С отечественными прыжками на лыжах с трамплина творится необычное. В хорошем смысле. 18 ноября исторической победы на этапе Кубке мира в Руке добился 24-летний Евгений Климов. Даже при том, что экс-двоеборец без малого два года назад запрыгивал на пьедестал на одном из этапов "Турне четырех трамплинов", его нынешний успех стал откровением.
Сенсацией в кубе стало случившееся в эти выходные в Лиллехаммере. На норвежском этапе Кубке мира всех, включая хозяйку трамплина, олимпийскую чемпионка Пхенчхана Марен Лундбю, обставила 17-летняя Лидия Яковлева. На следующий день юная россиянка вошла в топ-6 уже на большом трамплине. А пятой в тот день стала ее соотечественница Александра Кустова. У которой тоже все еще впереди – Саше только 20 лет.
– Что это было? – созвонились мы с Яковлевой после ее выступлений.
– Я победила, – спокойно ответила Лида. – И это шикарно! Ночью после соревнований долго размышляла о случившемся, не ожидала от себя такого результата. Да и шестое место на большом трамплине для меня тоже хорошо. Не думала, что на соревнованиях так может сложиться. У меня часто бывало, что на тренировках многое получалось, а выходила на старт – и все куда девалось. После этого старта я поняла, что могу продолжать выступать хорошо и прыгать еще дальше.
– Соперницы вас в лицо до этого знали?
– Не знаю, но, кажется, удивились они даже больше меня. Все поздравили.
– В прежние годы часто говорили, что по инвентарю мы им проигрываем.
– Сейчас у нас новые хорошие костюмы, новые лыжи. Вот буквально к зимнему сезону все появилось. Да, до этого все было не так хорошо, но сейчас мне жаловаться не на что. Все отлично. Экипировка ничуть не хуже, чем у норвежцев или словенцев.
– Вы же в этом сезоне до Лиллехаммера не выступали?
– Нет. Приехала первый раз на Кубок мира – и сразу победила. И в прошлом сезоне выступала на Континентальном кубке и FIS-стартах (в карьере Яковлевой был один старт на Кубке мира, в марте она соревновалась в Оберстдорфе и не попала в тридцатку. – Прим. "СЭ").
– В истории прыжков такие примеры были?
– Думаю, нет.
– Вы сказали, что малом трамплине получается лучше. Почему?
– Просто на малых мы работаем гораздо чаще. Честно говоря, на больших мы пока не тренировались вообще.
– В самом деле?
– Так получилось. Даже страшновато во время первого прыжка было. А потом нормально. В Лиллехаммере я поймала уверенность. Теперь знаю, что все возможно. Неделю назад могла только мечтать о таком. Прикидывала, что было бы неплохо попасть в тридцатку на Кубке мира. Ну, в идеале в двадцатку.
– А теперь уже и о чемпионате мира в Зеефельде можно смело подумать.
– Про него совсем недавно и мыслей не было. Куда мне? А теперь, да, можно помечтать. Но туда еще нужно отобраться. Нас ведь шестеро, а возьмут четверых.
– Почему среди шестерки нет первой российской победительницы этапа Кубка мира Ирины Аввакумовой?
– Она взяла паузу в этом сезоне.
– Кто в команде сейчас?
– В сборной три девочки постарше и три маленьких, моего возраста. Прыжки с трамплина не считаются российским видом, может быть такое, что мы немного это изменим.
– Про вас пока мало известно. Откуда вы?
– Из Токсово. Там у нас есть трамплин. Пришла в секцию шесть лет назад вслед за сестрой, она на два года старше и тоже сейчас выступает. Сначала вообще не нравилось. Все думала уйти, но как-то откладывала. А потом что-то начало получаться, решила остаться – и теперь вообще ни о чем не жалею. Занималась с детства у Михаила Шванова, он по-прежнему мой личный тренер.
– В сборную когда попали?
– Во взрослую – этим летом. В основе у нас шесть человек. Одна девочка ушла из сборной. Ей 30 лет, решила заканчивать. Вот вместо нее меня и позвали. На перспективу…
Здесь работаю с Романом Керовым, старшим тренером сборной. Он дал мне много новой информации. Предложил попробовать кое-какие новые моменты. Летом я делала это, набиралась опыта. Если честно, сначала ничего особо не выходило, результаты были так себе. А вот сейчас что-то начинает получаться.
– Откуда такой прорыв? – вопрос старшему тренеру женской сборной.
– Время пришло. Заработали базы, стала появляться молодежь. У тренеров есть возможность работать на хороших трамплинах и с качественным инвентарем. Комплексы в Нижнем Тагиле, Сочи и Чайковском – просто исключительные.
– Все настолько заработало, что теперь сходу зажигать в Кубке мира могут 17-летние девушки?
– Лида не обделена талантом. Она ведь в прошлом году выиграла общий зачет Континентального кубка. Это тоже большой трофей. Этим же путем мы шли с Ириной Аввакумовой. Так что схема наработанная.
Хотя ее выступление в Лиллехаммере для всех нас стало сюрпризом. Надеялись, что в этом году она попадет пару раз в десятку, но о подиуме особенно и не мечтали.
– А сама она после выступления сказала, что может прыгать даже дальше.
– Так и есть. Другое дело, что физически пока Лида к супердалеким прыжкам не готова. Вот к просто далеким – вполне. В воскресенье она могла победить и на большом трамплине. Под 140 м улететь было реально. Пока чувствуется нехватка опыта и напрыганности.
– Еще бы, если на большом трамплина она в этом сезоне даже не тренировалась.
– К сожалению, у нас отменился последний сбор. Возникли какие-то проблемы с финансированием. Пришлось отправить девчонок по домам, они готовились с личными тренерами. А приехали в Лиллехаммер, тут снега нет. Еще три дня не прыгали. С другой стороны, все были голодные до прыжков. Но Соне Тихоновой, Ане Шпыневой и Ксении Каблуковой пока не хватает прыжкового объема. Пяти тренировок на снегу, конечно, мало.
– Понимаете, что после такого от вас и на чемпионате мира будут ждать медалей?
– У меня уже есть такой опыт. От нас ждали призового места на Олимпиаде в Сочи, когда хорошо прыгала Ирина Аввакумова. Вот там был серьезный прессинг. Сейчас я к этому готов. Другое дело, что прыжки с трамплина такой вид, что от сюрпризов тут никто не застрахован. Железно что-то планировать невозможно. Сейчас Яковлева рвется в бой, нет смысла ее сдерживать. Но впереди длинный сезон. Не только большой чемпионат мира, но и юниорский, в Лахти.
Главное – не перегореть, не дать ей уйти в открытое плавание, держать все под контролем. Успехи – это очень хорошо, но нужно быть готовыми и к возможному спаду. К реакции на него. Поэтому все нужно тщательно продумать и просчитать.