Теннис

9 июля 2017, 14:45

Владимир Камельзон: "Медведев опозорил Россию"

Мария Маркова
Шеф-редактор по специальным проектам
Заслуженный тренер России подвел итоги первой недели Уимблдона.

Кузнецова прошла в следующий круг, и это отличный результат, – отметил Камельзон. – Она смотрелась явно предпочтительнее своей соперницы. Света могла играть по всему корту, и главное, что мы смогли увидеть, -  она очень хорошо готова физически, крепко держится на траве, где уже многие подскальзывались, и у нее многое получается. Хотя бы один игрок от России вышел во вторую неделю Уимблдона.

– Дальше ей предстоит встреча с Агнешкой Радванской.

– Не могу сказать, что Кузнецова в чем-то уступает польке. Она не сверкает чем-то выдающимся, но она выступает стабильно, проходит на "Больших шлемах" довольно далеко. Но не стоит забывать при этом, что и наша Света побеждала на US Open, она прекрасно знает, как выигрываются такие турниры. До полуфинала она, на мой взгляд, дойти должна. Другому результату я буду крайне удивлен.

Виктория АЗАРЕНКО. Фото AFP
Виктория АЗАРЕНКО. Фото AFP

У АЗАРЕНКО И ВЕСНИНОЙ ОЧЕВИДНА РАЗНИЦА В КЛАССЕ

– Поражению Елены Весниной от Виктории Азаренко были удивлены? Все-таки белорусская спортсменка только набирает форму…

– Здесь сказалась значительная разница в классе. Это два абсолютно разных уровня игры. Веснина прибавила в игре, с ней поработал Андрей Чесноков, она вошла в двадцатку сильнейших, стала олимпийской чемпионкой в парном разряде, но Виктория просто находится на другой, более высокой ступени игры, хоть и восстанавливается после рождения ребенка. Поэтому результат закономерен.

– Неужели так быстро можно восстановиться? Азаренко разводит соперницу по углам так, словно никакого декрета и не было.

– Это техника плюс физическое состояние. Тут важно ведь не только попадать в угол, но и самому быстро перемещаться. При этом важно не просто догнать мяч – надо сделать паузу, остановиться, увидеть, где стоит соперница ударить так, чтобы создать ей трудности. Именно это я и имею в виду, когда говорю о разнице в классе. И Азаренко умеет все перечисленное лучше, чем Веснина. В общем-то именно эти навыки и умения отличают игроков высокого уровня – Серену Уильямс, Марию Шарапову.

– В их отсутствие, кстати, кто видится вам фаворитом женского турнира?

– Не знаю. Мне кажется, на это способна любая из первой тридцатки, даже полтинника. Все эти игроки одинаковые, словно сестры-близнецы. Сегодня пришло время тенниса хорошей физической подготовки. Кто больше раз перекинет мяч через сетку, кто быстрее двигается, тот и выигрывает. Но яркой личности среди них нет, интересной зрелищной игры – тоже. Я очень рад за Елену Остапенко, которая выиграла "Ролан Гаррос", она выступала на наших московских соревнованиях , можно сказать, прошла советскую теннисную школу. Но ведь на протяжении всего турнира она не обыгрывала ни Серену, ни Шарапову, ни Азаренко. Мог кто-то поставить на ее победу, будь они в строю? Вряд ли. Женский теннис становится менее интересным, в отличие от мужского.

ХАЧАНОВУ НУЖНО ПРИБАВИТЬ В СКОРОСТИ

– Говоря о мужской сетке Уимблдона, вы довольны Кареном Хачановым?

– Безусловно. Пока Карен не может пройти Надаля или Маррэя, но он с ними хотя бы борется. Он проведет еще пару матчей с соперниками такого уровня, поймет, чего именно ему не хватает и наработает необходимые элементы. Это творческая работа, которую он обязательно проделает со своей командой.

– А в чем именно, на ваш взгляд, ему надо прибавить?

– Хачанов уже научился играть и на траве, и на грунте. Он не боится своих оппонентов, какое бы место в рейтинге они ни занимали. Но чтобы добиваться результата во встречах с Федерером и Маррэем, надо хотя бы пару сетов у них повыигрывать – почувствовать свои силы и возможности. Уверен, можно нащупать тот уровень игры, при котором Карену будут покоряться и такие вершины. У ребят из большой четверки, если и случаются провалы, то разово. А потом один из них выходит и выигрывает в десятый раз "Ролан Гаррос". Но это отнюдь не значит, что нельзя с ним побороться. Карену это вполне по силам, надо только прибавить в скорости. Как ее поймать – вот, пожалуй, главный вопрос. Он легкий, техничный парень, но надо, видимо, перетерпеть какое-то время – у мужчин часто скорость приходит чуть позже, с пониманием игры.

Есть и еще один момент. Федерер выходит на центральный корт, словно на лужайку у дома – нет никакого волнения, одно только удовольствие. А наши ребята зачастую теряются, не понимают, куда они попали, чувствуют себя не в своей тарелке. И это понятно – они там играют крайне редко. Это как в Большом театре – танцора кордебалета можно поставить на партию солиста, и он может, наверное, ее станцевать, но все равно не так хорошо, как Лиепа или Цискаридзе. Другое дело, что как бы мы ни хвалили Хачанова, он все равно в результате не вышел во вторую неделю. И у нас на этом этапе от России всего один человек – Кузнецова.

– В чем вы видите причину?

– У нас в юношеских турнирах "Большого шлема" играет чуть ли не по двадцать человек, но куда-то они все потом теряются. Когда я работал, было много международных турниров для молодежи, где играли ребята, а потом переходили на взрослый уровень и показывали результаты. Сегодня детей, занимающихся теннисом, намного больше. Но они либо уезжают за рубеж или докатываются до тридцатки рейтинга – и все. Так буксует Касаткина – куда подевалась ее игра? Вихлянцева – умница, красавица, но тоже топчется на месте. Нам ведь нужны не 70-80-е места, а те, кто реально может претендовать на победу на "мэйджоре", Кубке Федерации, Кубке Дэвиса.

– Почему так происходит?

– Это вопрос тренерский. У нас почему-то очень мало специалистов. Посмотрите на трибуны Уимблдона: Андре Агасси – с Джоковичем, а до этого с ним был Борис Беккер, Иван Лендл – с Маррэем, Горан Иванишевич – с Чиличем. А у нас почему-то из топ-игроков, которые закончили, мало кто идет тренировать. Ни Сафин, ни Кафельников, ни Давыденко – одна только Настя Мыскина да Чесноков. А ведь могли бы работать и Дементьева, и Чакветадзе. Анна отличный комментатор, очень умная девушка – у нее были бы отличные ученики.

– Но ведь не каждому дано тренировать.

– У нас такое количество талантливых ребят в стране, неужели мало достойных тренеров? На прошлой неделе проходило Открытое первенство Москвы – играло более 350 человек из 50 с лишним регионов России. Дети есть потрясающие! К примеру, из Иркутска приехал мальчик Максим Лавыгин, 11 лет, так он родился с мячом и ракеткой в руках. Ребята бились за каждый мяч. А вот тренеров сборных команд ни одного не было. Как по-другому заниматься селекцией? А ведь это главное в нашей теннисной жизни, чем надо заниматься Федерации тенниса России.

ПОСТУПОК МЕДВЕДЕВА – БЕСКУЛЬТУРЬЕ

– Можете дать свою оценку поступку Даниила Медведева?

– Я человек прямой, поэтому скажу – это бескультурье, невоспитанность и хамство. Королевский турнир, с аристократическими вековыми традициями – разве можно себя так вести? Человек играет перед многомиллионной телевизионной аудиторией, выступает за свою страну – нельзя себя так гадко вести. Откровенно говоря, будь моя воля, я бы увел его с корта и никогда бы не разрешил на него возвращаться. Я сам судья Всесоюзной категории по теннису – если бы у меня игрок совершил такой поступок, он бы в теннис больше не играл. Тот факт, что его оштрафовали на 17,5 тысячи долларов – это ерунда, он оштрафовал сам себя, свою репутацию, он опозорил Россию. Такой красивый парень, так хорошо играл и так ничтожно себя повел – ужасно.

– Кто из большой четверки – Надаль, Федерер, Джокович, Маррэй – видится главным претендентом на трофей?

– Надаль выглядит очень убедительно. Он просто в идеальной форме – и физической, и психологической, и игровой. Федерер выступает здорово – недаром он сделал перерыв, видно, что специально набирал форму к своему любимому турниру. Его преимущество, что он самый грамотный и интеллектуальный игрок планеты сегодня. Это ощущение игры нельзя подержать в руках, ему даже научиться нельзя – это определенный дар. И Роджер им обладает. Если он дойдет до полуфинала, то мы получим настоящую интригу. Маррэй и Джокович тоже неплохи, но они идут с какими-то отдельными проблесками и перепадами. Думаю, что, если в борьбу за титул включится кто-то еще, это будет в чистом виде случайность.