь уже в первые недели после создания Оргкомитета Игр-80 он был назначен начальником его Управления спортивных программ.
Владимир РОДИЧЕНКО
Управление спортивных программ было создано в 1975 году, и первоначально в нем работало 14 человек. А в день открытия Игр - уже 4 тысячи. Более трети оргкомитета!
И именно эти люди стали разработчиками и исполнителями тех принципов олимпийского успеха Москвы-1980, о которых я хочу вам рассказать. На самом деле принципов было, конечно, намного больше. Но эти 30 кажутся мне наиболее значимыми. Итак…
1. Первый и главнейший из наших принципов - создание спортсменам всего мира наилучших условий для успешного выступления в Москве. И мы своего добились, чему лучшее доказательство - 36 мировых и 74 олимпийских рекорда, что были установлены в дни Игр-1980. Для сравнения стоит вспомнить, что через 4 года в Лос-Анджелесе мировых рекордов оказалось в три с лишним раза меньше - 11.
2. Этот принцип впервые появился в практике организации Олимпийских игр не где-нибудь, а в Москве: как можно более раннее оповещение спортсменов всех стран о тех согласованных с МОК и международными федерациями конкретных данных, которые могут влиять на подготовку спортсменов.
До того детальное расписание соревнований и перечень спортивного инвентаря и оборудования, что будет использоваться спортсменами, становились известны лишь в предолимпийском году. Но мы поставили перед собой задачу сформировать расписание олимпийских стартов и выбрать наиболее совершенный и распространенный во всем мире спортивный инвентарь за два года до Игр.
3. Безусловное выполнение обещанного. Ровно за два года до первого старта, 20 июля 1978 года, во все национальные олимпийские комитеты, признанные МОК, были направлены письма оргкомитета с утвержденным и федерациями, и МОК расписанием олимпийских соревнований по тем 12 видам спорта, в которых детализация "по часам и минутам", по нашему мнению, в наибольшей степени влияла на подготовку спортсменов. Вскоре в НОК были направлены расписания и по остальным 9 видам спорта.
4. После того как президент США Джимми Картер призвал к бойкоту московских Игр, принципиальным для нас стало сохранение расписания соревнований в первоначально объявленном виде. Получив заявки от стран-участниц в подавляющем большинстве видов спорта, никаких изменений в расписание мы вносить не стали. В ходе Игр директораты соревнований соблюдали его неукоснительно, что было признано эталоном организованности. Вот одно из бесчисленных высказываний. Парижская газета "Монд": "Расписание соревнований по своей точности могло бы соперничать с лучшими швейцарскими часами".
5. Мы не только объявили, но и осуществили следующий принцип, основанный на создании равенства возможностей: спортсмены зарубежных стран должны встретить на аренах Москвы - и соревновательных, и тренировочных - тот спортивный инвентарь, который, во-первых, широко распространен во всем мире, а во-вторых, полностью соответствует правилам и требованиям федераций.
Этому принципу после нас следуют многие организаторы Игр. В переводе с канцелярского на бытовой язык суть заключается в следующем: вы сможете метать в Москве копье того производителя, которое у вас в руках всю вашу легкоатлетическую жизнь. Как и было обещано, вместе с расписанием соревнований оргкомитет за два года до Игр направил в национальные олимпийские комитеты перечень предоставляемого спортсменам спортивного инвентаря и оборудования - 47 различных видов продукции, выпускаемой в 12 странах мира, и список 7 видов покрытий спортивных площадок, выпускаемых предприятиями 5 стран. Столь раннее опубликование перечней предоставило спортсменам всех стран возможность вести подготовку к олимпийским соревнованиям в равных условиях.
6. Избыточное планирование возможностей для тренировок в Москве. К приезду национальных команд более 70 спортивных сооружений советской столицы были полностью подготовлены и оснащены для тренировок по заранее согласованным с командами программам. Общее число тренировок в итоге составило 6142. И только в 12 из них были отмечены какие-то отклонения от согласованного порядка или расписаний.
7. Еще один наш принцип был успешно реализован на VII летней Спартакиаде народов СССР 1979 года. Благодаря участию в ней спортсмены как нашей, так и других стран получили возможность соревноваться в условиях, приближенных к олимпийским. Те национальные олимпийские комитеты, которые пожелали предоставить своим спортсменам шанс заранее опробовать олимпийские спортивные сооружения, смогли это сделать в полном объеме.
8. Использование технических средств, в максимальной степени повышающих точность определения спортивных результатов. Например, для срочного решения спорных вопросов на предыдущих Играх-1976 в Монреале видеомагнитофоны применялись лишь в четырех видах спорта. Мы встречались со многими федерациями, убеждали их, и в итоге число "прогрессивных" из них выросло в 2,5 раза - до десяти. При этом некоторые (хорошо известные!) упорствуют до сих пор…
9. В условиях бойкота наших Игр со стороны властей США и тех стран, которые находились от них в политической и экономической зависимости, была крайне важна интернационализация судейских коллегий. И вот итоги нашей работы с международными федерациями: в обеспечении судейства соревнований приняли участие 1246 назначенных международными федерациями официальных лиц: президентов, генеральных секретарей, технических делегатов, членов жюри и судей из 77 стран всех континентов.
Наибольшее количество судей и членов жюри, как и на предыдущих Играх, представляла страна-организатор - 396 человек из 80 городов Советского Союза, но такое количество - это дань многолетней традиции.
10. Еще один предложенный и реализованный управлением принцип - долгосрочное планирование нашего международного сотрудничества. Такого при подготовке Игр прежде не было: мы разработали планы сотрудничества оргкомитета на 1976 - 1980 годы с 21 международной федерацией.
Суть планов: господа руководители федераций, не требуйте от нас за четыре года до Игр представить вам на согласование или утверждение то, что мы разработаем и создадим лишь за год до Игр. Но будьте уверены, что в нужный срок это "что-то" будет представлено непременно.
11. Согласно Олимпийской хартии олимпийские соревнования по виду спорта организует и проводит триада, состоящая из Международного олимпийского комитета, международной федерации по этому виду спорта и оргкомитета Игр. О сотрудничестве с международными федерациями уже было сказано, но не менее значимым принципом было сотрудничество с МОК. Наша работа была бы куда менее эффективна без поддержки президента МОК лорда Майкла Килланина из Ирландии, а также председателя комиссии МОК по программе Игр венгра Арпада Чанади.
12. Буквально с 23 октября 1974 года - дня, когда Москве было предоставлено право провести Игры XXII Олимпиады, начало формироваться сотрудничество с Национальным олимпийским комитетом Германии, что помогло не только нашему, но и другим управлениям оргкомитета. Благодаря президенту этого НОК и оргкомитета мюнхенских Игр-1972 Вилли Дауме, его коллеги - спортивный директор тех Игр Эрнст Кнозель и сотрудница мюнхенского и монреальского оргкомитетов Бригитта Шмитц (мы в Москве называли ее "наша Бригитта") - постоянно консультировали советских коллег.
13. Мы стремились получить от друзей не только опыт, но и сотни листов заявочной и судейской документации на идеальном английском и французском. Тут помог и мой монреальский предшественник Вальтер Сибер. Никто из этих специалистов не потребовал ни цента за "ноу-хау" и "копирайт".
14. Необходимость избежать возможного диктата международных спортивных федераций в выборе спортивного инвентаря, оборудования и покрытий арен. Мы выдвинули такой подход: выбираем мы сами, но из ваших перечней. Не сразу, но прозвучала столь желанная нами фраза: мы, федерация, утверждаем широкий перечень признанного нами инвентаря, например мячей. Но окончательный выбор - это вопрос ваших коммерческих переговоров с фирмами-производителями.
15. При выборе покрытий спортивных арен пришлось выдвинуть и, главное, реализовать такой принцип: мы строго и неукоснительно следуем букве правил федераций, поскольку это предписано Олимпийской хартией. Но во всем, что выходит за рамки правил, мы руководствуемся интересами оргкомитета Игр.
Один лишь пример: мы предпочли искусственное покрытие для хоккея на траве фирмы "Адольф А.Г." (в конце концов оно было получено нами бесплатно), хотя международная федерация настаивала на дорогом покрытии фирмы "Монсанто". Дело дошло до разбирательства на сессии МОК 1978 года, которая нас поддержала. Ведь в правилах этой федерации есть только одно требование к игровому полю: размер 45 х 90 метров. И ни слова о типе покрытия или праве федерации на его выбор. Так что принцип оказался беспроигрышным!
16. 4 января 1980 года президент Картер выступил с речью, в которой, воспользовавшись введением советских войск в Афганистан, призвал к бойкоту московских Игр. Так родился еще один принцип: требование перенести Игры куда-нибудь из нашей страны ни на чем не основано.
На сессии Международного олимпийского комитета в Лейк-Плэсиде члены МОК проголосовали против картеровского требования со счетом 73:0. Против переноса проголосовали и оба американских члена МОК. Причем решающим аргументом противников переноса стало безупречное выполнение московским оргкомитетом Олимпийской хартии. Это должны хорошо запомнить все будущие организаторы Игр, в том числе и в нашей стране.
17. Поскольку администрация США оказывала беспрецедентное давление на правительства многих стран, важнейшей задачей для нас стало сохранение полноценного формата Игр. Работа с национальными олимпийскими комитетами при поддержке всех без исключения международных федераций привела к тому, что все 203 запланированных комплекта золотых, серебряных и бронзовых медалей были разыграны в предельно объективных соревнованиях.
Всего один, но более чем убедительный пример: в соревнованиях по легкой атлетике на предыдущих Играх в Монреале было подано 16 протестов, на последующих в Лос-Анджелесе - 18, а в Москве - всего 2, причем оба эти протеста международное апелляционное жюри отклонило.
Лорд Килланин заявил по окончании Игр: "Я счастлив, что Олимпийские игры в Москве прошли столь успешно. Они были просто великолепно организованы". А вот что сказал тогда же новый президент МОК Хуан Антонио Самаранч: "Вы можете гордиться тем, как вы провели Игры и как соблюдали Олимпийскую хартию. Все международное спортивное движение поздравляет вас с успехом!"
18. Работа на опережение. Это не просто слова. Наше управление постоянно ощущало свою ответственность перед всеми остальными подразделениями оргкомитета, министерствами и ведомствами, а также сотнями различных организаций. Удалось ли реализовать этот принцип? Один из ответов: 19 работников управления были награждены орденами и 36 - медалями СССР.
19. Координация деятельности с государственным органом управления - Спорткомитетом СССР. Координировалось большинство разработок управления - расписание соревнований, выбор спортивного оборудования и инвентаря, исходные данные для проектирования спортивных сооружений, подготовка и отбор отечественных судей, проведение контрольных соревнований.
20. В сфере управления ставка была сделана на использование комплексной целевой программы. Такая программа на 1976-1980 годы состояла из 12 этапов - от разработки начальных планов до ликвидационной деятельности (этапа, неизбежно наступающего в любой программе).
21. Выбор сроков проведения Игр, которые устроили бы всех. Нереально? Удалось, однако. По нашему предложению МОК утвердил сроки проведения Игр XXII Олимпиады с 19 июля по 3 августа. Помимо учета климатического фактора и традиционных сроков проведения крупнейших международных соревнований был еще один мотив выбора, который мы тогда не очень афишировали, - идеологический: 19 июля - 3 августа - это точные сроки Игр-1952 в Хельсинки, на которых впервые выступила команда СССР.
22. При разработке расписания соревнований мы поначалу стремились в той или иной мере учесть не менее двадцати факторов. В итоге сформулировали такой принцип: равномерность. Отсюда - по возможности равномерное распределение по дням Игр финальных состязаний, встреч по спортивным играм, равномерная загрузка спортивных сооружений и разнообразных служб - транспортной, медицинской, антидопингового контроля, награждения победителей, связи, электронной обработки результатов, радиотелекомплекса и главного пресс-центра.
23. Учет интереса болельщиков к отдельным наиболее популярным олимпийским видам спорта. Основываясь на собственном многолетнем анализе данных и опыте наших предшественников, мы стремились по возможности не совмещать сроки проведения соревнований, которые на Олимпийских играх традиционно привлекают наибольшее внимание. Так, легкая атлетика была запланировала ближе к закрытию, плавание и гимнастика - к началу.
24. Стимулировать отечественного производителя. По согласованным с управлением спортивно-техническим требованиям отечественные предприятия создали для Игр почти все оборудование для соревнований по гимнастике, фехтованию, боксу, тяжелой атлетике, различный инвентарь и аппаратуру для соревнований по легкой атлетике и другим видам спорта. Для участвующих в Играх команд по парусному спорту были изготовлены швертботы классов "Финн" и "470".
25. Для наших монреальских, да и мюнхенских предшественников подготовка нужного количества судей страны-организатора была настоящей проблемой. Наша "проблема" была диаметрально противоположной: в СССР к началу Игр было зарегистрировано более 6 миллионов спортивных судей, и вопросы их отбора оказались куда более сложными, чем подготовка. Вот почему одним из принципов стал приоритет отбора.
В 1976 году оргкомитет Игр и Спорткомитет СССР по нашему предложению объявили Всесоюзный конкурс "Олимпийский арбитр", который проходил затем в течение трех лет. Многоступенчатая система конкурса позволила последовательно, от тура к туру, отобрать около 2,6 тысячи наиболее квалифицированных. В итоге всего две жалобы на нас в ЦК КПСС: мол, не взяли судить…
26. Принцип текущего контроля готовности к проведению олимпийских спортивных соревнований был реализован в дни VII летней Спартакиады народов СССР 1979 года. Соревнования по многим олимпийским видам спорта проводились согласно правилам международных спортивных федераций в присутствии 13 их президентов и с участием зарубежных судей.
27. После спартакиады 1979 года началась отработка еще одного организационного принципа, который мы назвали "централизация - децентрализация". Полномочия по проведению соревнований передавались руководителям директоратов по видам спорта до такой степени, что они могли бы продолжать работу, даже бы если Управление спортивных программ перед началом соревнований было бы ликвидировано (это не шутка, это концепция!). Но оставалась незыблемой централизация тех функций, которые отличают Олимпийские игры от суммы чемпионатов мира, - сбор и обработка заявок, комплекс проведения жеребьевок, организация тренировок команд, информация руководителей делегаций, организация и обеспечение работы судей и многое другое.
28. Обоснованное соотношение традиций и новаторства в организации олимпийских соревнований. Новаторство зависит от опыта и творческого потенциала страны-организатора. Нет сомнений, что оргкомитет наших Игр мог считать себя новаторским. А что до традиций, то с первых же дней работы оргкомитет уделял громадное внимание изучению предшествующего опыта организации и проведения Олимпийских игр.
29. Лет за пять до окончания Игр, точнее, того этапа, который в комплексной целевой программе именовался "ликвидационная деятельность", глава "Адидаса" Хорст Даслер сказал мне: "Запомни, все вы здесь в оргкомитете - люди временные, после Игр придется уходить в никуда. Это правило не только моего капитализма, но и твоего социализма".
Вот тогда у меня и созрел принцип набора кадров, который иногда называли "милитаризацией Управления спортивных программ": приглашать на работу военных пенсионеров - во-первых, вполне работоспособных и дисциплинированных, во-вторых, после Игр не нуждавшихся в трудоустройстве. К началу Игр в управлении работали три генерал-лейтенанта, три генерал-майора и 41 полковник или капитан первого ранга. Скажу честно: панацеей от всех проблем "милитаризация" не стала, но за редкими исключениями плоды это дало.
30. Заключить статью позволю себе принципом, с которого нужно было бы начать: создание спортсменам всего мира равных условий для их участия в олимпийских соревнованиях. На московских Играх команда нашей страны получила 80 золотых медалей. Спустя 4 года у спортсменов США, тоже страны-организатора, оказалось 83 первых места. Не знаю в деталях, каких почестей удостоили в Америке всех к этому золоту причастных. А в СССР выпустили нагрудный знак, украшенный числом "80", и вручили тем, кто внес вклад в эти победы.
Так вот я как один из организаторов московских олимпийских соревнований горжусь тем, что ни я, ни кто-либо из ключевых сотрудников Управления спортивных программ не был этим значком награжден. Значит, не за что было. И это означает, что принцип создания равных условий для спортсменов всех без исключения стран-участниц не остался в истории Олимпийских игр лишь привлекательным лозунгом.
Ныне Владимир РОДИЧЕНКО - почетный вице-президент Олимпийского комитета России