10 апреля, 10:30
Международный олимпийский комитет растревожил информационную повестку новым сообщением о консультациях по поводу допуска российских атлетов на зимние Игры-2026. На самом деле эти переговоры идут более полугода, и особого прорыва в них пока нет. Однако любое упоминание, что представителей России в том или ином статусе допустят до соревнований в Милане, вызывает в нашей стране огромный ажиотаж. Тема разогрета, ожидания очень велики, хотя всем очевидно: раньше июня, когда к исполнению обязанностей приступит новый глава МОК Кирсти Ковентри, никаких подвижек ждать не стоит. Более того, реальные решения вряд ли примут до заседания осеннего исполкома, которое пройдет 18-19 сентября в Милане.
Спортивный директор МОК Кит Макконнелл на пресс-конференции по итогам заседания исполкома МОК подтвердил принцип «атлеты не должны страдать от действий правительств» и заявил, что возвращение российских и белорусских спортсменов на мировую арену «идет гладко и без каких-либо проблем».
— Мы ведем переговоры с зимними федерациями, — рассказал чиновник о перспективах появления представителей России и Белоруссии на Играх-2026. — Приводим им пример летних федераций, пример Олимпиады в Париже, где без каких-либо проблем выступили нейтральные спортсмены. Приводим совершенно ясный и четкий протокол с принципами допуска российских и белорусских атлетов, касающимися антидопинга и индивидуального соответствия критериям нейтральности. Объясняем, как это работает на практике. Есть хорошее понимание работы этих протоколов в летних видах спорта. Дискуссии продолжаются, уже принято решение о выступлении россиян и белорусов в ски-альпинизме, планируется возвращение в конькобежном спорте, фигурном катании и шорт-треке. Ведем переговоры с другими зимними федерациями.
Нового, как видим, сказано мало. Да и по факту Макконнелл — это человек из команды уходящего президента МОК Томаса Баха. Не факт, что он останется на своем посту после смены власти, которая произойдет на заседании исполкома в Лозанне 23-25 июня. С другой стороны, Ковентри считают соратницей Баха, и вряд ли при ней подходы к санкциям против россиян и белорусов изменятся радикально. Так что из водянистой тирады спортивного директора МОК можно сделать следующие выводы:
— Олимпийские лидеры положительно оценивают опыт допуска наших нейтралов на Игры-2024 в Париже и намерены распространить его на Милан-2026. Вариант снятия запретов на национальную символику и бана на командные виды спорта пока не рассматривается.
— Зимние федерации не спешат следовать рекомендациям МОК о нейтральном допуске, и их приходится уговаривать. По идее, у Лозанны есть инструмент давления в виде многомилионных отчислений за участие в Играх, но расчехлит ли эту «пушку» Кирсти Ковентри — пока непонятно.
— Действовать через голову федераций МОК не собирается. А это значит, что россияне и белорусы даже в случае допуска получат минимальное количество квот. Отбор в Милан в большинстве видов спорта давно стартовал, и делать исключения для нас, как показывает опыт Парижа-2024, никто не будет.
— В целом очевидно, что кто-то из наших спортсменов на зимние Игры в Италию точно поедет. Вопрос в том, кто именно и какие скандалы нас еще ждут в процессе допуска — сначала через фильтры международных федераций, а потом — через сито комиссии МОК (в том, что она будет создана, сомнений практически нет).
В целом геополитическая повестка склоняется в пользу того, что политические санкции в спорте — это тупик. Новые подходы к конфликту на Украине со стороны администрации президента США меняют тональность многих западных СМИ. И теперь миллионы людей начали сомневаться, что культурно-спортивная кампания по «отмене» России — это «борьба добра со злом», а не попытка навязать человечеству совсем неочевидные подходы. С этой точки зрения ограничения против нашей страны в спорте выглядят все страннее. Однако признавать ошибки чиновники не любят. И поэтому держатся за рекомендации МОК от марта 2023 года, которые якобы оберегают спортивное сообщество от вмешательства политики и позволяют защитить права атлетов.
Двухлетнюю практику выдачи россиянам и белорусам нейтральных статусов, вопреки заявлению Макконнелла, надо признать неоднозначной. Опасения, что появление представителей России и Белоруссии спровоцирует проблемы с безопасностью и целостностью соревнований, ожидаемо не оправдались. Зафиксированы отдельные инциденты с отказом от рукопожатий и совместных фото, а также редкие снятия с соревнований. Однако они не носят массового характера. Гораздо серьезнее тенденция правительств некоторых западных стран по отказу от обязательств допускать на свою территорию участников международных стартов. Раньше это считалось серьезным нарушением, а теперь спортивные власти в ответ на отказы в визах атлетам, тренерам и судьям просто разводят руками. В перспективе это открывает организаторам возможность под мутными предлогами срывать выступления любых сильных конкурентов. Что подрывает основы мирового спорта.
Кроме того, правила допуска в нейтральном статусе трактуются очень произвольно и сильно зависят о политической позиции конкретных «нейтральных экспертов». Процесс не является прозрачным и объективным, что перед Олимпиадой-2024 привело к бойкоту со стороны наших борцов и дзюдоистов. Казалось, в свете новой стратегии министра спорта РФ Михаила Дегтярева такого не повторится. Но грянула история с гимнастами и пятиборцами. А главное — непонятно, до каких пор спортивные федерации будут практиковать особый подход к допуску россиян и белорусов. В качестве причин называлось «нарушение олимпийского перемирия». Однако странно, что эта санкция является бессрочной. Формальный повод со включением в список членов ОКР организаций с новых (исторических) территорий уже устранен.
Заявления же о «нарушении принципов Олимпийской хартии» слишком неконкретны. Формально в «конституции» МОК не говорится, что страны, входящие в мировое спортивное сообщество, не имеют права участвовать в вооруженных конфликтах. По факту международный комитет и федерации действуют по понятиям, уверяя, что до завершения СВО санкции в отношении россиян отменены не будут. В этом случае непонятно, почему в отношении Израиля, Марокко, Турции и других стран используется другой подход. Короче, рассуждать про «дискуссии о допуске на Олимпиаду-2026» можно сколько угодно. Но пока ситуация в подвешенном состоянии. Какие-то реальные новости на эту тему могу появиться только в июне на конгрессах федерации хоккея (ИИХФ) 22-24 мая, федерации лыжного спорта (FIS) 13 июня, федерации санного спорта (FIL) 18-25 июня, а также на сентябрьских заседаниях исполкомов зимних федераций.