«Американское чтиво» — режиссерский дебют телесценариста и журналиста Корда Джефферсона. Фильм рассказывает историю темнокожего писателя и преподавателя одного из калифорнийских университетов по имени Телониус Эллисон, к которому все обращаются по короткому прозвищу Монк. Герой пишет книгу, наполненную всевозможными стереотипами о жизни афроамериканцев. Неожиданно для всех роман становится бестселлером.
Лента, высмеивающая современное общество, получила пять номинаций на премию «Оскар». И, несмотря на невероятно сильную конкуренцию, «Американское чтиво» выглядит достойным соперником. Картина номинирована за саундтрек, сценарий, мужскую роль, мужскую роль второго плана — и даже попала в номинацию «Лучший фильм». Рассказали, о чем эта лента и почему вам стоит ее посмотреть.
«Американское чтиво» — экранизация сатирического романа «Стирание» американского писателя и профессора Персиваля Эверетта. Лента стартует с достаточно показательной сцены. Герой Телониус Монк Эллисон — саркастичный и язвительный профессор. На одной из своих лекций в общении со студентами он употребляет запрещенное слово на букву «н», характеризующее чернокожих. Это вызывает недовольство учащихся, которые решают подать жалобу на своего наставника. При этом ни то, что лекция концентрировалась на «южной готике», ни то, что Монк был единственным чернокожим в помещении, не спасает преподавателя. Героя отстраняют от преподавательской деятельности.
Монк не только преподаватель, но и писатель. Впрочем, и на этом поприще не все гладко. Издательство отказалось публиковать его рукопись и заявило, что не видит связи между его работой, основанной на идеях античных авторов, и личным «черным опытом» самого Телониуса. Настолько абсурдная причина невероятно взбесила Монка, отвергающего расовые стереотипы. Телониус (имя, которым почти никто не называет героя) возвращается в Бостон — город, где он вырос и где живет его семья.
В родных местах Монк сталкивается с семейными проблемами, которые в представлении общества характерны скорее для белого образованного американца. Впрочем, Эллисон родился и вырос в достаточно привилегированной семье врачей, и, как говорит сам герой, он — единственный, кто отбился от рук и стал писателем.
Отец Монка несколько лет назад покончил с собой, у матери обнаружился стремительно прогрессирующий Альцгеймер. В это же время и у младшего брата Клифа все не гладко: он пережил непростой развод, лишился большей части нажитого и столкнулся с личностным кризисом.
Находясь в такой непростой ситуации, Монк в порыве злости решает в качестве творческого высказывания написать наполненное расовыми стереотипами и клише произведение — настолько «черное», насколько он может себе представить. Так что в сюжете оказывается все: криминал, наркоторговля, полицейские преступления. А еще в книге полно сленга и даже название содержит в себе грамматические ошибки.
Изначальный творческий замысел Монка — высмеять издателей — терпит крах. Книга не просто становится бестселлером, права на экранизацию которого купила голливудская студия, но и номинируется на литературную премию. Забавно, что в жюри премии заседает и сам Монк, благо его «черный» роман написан под псевдонимом. Шутка с романом настолько выходит из-под контроля, что на некоторых встречах герой вынужден притворяться уголовником, скрывающимся от закона, соответствуя выдуманной легенде.
Картина Джефферсона прекрасно работает с темой культурных стереотипов современного общества. Люди, несмотря на кажущуюся прогрессивность, все еще живут в плену ролевых моделей и архетипов. Такой подход прекрасно оттеняет и реальные проблемы главного героя, которые традиционно характерны для белого представителя среднего класса.
Жизнь реального Монка имеет для фильма не меньше значения, чем история издания его книги. Телониус — мужчина, переживающий кризис среднего возраста, язвительный, конфликтный и большую часть времени недовольный интеллектуал.
Герой накопил множество душевных травм, которые в представлении обывателя максимально далеки от того, что волнует жителя гетто. Собственно, этим жителем Монк и не является, но общество упорно смотрит на его творчество как на репрезентацию черной культуры Америки. Даже его романы (в которых, по словам самого автора, «черные только чернила») во всех книжных магазинах расставляют рядом с документальными историями о жизни афроамериканского населения. Фактически «Американское чтиво» показывает новую форму расизма.
Говоря об «Американском чтиве», нельзя обойти стороной Джеффри Райта с его прекрасной актерской работой. Райт, знакомый зрителю в основном по второстепенным ролям, в ленте Джефферсона раскрывается на все 100%. Он показывает на экране образ человека, внутри которого бушует море чувств, которое выражается через сарказм и легкую пассивную агрессию.
«Американское чтиво» — не просто сатира на общество потребления, для которого пластиковый, искусственный роман оказывается откровением. Также фильм — не просто экранизация резонансного романа. Это еще и история о том, что раса не может определить человека как личность и лишь мешает в поиске реальной идентичности.
Картина критикует современный мир, примеряющий на себя маску солидарности и говорящий о равноправии. Фильм Джефферсона оставляет приятное впечатление и точно запомнится вам хотя бы одной сюжетной линией: если не писательской, то семейной или любовной.
Остроумную трагикомедию «Американское чтиво» уже можно посмотреть в Сети — фильм идет всего 116 минут и точно обеспечит приятный вечер.