Фильм обладателя двух премий «Оскар» за лучший сценарий Александра Пэйна оказался именно тем, чего так нехватало зрителю в современное неспокойное время. К «Оставленным» не хочется применять громкие эпитеты или предсказывать будущую судьбу ленты, уже получившей два абсолютно заслуженных «Золотых глобуса» и представленной в пяти номинациях на предстоящей премии американской киноакадемии. Ведь сам фильм — это не громкая история, которая при всей своей скромности точно останется в сердце зрителя.
Сюжетную основу «Оставленных» сложно назвать чем-то по-настоящему выдающимся — перед нами история трех совершенно разных людей, которые вынуждены провести рождественские праздники друг с другом, и все это в антураже 70 годов прошлого века. Пол Ханэм — строгий преподаватель древней истории в Бартонской академии, расположенной в Новой Англии, одинаково нелюбимый как учениками, так и коллегами. Персонаж, великолепно сыгранный Полом Джаматти, заслуженно получившим «Золотой глобус» за эту роль, фактически живет своим предметом, ведь кроме него в его жизни ничего толком и не происходит. Ханэм — человек в футляре, выстроивший вокруг себя стену из книг и цитат мудрецов античности.
Пол конфликтует с директором школы, ведь из-за его принципиальности учебное заведение осталось без одного из важных спонсоров: именно строгий подход преподавателя стал причиной отчисления сына местного мецената. Администрация академии, рассмотрев все факты, возложила ответственность за произошедшее на героя Джаматти, а в качестве наказания его назначили смотрителем за учениками, которые по каким-то причинам не смогут покинуть стены школы-интерната на время каникул.
Кроме Пола в кампусе остаются несколько учеников: кому-то из них вроде совсем уж юного парнишки из Сеула просто слишком далеко лететь домой, а кто-то сильно утомил родителей буйным нравом. Кроме учеников и их наставника стены школы не покидает и школьный повар Мэри Лэм (в исполнении Давайн Джой Рэндольф), чей сын, также выпускник Бартонской академии, недавно погиб во Вьетнаме.
Ханэм к неудовольствию подопечных даже в праздники не планирует давать им спуску и уже спланировал учебный план, не забыв включить туда и регулярные занятия физической культурой. И именно в этот момент из сюжета выводят половину персонажей, ведь к одному из «оставленных» мажоров прилетает вертолет и забирает всех на горнолыжный курорт. Всех, кроме Пола, Мэри и Ангуса Талли (Доминик Сесса) — талантливого, но сложного парня, который вовсе не планировал проводить праздники в стенах школы и узнал о своей участи уже на чемоданах. История Талли невеселая: даже родная мать, увлеченная построением семьи с новым мужем, не хочет проводить Рождество с сыном, по телефону умоляя того войти в ее положение. Ангус остается на праздники в школе один: с ненавистным учителем и скорбящей по сыну поварихой.
«Оставленные» — фильм, который ничего никому не доказывает, не пытается деконструировать жанр, перевернув все с ног на голову, а просто рассказывает простую историю о несовершенных людях и их отношениях. При этом опирается он на грамотную сценарную основу, содержащую в себе все необходимые рождественскому фильму ингредиенты: исполнение желаний, победу добра над злом, принятие себя и других. При этом фильм Пэйна не тешит своего зрителя надеждами на то, что бой курантов и наступление полночи сотрут всю тяжесть прошлого, а линии судьбы резко сменят свое направление.
Одной из главных тем фильма является разговор о семье, что тоже не ново для рождественского кино. Но «Оставленные» говорят о природе семьи и о том, что семьей может стать группка незнакомцев, очень свежо и любопытно. Фильм настолько зачаровывает своей искренностью, что даже забываешь о том, что тема-то совсем не нова, и вокруг нее уже выстроили огромную франшизу на 10 блокбастеров, где только и говорят про семью и быстрые тачки.
«Оставленные», грамотно тасующие комедийные и драматические моменты, совершенно лишены назидательного тона: они не пытаются научить зрителя и лишь демонстрируют, как люди, не наделенные эмпатией сверх меры, находят общий язык и в силу своих возможностей помогают оказавшимся рядом разобраться с их душевными ранами.
Это кино, обладающее уникальным уровнем деликатности и бережности, причем в отношении всего: начиная от собственного жанра, копирующего бюджетные фильмы 70-х и по цветокору, и по звуку, и заканчивая героями и непосредственно зрителем, для которого во время крупных планов субтитры сдвигаются вбок, чтобы не закрывать лицо. Именно такие фильмы, прекрасные в своей основе, но рискующие затеряться на фоне более маститых проектов, порой приносят больше радости и эмоций, так нужных нам сейчас.
Фильм Александра Пэйна — скрытый бриллиант, который подарил нам не только великолепную роль Давайн Джой Рэндольф, за которую актриса абсолютно заслуженно номинирована на главную кинопремию планеты «Оскар», но и заставивший, подобно герою Джаматти, «подумать о Римской империи», а потом, немного погрустив и улыбнувшись, окунуться в новый годовой цикл.
Судить фильм Александра Пэйна — неблагодарное дело: наверняка найдется человек, которому не хватит драмы или комедии, или того и другого, а кто-то и вовсе не оценит деликатную подобно самому фильму актерскую игру Пола Джаматти. Только вот иногда стоит отринуть холодный голос разума, перестать судить и, наконец, послушать свое сердце — тогда и нелепая покосившаяся елка порадует не меньше рождественского дерева, наряженного в самые лучшие и дорогие украшения.