Мозг человека пластичен, и любые переживания, особенно детские, остаются навсегда. Учитель дала колкий отзыв на презентацию? Этот опыт в бессознательном закрепился установкой «не высовывайся». Ситуация давно в прошлом, а в офисе человек боится брать важные проекты до сих пор — и даже не понимает, откуда взялся страх.
Похожая история почти у каждого: две трети населения живут с детскими травмами. И далеко не все могут их отпустить — то ли терапия не работает, то ли человек настолько углубился в прошлое, что не заметил, как уже поменялось настоящее. Рассказываем, как избавиться от чрезмерной рефлексии и по каким признакам понять: вы встали на путь исцеления.
Проработка детства необходима. Ведь чаще всего та проблема, которая волнует человека сейчас, берет истоки из прошлого. Так происходит потому, что с раннего возраста люди собирают картину мира с помощью взрослых — особенно тех, кто всегда с ними. Старшие могут неосознанно проецировать свою неуверенность, где-то уделять недостаточно внимания или, в более редких случаях, применять насилие. В итоге жизнь в представлении ребенка складывается в пазл-микс из кусочков чужого опыта и отношения к нему. Это не отражает реальность, но в подсознании закрепляется: чтобы стать счастливым или хотя бы избежать негативного опыта, нужно вести себя определенным образом. Например, постоянно работать, как отец — выгорать, зато всегда иметь подушку безопасности в виде дохода. Или не строить серьезных отношений, только бы не было ссор, как у родителей.
Это упрощенные, иллюстративные примеры. В реальной жизни причинно-следственные связи, конечно, не столь линейны. К тому же, человек часто не осознает, что у него вообще есть детская травма. Но в дальнейшем она будет влиять на все сферы жизни: отношения, карьеру и деньги, даже здоровье. Вот почему сегодня чаще говорят о необходимости терапии.
«Лечение» травмы проходит в три этапа:
Исследовать, что повлияло на человека в прошлом, можно в классической терапии: экспозиционной, когнитивно-поведенческой, EMDR или гештальте. Многие признанные методы работают больше с неокортексом — рациональной частью нашего мозга, — а не с лимбической системой, отвечающей за подавляемые эмоции. Занятия с психологом будут эффективны, но иногда человеку требуется сразу погрузиться в свои глубинные, неосознаваемые волнения. Поэтому некоторые терапевты и коучи сейчас предлагают новые, альтернативные практики, вроде расстановок и метода легализации правды.
Каждый из этих подходов работает индивидуально. Чтобы не «перебирать» практики в поиске той самой, важно вовремя понять, помогает ли вам терапия. Иначе можете потратить время в неэффективном методе. Еще бывает так, что терапия помогла, а человек этого не отследил. И начинает все заново с другим специалистом. Чтобы не попасть в этот замкнутый круг, можно самому фиксировать все происходящие изменения.
После старта терапии или практики в жизни происходят конкретные изменения, которые можно попробовать отследить самому. Перечисляем самые главные:
Представьте девушку, которая часто недоедает: устала от проблем с кожей, сравнения себя с другими и нулевой энергии. А все оттого, что ее «раненый ребенок» говорит: еда — враг. В терапии она примет себя со страхом набрать вес и может начать чаще ходить в рестораны, пусть там и не указана калорийность блюд.
Или мальчик боится сцены — перенял от не самого профессионального учителя мысль, что лучше не привлекать внимание. Сходил на альтернативную практику и после нее записался на курсы ораторского мастерства. Сделал это намеренно, чтобы еще раз столкнуться с тем, что раньше вызывало страх. Теперь у него на это есть энергия.
Для человека не всегда очевидно, специально ли он сталкивается со страхом или нет. Чтобы это отследить, ответьте на вопросы:
Если ответ на все — «да», то терапия работает.
Подумайте, какую обратную связь в последнее время получаете от друзей, коллег, любимых и родных. Так вы поймете, кем вас видят сейчас.
Например, в терапии вы можете проработать страх непринятия и стать более инициативным. Тогда к вам чаще будут приходить за советом.
Вы также можете заметить, что стали более эмпатичны к другим. И к самому себе тоже. Все потому, что с помогающим специалистом человек принимает себя и свое право на ошибки. Оттого он не злится, когда, например, подруга отменяет важную встречу — ведь она тоже не идеальна.
Переедание, курение или употребление спиртного, склонность много мечтать и мало делать — большинство, не отдавая себе отчета, выбирает не самые здоровые привычки, чтобы уйти от непростой реальности.
У человека в терапии появляется бытовая осознанность. С ней вы обычно задаете себе вопросы: Я правда хочу сейчас есть? А спать? На грезы уходит больше времени, чем на реальные действия? Я хочу покурить, чтобы справиться со стрессом? Для чего мне этот коктейль? Человек начинает отслеживать импульсивные желания («У меня случилась неприятность и мне надо срочно отвлечься. Пожалуй, пойду покурю») и различать их с нуждами ( «У меня действительно много стресса, но я лучше сделаю то упражнение, которое посоветовал психолог — это полезнее, чем сигарета»).
Психиатр, автор книги «Тело все помнит» Бессел Ван дер Колк заметил: если человек рассказывает о травме вслух, то его голос меняется, прыгает на октавы или спускается до шепота.
Попробуйте проговорить то, что вас волнует — тон должен остаться твердым и голос достаточно громким. Если все же сказать что-то трудно, опишите свое травмирующее воспоминание на бумаге. Рука не задрожит и почерк не изменится — значит, вы на правильном пути.
Нежеланное поступление, нелюбимая работа и не те партнеры — в подобных случаях человек проживает «чужие» сценарии. Здесь важно найти «настоящего» себя, с этим как раз помогают терапия и практики. Если после нескольких сессий остаются сомнения, нащупали ли вы свои желания или нет, можно проверить это самостоятельно. Хорошее упражнение для этого дает в своих книгах, например, клинический психолог Линдси Гибсон.
Возьмите лист и разделите его на два столбца. Первый назовите «Настоящий я». Попробуйте вспомнить о том, каким вы были до 12 лет. Этот возраст Линдси выбрала потому, что до 12 человек, как правило, еще не умеет критиковать себя.
Ответьте на вопросы:
Второй столбец назовите «Моя принятая роль».
Здесь можно ответить на эти вопросы:
Взгляните на лист снова через день. Упражнение поможет понять: какова была бы ваша жизнь, если вам не пришлось заботиться о мнении других или своем заработке? Если вы дали четкий ответ, то можете отделить от себя «чужую» роль. И уже знаете или догадываетесь, где лежит ваше призвание.
После начала терапии или практики отведите себе не более двух месяцев на ее «пробу» — скорее всего вы увидите, как меняется ваша жизнь, уже в первые 40 дней. А еще можно положиться на специалиста, с которым работаете: профессионал своего дела всегда попросит вас отследить, что нового происходит в карьере, семье, с банковским счетом. Все ухудшилось или не замечаете изменений — спросите о причине у мастера. Если он не дает грамотного объяснения, это повод пойти в другую практику или проконсультироваться еще с одним экспертом.