16 апреля 2015, 20:00
Словенский специалист Урбан Планиншек в завершившемся сезоне стал одним из соавторов выдающегося достижения Александра Хорошилова, который (стоит ли кому-то об этом напоминать?) стал первым за много лет россиянином, выигравшим этап Кубка мира и занявшим по итогам сезона третье место в общем слаломном зачете. Считается, что именно этому тренеру лидер сборной России обязан появлением стабильности в результатах после долгих лет неудач.
– Когда в 2010 году вы возглавили сборную России, не шокировал ли вас уровень нашей команды?
– Еще до приглашения в сборную видел выступления Александра Хорошилова, Сергея Майтакова и Степана Зуева. Поэтому представлял себе уровень команды и понимал, куда иду. Я не был шокирован уровнем остальных лыжников, но четко понял, что разница между ними и тремя лидерами команды просто огромна.
– В нашей стране многие занимаются горными лыжами на любительском уровне, а вот профессионально – очень узкий круг спортс-менов…
– Горных районов в России немало, но чаще всего они очень далеки от больших центров. Кроме того, у вас по телевидению практически не показывают соревнования горнолыжного Кубка мира, поэтому люди мало что знают о нашем виде спорта.
– После появления феноменальной спортсменки Тины Мазе горные лыжи в Словении стали еще популярнее. Смогут ли успехи Александра Хорошилова в минувшем сезоне способствовать популяризации этого вида спорта в России?
– Горные лыжи в моей стране были популярны всегда, именно они были спортом номер один. С появлением Тины, возможно, интерес к этому виду в Словении усилился среди молодежи, но большие традиции были заложены задолго до нее. В России же, уверен, победы Александра обязательно будут способствовать развитию горных лыж.
– Слалом, в котором специализируется Хорошилов, – одна из самых энергозатратных дисциплин, требующая не только хорошей техники, но и физической подготовки. Может ли Александр, которому сейчас 31, стабильно подниматься на подиум на этапах Кубка мира?
– Он, конечно, уже далеко не юниор, шел к своему успеху постепенно, шаг за шагом. Но я уверен, что Саше удастся сохранить и даже повысить уровень своих результатов. Слалом действительно энергозатратная дисциплина, и все же не будем сгущать краски. В течение сезона, как вы знаете, проводится десять слаломных этапов Кубка мира. В перерывах между ними спортсмены успевают восстановиться.
– В 2010 году, когда вы только пришли в сборную России, было принято решение о натурализации Алека Глебова, выступавшего ранее за Словению. Имеете ли вы отношение к этому – и каковы, на ваш взгляд, перспективы 31-летнего спортсмена, который с 2012 года выступает под флагом России?
– Решение о натурализации Алека было принято еще до моего приезда. Он сделал это по собственному желанию, потому что его дедушка – русский. Глебов хороший спортсмен, и в этом сезоне он показывал достойные результаты на тренировках, но… мешают психологические проблемы. На старте Алеку не хватает уверенности, он не может поверить в себя. Недавно Алек начал работать с психологом, и, уверен, это принесет свои результаты.
– Насколько вообще горнолыжникам необходим психолог?
– Все очень индивидуально. Прежде всего, сам спортсмен должен верить, что психолог может ему помочь. Конечно, нужно тренировать не только тело, но и голову. Тому же Хорошилову, например, вместо психолога отлично помогают занятия йогой.
– На ваш взгляд, нужно ли еще привлекать в нашу сборную иностранных спортсменов? Будут ли натурализованы словацкие горнолыжники Адам и Андреас Зампа, отец которых высказал в прессе такую идею?
– Как и в случае с Глебовым, решение выступать за Россию было инициативой самих братьев Зампа. Но прежде чем принимать какие-либо решения о натурализации, нужно понимать, как отнесутся к этому спортсмены российской сборной. Поможет ли им этот переход – или они будут чувствовать дискомфорт.
– Сейчас сборные России стараются как можно больше сборов проводить дома, не выезжая за границу. Возможно ли качественно подготовить горнолыжников топ-уровня в нашей стране?
– В феврале, перед финалом Кубка мира, мы проводили сбор на Сахалине. Но тренироваться в России по ходу сезона довольно сложно. Прежде всего потому, что практически все старты Кубка мира проводятся в Европе. Летать между ними на тот же Сахалин очень тяжело – в том числе из-за разницы во времени. При этом молодежная сборная часто готовится в Абзаково. В ноябре там проводит сборы и основная команда. Но это максимум того, что мы можем себе позволить.
– Многие специалисты уверены, что условия на Сахалине, где в конце марта прошел этап Кубка Азии по горным лыжам, примерно соответствуют тем, что будут в Пхенчхане-2018. Это действительно так?
– Пока сложно сказать. Но в феврале следующего года перед этапом Кубка мира в Корее мы планируем провести подготовку на Сахалине. Посмотрим, что из этого получится. Мы уже видели презентацию олимпийской трассы, к тому же 12 лет назад в этом месте уже проходил этап Кубка мира. И, знаете, по-настоящему быстрым горнолыжникам все равно, где будут проходить соревнования.
– Есть ли сейчас в нашей команде спортсмены, которые могут "выстрелить" в ближайшее время?
– Да, в молодежных сборных есть два-три человека, которые, уверен, уже совсем скоро заявят о себе.