Интервью "СЭ" дал президент Оргкомитета сочинских Игр.
260 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ БУДУТ НЕ В ЧЕМОДАНАХ
-До Игр в Сочи осталось ровно пять лет. Какой-никакой, а рубеж. Каковы последние новости, связанные с подготовкой Олимпиады?
- С 25 по 29 января в Сочи проходил визит международных экспертов. 6 наиболее профессиональных экспертов Европы в области проектного управления строительством приезжали в Сочи уже в пятый раз. Это люди, известные, например, тем, что построили тоннель в Альпах длиной 35 километров за шесть лет. Они встречались с представителями федеральных органов исполнительной власти, госкорпорации "Олимпстрой", инвесторов.
Параллельно шло несколько сессий - было заслушано 29 докладов на английском языке. Ключевые моменты, интересовавшие зарубежных специалистов, включали в себя транспорт, график строительства, строительную логистику, землеотвод, экологию и прочие вопросы, неразрывно связанные с сочинской инфраструктурой. По итогам визита у экспертов сложилось определенное мнение о том, в какой стадии находится проект, которым они и поделились с представителями МОК, прилетевшими на основное мероприятие: второй инспекционный визит продлился два дня.
Во время инспекции мы докладывали по 17 различным направлениям деятельности Оргкомитета. Темы представители МОК выбирали самостоятельно. В основном они касались структуры Оргкомитета, его отношений с органами власти, персонала, строительства инфраструктуры, окружающей среды и многого другого. Замечу, что нам удалось выстроить эффективную систему взаимодействия не только между мною и Жан-Клодом Килли, с которым, к слову, я советуюсь по многим вопросам, но и между подразделениями Оргкомитета и их визави в МОК. В общем, идет горизонтальное общение. Кроме того, мы регулярно контактируем с нашими коллегами из Лондона и Ванкувера.
-Вы неоднократно повторяли, что считаете основной задачей провести самые инновационные Игры в истории. Что это означает?
- Для нас это не пустой звук. Вы можете назвать любую функцию Оргкомитета, а их непосредственно в ходе Игр будет порядка пятидесяти, и я вам готов назвать заключенную в ней инновацию.
-Ладно. Что может быть инновационного в такой консервативной функции, как финансы?
- Согласно современным системам управления мы внедряем систему ERP (Enterprise Resource Planning System - система планирования ресурсов предприятия. - Прим. "СЭ".), которая автоматизирует наши базовые бизнес-процессы. Она дает нам оболочку, которую мы наполняем логикой бизнес-процесса. Для чего это нужно? Такая компания, как Оргкомитет Игр, должна быть очень эластичной. Если рабочий процесс начинается при персонале в 100 человек, то впоследствии он вырастает до 3 тысяч. Если бизнес-процесс неавтоматизирован, это неминуемо приводит к тому, что компания теряет управляемость. С помощью таких систем, как ERP, риск снижен до минимума. Но мы пошли дальше, договорившись с поставщиком о передаче программных кодов, с тем чтобы в дальнейшем инновации сочинских Игр оставили ощутимое наследие для всего олимпийского движения. Что это значит? Да то, что следующие Оркомитеты не будут вынуждены изобретать велосипед, вновь оплачивать работу консультантов.
-А какая инновация ждет, скажем, журналистов?
- Она будет заключаться в уровне комфорта, который вы и ваши коллеги смогут ощутить на себе. Начиная от проживания в том месте, где вы будете работать - напомню, в горах есть отдельная медиа-деревня, и заканчивая техническими возможностями по доступу к информации. Например, в Сочи мы планируем ввести для журналистов единое устройство, которое будет сочетать функции навигатора, платежной системы, монитора и средства обратной связи, одновременно являясь системой разграничения доступа. Это будет такой популярный ныне "наладонник" с очень простыми, но, безусловно, необходимыми функциями для работы на Олимпиаде. С его помощью должна сократиться временная дистанция получения информации ее потребителями.
-Значит, сначала раздадите, а потом заберете?
- Посмотрим. Это уже маркетинг. Кстати, и в этой области у нас будут инновации. Например, впервые в истории олимпийского движения мы подписали самый большой контракт в категории "Телекоммуникации". 260 миллионов долларов еще не удавалось получить никому.
-Названия первых двух генеральных партнеров - компаний "Ростелеком" и "Мегафон" - нам известны. Но более ничего. Можно узнать, как технически проходит тендер?
Компании размещали свои заявки. После этого с каждой из них подписывалось соглашение о конфиденциальности. Нашей задачей было донести до компаний преимущества работы с Оргкомитетом. Компании делали презентации, которые оценивала специальная конкурсная комиссия, созданная из представителей Оркомитета, федеральных органов исполнительной власти, курирующих данную индустрию, а также внешних экспертов в этих технологиях. В итоге определились финалисты, которым было предложено в режиме аукциона посоревноваться друг с другом.
Было три сопоставимые заявки. В результате, в финале остались "Ростелеком" и "Мегафон". Победил "Ростелеком", предложивший самую высокую сумму. Но дальше произошел интересный поворот. "Ростелеком" предложил увеличить сумму контракта, пригласив партнера, обеспечивающего услуги мобильной связи. То есть "Ростелеком" будет отвечать за фиксированную связь, а "Мегафон" - за мобильную. Мы немедленно связались с МОК, где нам сказали, что не против подобного варианта, но только при условии, что будет один трехсторонний договор, чтобы в дальнейшем не возникло никаких разногласий.
Должен сказать, что никакого политического давления на решение Оргкомитета не было. Был открытый тендер с равными возможностями для всех участников.
-Насколько кризис сказывается на энтузиазме компаний бороться за право стать генеральным партнером Игр?
- Вы должны понять, что олимпийский проект - это некий оазис инвестиционной привлекательности. Очевидно, что серьезные компании не мыслят временными категориями, ограниченными годом или двумя. Не воспринимают затраты на партнерство с Оргкомитетом как банальные затраты на рекламу. Нет, это инвестиции в будущее, причем компании четко понимают, как вернуть инвестиции. Тем более на 8-летнем отрезке.
Контракт на 260 миллионов долларов не означает, что эти огромные деньги нам завтра принесут в чемоданах, - сумма распределяется по годам. Просто отныне мы начинаем работать вместе с этими компаниями. Более того, ту сферу Олимпиады, что касается телекоммуникаций, они теперь будут воспринимать как перешедшую в их персональную ответственность. Перед всем миром!
Скажу и о другом. Оргкомитет получил разрешение МОК самостоятельно выбрать себе генеральных партнеров, а это спонсоры от 100 миллионов долларов и выше, в таких категориях, как "Нефть", "Газ", "Металлургия", "Одежда" и "Банки". Плюс мы ведем переговоры об "открытии" для нас категории "Авиаперевозчик". Тот интерес, который сейчас демонстрируют компании в этих категориях, вселяет уверенность и является еще одной иллюстрацией того, что кризис не повлияет на активность потенциальных спонсоров.
-На этом фоне удивительно, что контракты с МОК по программе всемирных партнеров на 2014 год пока заключили лишь три спонсора: Coca-Cola, Panasonic и Samsung. Это временно?
- Это обычный процесс переподписания договоров. Контракты, регламентирующие права всемирных партнеров на 2014 год, будут заключаться постепенно. Переговоры, я знаю, ведутся, и вскоре этот список может пополниться.
-Не будет ли в нем какой-нибудь российской компании?
- Не стал бы этого исключать.
ВО ГЛАВЕ УГЛА - БЕЗОПАСНОСТЬ И ТЕХНОЛОГИИ
-Вы регулярно посещаете Ванкувер. Что конкретно вас интересует в работе местного Оргкомитета и какие проблемы, теоретически возможные и в Сочи, для себя выявили?
- В пятницу 6 февраля (наш разговор происходил накануне. - Прим. авт.)в составе делегации, возглавляемой Дмитрием Козаком, мы вновь отправимся в Ванкувер, где хотим увидеть готовность города проводить тестовые соревнования за год до Игр. По сути, это ведь генеральная репетиция олимпийских стартов. Как функционирует вся инфраструктура, включая транспорт и системы безопасности и аккредитаций? В каком состоянии должна находиться к этому времени Олимпийская деревня, медиа-центр, другие объекты?
Что касается схожих проблем, то сравнивать Сочи с Ванкувером все-таки некорректно. В очень многих вопросах мы значительно отличаемся от канадцев. Во-первых, в плане идеологии Игр. Во-вторых, Ванкувер на момент заявки находился в высокой степени готовности к Играм, они перестраивали существующие объекты, а не строили, как мы, все с чистого листа.
В-третьих, Ванкувер намерен провести очень компактные и экономичные Игры, разделенные, по сути, на два кластера - городской, в самом Ванкувере, и горный - в Уистлере, развитом горнолыжном центре. Расстояния между этими кластерами будет намного больше, чем у нас, порядка 130 километров. Наш горный кластер не рассматривается как отдельный, так как он всего в 40 км от города и легко доступен. В Ванкувере другая концепция: тот, кто приедет в Уистлер, там и останется. Она, согласитесь, тоже имеет право на существование.
В-четвертых, Игры-2010 готовились в иной экономической формации. Сейчас мы, это надо понимать, живем в другое время, в новых реалиях. В чем мы похожи? Прежде всего в отношении к безопасности, которую мы ставим во главу угла, и еще по отношению к современным технологиям. Кроме того, хотим "посоревноваться" с канадцами и в плане гостеприимства.
-Периодически мы видим по телевизору мероприятия с участием вице-премьера Дмитрия Козака возглавляемого вами Оргкомитета, "Олимпстроя", Министерства спорта и так далее. Но в единую картину все это сложить непросто. Не могли бы рассказать об иерархии и взаимодействии структур и должностных лиц, руководящих подготовкой к Играм?
- В схеме управления и взаимоотношений с органами государственной власти закреплена верховная роль Совета по спорту и подготовке к Олимпиаде, возглавляемого президентом, и президиума этого Совета, которым руководит премьер-министр. Определены зоны ответственности комиссий и рабочих групп. Разграничены сферы деятельности абсолютно всех государственных, общественных и частных структур, принимающих участие в разработке олимпийских проектов, указан порядок взаимодействий между ними. Кстати, следующий президиум Совета должен пройти 21 февраля.
Координация финансовых вопросов обеспечения проведения Игр тоже понятна. Оргкомитет, получив право реализовывать маркетинговый потенциал самого известного в мире бренда - пяти олимпийских колец, заработает 75 процентов бюджета за счет привлечения спонсоров. Доходы от спонсорских контрактов пойдут также на обеспечение обязательств Оргкомитета перед МОК и ОКР.
Поясню. Перед выборами олимпийской столицы в Гватемале все три города-кандидата подписали соглашения о передаче МОК в случае победы всех маркетинговых прав на название Игр - в нашем случае "Сочи-2014", а также на символику Игр, то есть на логотип и олимпийские кольца. Все три НОК при этом представили финансовые обоснования - сколько бы они сумели заработать, если бы сами реализовывали это почетное маркетинговое право. Олимпийский комитет России защитил сумму в 53 миллиона долларов. МОК согласился, и после победы Сочи договор вступил в силу.
Затем наш Оргкомитет получил от МОК ограниченную лицензию на реализацию этих прав и обязал нас перечислить ОКР от того дохода, который мы получим, оговоренную сумму. Что мы и стремимся сделать как можно быстрее: уже в этом году ОКР получит 6 миллионов долларов на поддержание административных процессов организации. Финансирование подготовки сборной при этом идет из других бюджетов, на это деньги поступают через Министерство спорта, туризма и молодежной политики.
Стоит отдельно упомянуть и парадную экипировку олимпийской делегации, права на которую также перешли от ОКР через МОК к нашему Оргкомитету. Мы пригласили в партнеры всех желающих, включая компанию Bosco. В ближайшие две недели будет проведен тендер, и мы узнаем победителя, с которым будет заключен контракт сразу на четыре олимпийских цикла: ванкуверский, лондонский, сочинский и на цикл, предваряющий Игры-2016. Причем технологии таковы, что уже в апреле, не позже, мы должны разместить заказ.
-Кроме Bosco есть желающие?
- Конечно. Две российские и несколько международных компаний.
КАК МИНИМИЗИРОВАТЬ "ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ"
-Давайте поговорим о проблемах олимпийского строительства. В частности, о дорогах. Сейчас между Адлером и Красной Поляной проложена единственная двухполосная трасса. А вот, скажем, в Турине в горы можно было добраться по роскошному современному четырехполосному шоссе.
- В программе строительства значится "совмещенная автомобильная и железная дорога Адлер - Красная Поляна". Это значит, что по левому берегу реки Мзымта будет проложена однопутная железная дорога с шестью карманами-развязками, позволяющая перевозить 12 тысяч пассажиров в час, и трехполосная автотрасса, дополняющая уже имеющуюся вдоль правого берега Мзымты двухполосную. Сочетание их возможностей позволит обеспечить доставку 20 тысяч пассажиров в час, что соответствует самым высоким стандартам.
-А как быть с давно устаревшей и узкой трассой Сочи - Краснодар?
- Участок вдоль моря до Джубги будет реконструирован, серпантин спрямят мостами там, где это возможно. Кроме того, РЖД расширят, начиная от Туапсе, железную дорогу, сделают ее двухпутной. После этого можно будет сесть на поезд, скажем, в Москве, и выйти из него без всяких пересадок в Красной Поляне. Прямо у подъемника. Там же будут функционировать два больших транспортных хаба, с помощью которых люди смогут попасть на соревновательные объекты кратчайшим путем. Уже сейчас можно сказать, что у нас будет самая компактная транспортная система в истории Олимпиад.
-Будут ли в дополнение к этому подъемники и фуникулеры, связывающие с Красной Поляной центральные районы Сочи?
- МОК рекомендует не учитывать эти транспортные средства при расчетах, поскольку они погодозависимые. Подъемников будет много, в том числе и связывающих районы курорта между собой. Есть проект, позволяющий передвигать автобусы на больших платформах, чтобы сократить петлю главного олимпийского маршрута в горах. Давайте считать все это дополнительными бонусами.
-Будет ли непосредственно в Сочи реконструирован жилой фонд, остро нуждающийся в обновлении? В Афинах организаторы многие нелицеприятные вещи просто прятали за заборами: не повторится ли та ситуация?
- Принято считать, что у нас будет два так называемых олимпийских кластера, или района: приморский в Адлере и горный. На самом деле кластеров три. Третий - город Сочи.
Для того чтобы он отвечал общей концепции, существует специальная программа "Гостеприимный город". Это не абстрактная, а очень конкретная программа, которая появилась на свет в результате контрактного обязательства, взятого на себя Россией перед МОК. Это обязательство называется Olympic Games Impact, это система исследования воздействий Олимпийских игр на регион их проведения. Оценка идет примерно по 130 параметрам с 2005 по 2018 год с привлечением независимых экспертов. Рассчитываются совершенно конкретные коэффициенты, позволяющие сравнить Сочи с другими столицами Игр. С тем же Ванкувером, например, с Лондоном или Пекином.
МОК с энтузиазмом отнесся к российской идее параллельного развития региона и подготовки к Играм. Теперь появилась возможность привязать наши устремления к стандартам других городов и стран, сравнивать уровень развития регионов внутри России. Приведу лишь некоторые пункты программы "Гостеприимный город": "...формирование сети городских туристическо-информационных центров; модернизация системы управления транспортом; повышение уровня знаний иностранного языка в сфере услуг; обеспечение стандартов доступности для людей с ограниченными возможностями; развитие сети банкоматов и обменных пунктов, систем безналичной оплаты; модернизация объектов потребительской сферы; вовлечение жителей Сочи в волонтерское движение; экология".
-Когда Сочи выиграл право на проведение Игр, подавляющее большинство горожан восприняли это восторженно. Изменилось ли их отношение к Олимпиаде в последнее время?
- Сейчас мы подбираем подрядчика, который будет проводить для нас все социальные опросы и исследования в регионе. Первые данные должны поступить в конце марта. По предварительным сведениям, энтузиазм населения попрежнему высок, основная его часть позитивно относится к проекту, несмотря на некоторые спекулятивные моменты. Когда проектный этап уступит место реальной стройке, страхи и опасения окончательно отойдут на второй план.
Конечно, сочинцам придется свыкнуться с мыслью о том, что они будут вынуждены пять лет жить на большой строительной площадке со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами. Знаю, что у властей есть твердое намерение минимизировать "побочные эффекты", но от объективных моментов никуда не деться, придется потерпеть, чтобы потом получить самую развитую инфраструктуру в стране. И одну из самых развитых в мире.
-Летних курортников олимпийская стройка затронет?
- В самом Сочи изменения будут минимальными. Строится объездная дорога и дублер Курортного проспекта, это снизит транспортную нагрузку. Основные работы будут вестись в горной части, в Имеретинской долине и в Адлере.
-Когда наступит определенность с талисманом Игр?
- За два года до Олимпиады, как и положено. Проведем референдум и выберем.
-А раньше нельзя? Ведь это дополнительный доход от продажи символики!
- МОК не хочет, чтобы талисманы разных Олимпиад накладывались друг на друга в сознании людей, - это снизит маркетинговую ценность бренда. Наша очередь наступит после Лондона, который, как известно, свой талисман еще не обнародовал.
-Наконец, последний вопрос. Когда начнется строительство первого спортивного объекта Игр?
- Этой весной.