Зло уже стало частью реальности: на Wink завершился второй сезон сериала «Фишер. Затмение». За восемь серий создатели смогли сделать зрителей частью расследования, которое ведет Евгений Боков (Иван Янковский).
Многосерийный триллер рассказывает историю крупного убийства, но еще и показывает психологию преступника изнутри. По какому принципу он выбирает жертв, что движет им и где проходит грань между безумием и расчетом — эти вопросы постепенно раскрываются, заставляя зрителя не просто следить за ходом расследования, а размышлять о природе самого зла.
Наряду с напряженной детективной линией сериал погружает в личные переживания героев, чьи внутренние конфликты оказываются порой не менее пугающими, чем сам преступник. В этом материале рассказываем, каким получился долгожданный сезон «Фишер. Затмение» и почему он стоит вашего внимания.
Если вы смотрели первый сезон «Фишера», то с легкостью понимаете логику этого телепроекта. Напомним, прозвище Фишер было у преступника Сергея Головкина, который орудовал в Одинцовском районе Московской области с 1986 по 1992 год. Первый сезон рассказывает о серийном убийце подростков, поймать которого пытается группа следователей с помощью единственного свидетеля-школьника.
На поиски маньяка отправляют дерзкого ростовского следователя Евгения Бокова (Иван Янковский), а в помощники ему назначают юную Наталью Добровольскую (Саша Бортич) и осторожного сотрудника прокуратуры Валерия Козырева (Александр Яценко). Судьбоносному трио удается поймать Головкина, а в процессе расследования обнажаются личные подробности каждого героя, показываются их переживания.
«Фишер. Затмение» связан с первым сезоном долгожданной сюжетной победой (Сергей Головкин наконец-то оказался в тюрьме), а также действующими лицами. Но на этом все. Второй сезон — это абсолютно новая история, в которой внимание зрителя захватывает уже новый конфликт: снова убийство, снова тайна, а главное — снова Боков.
В городке Курортный бесследно исчезает ребенок, и его мать передает записку следователю Бокову с мольбой о помощи в расследовании. Однако вскоре становится ясно, что исчезновение — лишь обрывок более мрачной картины: в городе появляется новый серийный убийца, имеющий жестокий почерк. Его жертвами становятся молодые девушки.
Причем, согласно фанатским теориям, в центре сюжета — Леван Ароян, серийный убийца, известный по прозвищам Краснодарский Маньяк, Кубанский Душитель, Кубанский Чикатило, Маньяк-таксист, Охотник на продажных женщин и Санитар. Но со временем образ персонажа становится все более собирательным, а четкие характеристики размываются.
Нельзя сказать, насколько происходящее в «Затмении» — реальная история. При этом, напомним, первый «Фишер» основан буквально на событиях, которые не успели даже покрыться слоями пыли.
«Затмение» — это не про убийство. Это про людей. Мы уже не раз писали, что сериал пронизан высоким психологизмом, а в центре его внимания — человеческая душа. Для главных героев «Фишера» поимка маньяка — не дело всей жизни, а лишь работа, которую им нужно выполнять.
Расследование — фон, на котором разворачиваются три личные истории. Конфликт неугомонного Бокова, который не может найти место в жизни. Драма Райкиной — героини со сложной семейной историей, женщины со стальным характером. И история юного работника полиции Злобина — персонажа, который долго боится стать самим собой.
Характеры главных героев специально были прописаны так, чтобы с течением сериала им было все сложнее работать друг с другом. Накал на рабочем месте не уступает градусу развития событий. Именно поэтому нередко «Фишера» сравнивали с работами Дэвида Финчера, сериалом «Настоящий детектив» или культовым «Мыслить как преступник».
Персонажи постепенно теряют внутреннее равновесие — особенно это заметно у молодых следователей, таких как Злобин, которые сталкиваются с серьезными эмоциональными и профессиональными испытаниями. Кроме того, важную роль в сериале играл конфликт между подходами к расследованию: методичный, столичный стиль Бокова сталкивался с более интуитивным и местечковым подходом Райкиной.
Эти разногласия, скорее всего, получат развитие в третьем сезоне, став проверкой прочности отношений внутри команды, если создатели все же не решат изменить ее состав.
Интересно, что сам сериал очень вовремя вышел в свет — именно в разыгравшуюся в современном обществе волну ретромании. «Фишер» ловко использует эстетику 80-х и 90-х годов: в костюмах, деталях интерьеров, музыкальном оформлении и общем визуальном стиле чувствуется ностальгия по ушедшей эпохе. При этом ретро здесь не просто антураж, а способ создания атмосферы тревоги и социальной неопределенности.
Сериал апеллирует к коллективной памяти: в нем оживают реалии постсоветской России, где еще нет современных технологий, а зло ощущается особенно близко и неуловимо. Через узнаваемые бытовые детали и исторические отсылки «Фишер» не только погружает зрителя в прошлое, но и заставляет задуматься, почему это прошлое все чаще возвращается в культуре. Ретромания становится здесь не просто фоном, а важным элементом повествования, где тревожная эстетика прошлого помогает лучше понять страхи настоящего.
Иван Янковский — Евгений Боков
Александр Яценко — Валерий Козырев
Андрей Максимов — Сергей Головкин («Фишер»), серийный убийца
Ирина Старшенбаум — Надежда Семеновна, следователь
Также в «Затмении» появились Никита Худяков, Александра Ребенок, Дарья Верещагина, Алексей Агранович, Степан Девонин и Борис Каморзин.
Второй сезон сериала «Фишер. Затмение» — это мрачное, густо стилизованное продолжение отечественного триллера. Фабула сохраняет интерес к фигуре маньяка, но смещает акценты: здесь в центре не столько сам убийца, сколько психологическая деградация и моральные срывы тех, кто пытается его поймать.
«Фишер. Затмение» определенно стоит внимания. Это редкий случай, когда триллер выходит за рамки жанра и говорит о вещах более глубоких: травмах, одиночестве, утрате человечности. Он не развлекает — он тревожит, и в этом его ценность.
Все вышедшие эпизоды «Фишера» доступны для просмотра на Wink.