Трехкратный призер Олимпийских игр и чемпион мира по лыжным гонкам Александр Завьялов приехал в Нижний Новгород на первый этап Кубка России по лыжероллерам как один из тех, кто стоял у истоков этой дисциплины в России. О том, как сложилась поездка на Олимпиаду в 1984 году, Завьялов рассказал «СЭ».
— Помните, какая была погода в Сараево-84?
— В первый день, да, была сложная погода. Снег шел просто неимоверный, гонку вообще хотели отменять. Тогда только начали применять козырьки, очки, мне не досталось, а Коля Зимятов успел схватить козырек. Я бежал в третьей группе и, как четырьмя годами ранее, обогнал все и вся, каждый раз теряя на обгонах.
А группа сильнейших, четвертая, более ровная, они если друг друга и догоняют, то не так быстро, дольше видят спины друг друга, есть возможность работать более равномерно. И Коля за счет этого и выиграл.
Когда бежал, лыжни не было вообще. Лыжи складывал так, что было видно скользящую поверхность, цеплялся креплениями. Даже реклама была, где мое фото с той гонки и видно, что лыжни нет. Меня вели, конечно, но ничего сделать не смог. Из-за того, что глаза были не защищены, они очень сильно пострадали от снега. Но ничего, серебро выиграл, потом еще в эстафете тоже серебро взяли.
— В Сараево вам было уже 29 лет. Имелись шансы попасть в Калгари через четыре года?
— В 1985 году меня убрали из команды, потому что поменяли тренера после чемпионата мира в Зейфельде. Нас же там ощипали как кур — палки стали длинные, лыжи короткие, все побежали коньком. Я тот чемпионат не бежал, так как упал, повредил руку, была трещина. Ребята вообще ничего не показали, девчонки только выиграли эстафету, Резцова тогда отличилась. И у нас Бориса Быстрова уволили, пришел новый тренер, который до этого в команде был вторым, — Владимир Филимонов. Филимонов сказал, что с Завьяловым не справится. И меня убрали из команды.