Статьи

Допинг

21 апреля 2019, 11:50

Подробности дела кенийца Асбела Кипропа, наказанного за эритропоэтин

Наталья Марьянчик
Обозреватель
За что легенду бега на средние дистанции дисквалифицировали на четыре года.

В конце недели международная федерация (ИААФ) дисквалифицировала на четыре года олимпийского чемпиона и трехкратного чемпиона мира в беге на 1500 м кенийца Асбела Кипропа. Скандал с участием легенды бега на средние дистанции не утихает уже два года.

Асбел Кипроп, возможно, не особенно популярен в России, но для мировой легкой атлетики он считался легендой, покруче нашего Юрия Борзаковского. Три раза выиграть чемпионат мира на такой сложной дистанции, как 1500 м – это космос. Добавьте к этому еще титул олимпийского чемпиона и третий результат за всю историю легкой атлетики.

Кипропу не исполнилось еще и 30 лет, но выиграл Олимпиаду он в далеком 2008-м в Пекине. Причем, по факту, он прибежал вторым, а золото ему перешло после допинговой дисквалификации француза Рашида Рамзи. С тех пор Кипроп считался ярым противником допинга и всячески подчеркивал свою приверженность идеалам "чистого" спорта. И вот – шокирующий скандал!

Удивляет в этой истории, на самом деле, не сам факт поимки допингера. В беге на средние дистанции дисквалификацией за ЭПО никого не удивишь. Но, если изучить протокол судебного заседания, в деле Кипропа всплывают шокирующие подробности о работе допинг-офицеров и Кенийского антидопингового агентства. Но никакого наказания за это никто, кроме спортсмена, похоже, не понес.

Асбел Кипроп (на переднем плане). Фото REUTERS
Асбел Кипроп (на переднем плане). Фото REUTERS

Кипроп платил допинг-офицерам

Описаны, как минимум, три случая в конце 2017 – начале 2018 года, когда допинг-офицеры (кенийцы по национальности) накануне предупреждали Кипропа о внесоревновательном тестировании. Это категорически запрещено правилами и вообще делает контроль профанацией. Ведь спортсмену ничего не стоит просто не появиться в указанном месте – и получить всего лишь "флажок" в качестве предупреждения, а не сдавать положительную пробу.

Тем не менее, в конце ноября 2017-го Кипроп почему-то решил пробу сдать. А после того, как дело было сделано, перевел одному из допинг-офицера сумму в размере 3200 кенийских шиллингов (примерно 31 доллар). Причем спортсмен настолько ничего не боялся, что использовал для перевода электронную платежную систему. Впоследствии Кипроп скажет, что офицеры сами попросили денег – то ли заплатить за бензин, то ли просто на чай. ИААФ считает, что это была плата за предварительный звонок накануне.

Как бы то ни было, никакого расследования проведено не было. Тот самый офицер отстранен от работы, но не более. Теоретически все остальные его коллеги могут продолжать заниматься тем же самым. Для нищих кенийских деревень, даже 30 долларов – огромные деньги. А спортсмены мирового класса, естественно, не против чуть-чуть заплатить, чтобы чувствовать себя в безопасности. Даже если, допустим, они не употребляют допинг, предварительный звонок экономит массу нервов. Так уж точно не нахватаешь три "флажка" за год, как наши биатлонисты.

Пробу должны были подменить, но не стали

В показаниях Кипропа и главного допинг-офицера по фамилии Скотт есть принципиальная разница. Спортсмен утверждает, что после сдачи пробы оставил обоих допинг-офицеров в гостиной вместе с пробирками с пробами А и Б. При этом пробирки еще не были запечатаны. Сам же Кипроп вышел в спальню, чтобы зарядить телефон и сделать тот самый перевод 30 долларов.

Зачем нужно было так срочно переводить офицеру деньги, при том, что у него в руках была открытая проба? Только ли за предварительное уведомление платил Кипроп? Мистер Скотт с помощником утверждали на суде, что спортсмен вообще не покидал гостиной и никуда не отлучался. Получилось "слово против слова", но поверили именно допинг-офицерам, мотивировав это тем, что у них меньше мотивации искажать факты. Хотя, это еще с какой стороны посмотреть. Возможно, Кипроп мог бы раскрыть заговор сродни подмене проб в Сочи, но его просто не захотели слушать.

Асбел Кипроп. Фото REUTERS
Асбел Кипроп. Фото REUTERS

Пробу Кипропа хранили в холодильнике с продуктами

Допинг-офицер Скотт, покинув имение Кипропа, положил сданные им пробы в холодильник , который был у него в автомобиле. Теоретически он должен был бы тут же переправить их Стокгольмскую лабораторию, которая занимается анализом (своей антидопинговой лаборатории в Кении нет).

Но случилась заминка. Поэтому целых три дня пробы А и Б хранились у Скотта дома, в обычном холодильнике с продуктами. Слава богу, что их еще никто не съел. Спустя некоторое время пробы, наконец, переправили вместе с курьером в Стокгольм. Никаких царапин и прочих следов вскрытия на них не обнаружили, и потому целостность проб и достоверность результатов анализа считается полной.

Но только представьте: если Родченков с помощниками якобы действовали под покровом ночи и под прикрытием спецслужб, тут никто не отрицает, что пробы лежали в обычной морозилке вместе с сосисками. Доступ к ней был не только у Скотта, но, как минимум, еще и у его супруги и домработницы. А вдруг к ним кто-то приходил в гости?.. Не удивительно, что Кипроп оспаривает результаты анализа и считает, что на результаты проб, хранившихся таким образом, полагаться нельзя.

ВАДА простило кенийцев

По количеству допинг-скандалов на душу легкоатлетического населения кенийцы занимают уверенное второе место вслед за Россией. Причем если наших звезд ловят, в основном, по результатам перепроверки, кенийцы попадаются прямо в режиме онлайн.

ВАДА в прошлом году уже провело расследование по поводу деятельности кенийского антидопингового агентства. Там было выявлено масса нарушений, но сделан вывод – "институциональной системы допинга в Кении нет". Более того, по мнению ВАДА, кенийские допингеры пользуются "нехитрыми, простыми и некоординированными" методами. В принципе, если вспомнить, как именно Кипроп переводил деньги допинг-офицеру, это недалеко от истины. Да и сам препарат, ЭПО, уже не считается продвинутым и ловится достаточно просто. Видимо, новейшие допинговые технологии освоены еще не везде.

Но получается, что = раз уж ВАДА ничего не предпринимает – кенийские стайеры оказываются в неравных условиях по сравнению со всеми остальными. Их предупреждают заранее о допинг-тестах, дают отлучиться во время процедуры и тому подобное. В то время, как для спортсменов из других стран условия максимально жесткие. Добавьте к этому уникальную природную одаренность и огромный соблазн использовать запрещенные методы (иного способа вырваться из нищеты у большинства спортсменов нет). Вот и объяснение большинству допинг-скандалов.

Крушение легенд

Кенийские топ-бегуны, дисквалифицированные за допинг за последние годы. Фото "СЭ"
Кенийские топ-бегуны, дисквалифицированные за допинг за последние годы. Фото "СЭ"
3