25-летнюю Звонареву в последние две недели преследуют неудачи: на турнирах в Риме и Мадриде она проиграла в первых кругах. Тем не менее после разговора с экс-пятой ракеткой мира, находящейся сейчас в рейтинге на 21-м месте, корреспондент "СЭ" сделал вывод: падать духом Вера не собирается.
В ГОСТЯХ У БОЛЛЕТТЬЕРИ БЕЗ КАЗАРМЕННОГО РЕЖИМА
- В последнее время вы остались без тренера. Но говорят, что можете возобновить сотрудничество со своим бывшим тренером Сэмом Сюмиком, который теперь работает с Викторией Азаренко...
- Пока это не так. Просто в апреле Сэм был вместе с Викой в Чарльстоне, но она снялась с турнира из-за травмы и улетела из США. Сюмик же из-за проблем, связанных с извержением вулкана в Исландии, не смог этого сделать. Огромное спасибо Вике за то, что она разрешила Сэму помочь мне на тех соревнованиях. Но дальнейших совместных планов у нас нет.
- Кстати, вы пострадали из-за задержек рейсов при возвращении домой с турнира в Чарльстоне, где сыграли очень хорошо - дошли до финала?
- Да. Рейса на Москву в аэропорту Нью-Йорка пришлось ждать 12 часов.
- В начале сезона вы работали с Антонио Ван Грихеном, бывшим наставником Азаренко, и дважды проиграли ей. Может, это и подтолкнуло вас расстаться с этим тренером?
- Думаю, что нет. Если бы я видела прогресс и получала удовольствие от нашего сотрудничества, то мы бы и дальше работали. Но я все равно думаю, что Антонио проделал хорошую работу. После ноябрьской операции на ноге я дошла до четвертого круга на Australian Open, выиграла турнир в Паттайе.
- Вы в этом году достаточно времени провели в академии Боллеттьери. Вам сам Ник помогал или кто-то еще?
- У меня там есть тренер по ОФП и очень много спаррингов. Но человека, который работал бы только со мной, нет. Ник же пару раз выходил на корт и дал несколько советов. К тому же от него заряжаешься хорошей энергетикой.
- Андре Агасси, тренировавшийся в этой академии в юности, в своих мемуарах описывал ее так, как будто это военный лагерь...
- К профессионалам там немного другое отношение, чем к юниорам. У меня своя комната, как в отеле, своя программа занятий. Я сама себе начальник, так что казарменного режима нет. А вот у юниоров, которых там очень много, жесткое расписание: утренние и вечерние тренировки, занятия по ОФП.
- Уже нашли замену своему спаррингу Алексею Агееву, который раньше с вами путешествовал? Или он иногда выбирается на турниры?
- В этом году Алексей пока со мной никуда не выезжал, но надеюсь, что это все-таки произойдет. У него свои дела в Москве: он тренирует юниоров и пару других игроков. Не знаю, что будет дальше, пока какой-то определенности нет.
- То есть в вашей команде по-прежнему только тренер по ОФП бразилец Касьяно Коста?
- Да.
- Период после операции был самым сложным в вашей профессиональной карьере?
- На самом деле у меня было много сложных периодов, и этот - один из них. Для меня это была первая операция в жизни, восстановление проходило непросто. Я не знала, чего ожидать, но справилась неплохо. К тому же препятствия, через которые проходит каждый человек, делают его сильнее и опытнее.
- Во время перехода с харда на грунт нога вела себя нормально?
- Да. Хотя на грунте больше скольжений, подъездов к мячу, немного другая работа ног.
- Многие удивляются преображению 26-летней австралийки Саманты Стосур, которой вы дважды проиграли в этом сезоне, в том числе и в чарльстонском финале. Как великолепный парный игрок она известна давно, а в одиночке стала хорошо выступать лишь последние полтора года...
- Матчи со Стосур всегда проходят непросто. Она агрессивно играет, и если ты хотя бы чуть-чуть не готова физически, то не успеваешь ей ничего противопоставить. Сэм очень мощная теннисистка, у нее мужская техника. Наверное, физически я еще не могу от начала до конца выдерживать подобный теннис. Но я знаю, над чем надо работать. В следующий раз тактически постараюсь сыграть с ней немного иначе.
ОСОБОЕ ПРАВИЛО ДЛЯ КУБКА ФЕДЕРАЦИИ
- Во время турнира в Чарльстоне капитан российской сборной Шамиль Тарпищев хотел уговорить вас сыграть в полуфинале Кубка Федерации против сборной США, поскольку ситуация с составом сложилась критическая. Но вы все равно отказали ему...
- Я сразу сказала, что если бы матч проходил на грунте, то приехала бы и сыграла с удовольствием. Но играть на харде я не считаю правильным, так как только восстановилась после травмы. Я целенаправленно готовилась к грунтовым турнирам, пришлось даже специальные кроссовки надевать, чтобы предотвратить повторную травму. И резко менять покрытие было бы глупо. Жаль, что так получилось. Я благодарна за приглашение в команду и хочу сказать, что на меня могут рассчитывать в дальнейшем.
- У вас есть свое решение этой вечной проблемы - как ведущим игрокам найти время для участия в Кубке федерации?
- То, что матчи Кубка Федерации стоят в такие сроки, когда теннисистам очень тяжело выкроить неделю из своих графиков для выступления за сборную, по моему мнению, ошибка Международной федерации тенниса. К тому же матчи играются на разных покрытиях и разными мячами. Думаю, нужно ввести такое правило, чтобы, например, во время грунтового сезона встречи Кубка федерации проходили на грунте, и так далее. Так можно было бы привлечь больше игроков топ-уровня.
- А если модернизировать Кубок федерации и проводить его наподобие чемпионатов мира в других видах спорта?
- Если проводить его в одном месте, он будет не всем интересен. Этот турнир привлекает болельщиков тем, что они могут видеть свои сборные. Зрители приходят на стадион, чтобы поддержать свою страну, в этом и есть главная прелесть Кубка федерации. А если собрать всех в одном месте, подобная атмосфера может испариться. Мне кажется, ITF и WTA Tour должны договориться и сделать календарь немного легче.
- К тому же с появлением в прошлом году обязательных турниров WTA Tour теннисисткам стало еще сложнее разрываться...
- Это так. Взять, к примеру, турнир в Штутгарте, который начался на следующий день после полуфинала Кубка федерации и который для многих теннисисток был обязательным. То есть, пропуская его, ты не зарабатываешь очки в рейтинге, получаешь штраф и дополнительное наказание - лишаешься возможности играть три следующие недели. Согласитесь, в подобных условиях очень тяжело вписать в свое расписание еще и Кубок федерации. Поймите, для игроков личные турниры - это их заработок и их жизнь.
- В феврале вам удалось побывать на Олимпиаде в Ванкувере. Каковы ощущения?
- Кроме хоккейного четвертьфинала Канада - Россия я ничего больше не видела, ведь была в Ванкувере буквально два дня. Ну, еще успела заглянуть в "Русский дом", окунулась в олимпийскую атмосферу. А потом мне пришлось улететь в Лос-Анджелес на тренировки. К тому же решение отправиться в Ванкувер было спонтанным, достать билеты на другие соревнования оказалось уже практически невозможно, да и время поджимало.
- Со следующей летней Олимпиады - 2012 года в Лондоне - в теннисной программе Игр будет разыгрываться еще один комплект наград, в миксте. Вы в этом разряде выигрывали Уимблдон и US Open. Если пофантазировать, то с кем бы хотели выступить в Лондоне?
- Об Играх в Лондоне пока можно только мечтать. (Улыбается.) Олимпиада - это нечто особенное, и там хотелось бы сыграть не только в миксте, но и в паре, и в одиночке. Загадывать не люблю, но Коля Давыденко - один из моих самых любимых теннисистов. Смотреть его матчи одно удовольствие. Так что если бы мне в миксте удалось сыграть с Колей, было бы замечательно. У меня, кстати, раньше была мечта выйти на корт вместе с Евгением Кафельниковым, но она уже осуществилась. В начале года мы сыграли с ним микст на показательном турнире в Гонконге против шведа Стефана Эдберга и датчанки Каролины Возняцки. Я получила огромное удовольствие!
Владас ЛАСИЦКАС