10 октября 2012, 00:02
Евгений Новиков использует раллийный Ford Fiesta для сбора кукурузы, а Петтер Солберг - для прополки винограда и демонтажа телеграфных столбов.
Состоявшееся в минувшие выходные "Ралли Франции" не баловало интригой. Себастьян Лоеб вышел в лидеры в пятницу, в субботу увеличил свой отрыв до полуминуты - поэтому в воскресенье даже дождь, сделавший трассу чертовски скользкой и позволивший смелым гонщикам отыгрывать время у рассудительных, на положении лидеров никак не сказался. Но и скучными прошедшие в Эльзае соревнования не назовешь. Во-первых, сразу три пилота на трех разных машинах - Тьерри Невилль на "Ситроене", Мадс Остберг на "Форде" и Дани Сордо на "Мини" - вели весьма отчаянную борьбу за 4-ю позицию, и в этой борьбе было все: ошибки, поломки, схваченные на пустом месте штрафные секунды - и блестящий пилотаж Невилля в воскресенье, когда бельгиец выиграл 5 спецучастков из 6, а на оставшемся показал второе время. Во-вторых, французская гонка запомнится сразу несколькими зрелищными авариями.
К сожалению, "Ралли Франции" не обошлось без инцидентов для Евгения Новикова. На этой гонке россиянин выступал без экипажа-разведчика, который незадолго до старта проезжает по спецучастку и докладывает основному экипажу о факторах риска - к примеру, о больших лужах или поворотах, где на асфальте особенно много песка и грязи. Особенно важна работа разведчика в дождливую погоду - поэтому неудивительно, что именно под дождем, который пошел в воскресенье утром, Новиков стал ошибаться - хотя перед этим проехал 16 спецучастков без серьезных проблем. Первый инцидент случился на первом же воскресном допе Виньобль де Клебур (17 км, средняя скорость победителя - 103 км/ч): в быстром правом повороте москвич не удержал свой Ford Fiesta RS на дороге - но оперативно вернулся обратно, "скосив" некоторое количество растущей на близлежащем поле кукурузы.
Ошибка не была фатальной - а о сложности ситуации на спецучастке свидетельствует тот факт, что на одном из поворотов с трассы в поле съехал сам Себастьян Лоеб. На финише допа француз всего на пару секунд опередил россиянина - но лидер "Ситроена" мог позволить себе немного расслабиться, имея 30-секундный запас по времени. Новиков же в этот момент вел борьбу за позицию с Оттом Танаком, и по результатам допа отставание от эстонца увеличилось с 14 секунд до 22. До финиша оставалось еще 5 спецучастков и больше 40 километров дистанции, но уже на следующем допе Бишвилле (8 км, средняя скорость победителя - 111 км/ч) москвич попал в переделку посерьезнее.
Как бы впечатляюще ни выглядела эта авария, надо признать, что Евгению просто невероятно повезло. Во-первых, после переворота Ford Fiesta RS (который вообще-то считается весьма хрупким автомобилем) сохранил способность не просто передвигаться, а быстро ехать: после этого на двух спецучастках Новиков показал времена в первой десятке. Во-вторых, даже потеряв на этой аварии три минуты, россиянин сохранил свое место в общем зачете - настолько далеко отстали остальные экипажи. А ведь в других обстоятельствах это привело бы к почти катастрофическим последствиям: к примеру, случись в тот же момент такая же неприятность с Лоебом, француз не просто потерял бы лидерство - вылетел бы за пределы первой пятерки. Можно сказать, что на этой гонке машина, в прошлом не раз подводившая россиянина, частично вернула пилоту должок.
Так легко не отделался Петтер Солберг, чей вылет на спецучастке Унгерсбер (18 км, средняя скорость победителя - 100 км/ч) является главным претендентом на звание аварии года. Переборщив со скоростью на входе в быстрый левый поворот, норвежец вылетел в виноградник и снес столб линии электропередач - причем сам столб и провода упали буквально на головы находящимся поблизости зрителям. К счастью, никто из них не пострадал - больше всего досталось жителям соседней деревни: полторы тысячи человек - и те, кто с нетерпением ждал приезда гонщиков, и равнодушные к ралли обыватели - остались в этот день без света.
Бой между столбом и Ford Fiesta RS закончился, кстати, вничью. Послав соперника в нокаут, раллийный автомобиль и сам далеко не уехал - поврежденное рулевое управление просто не позволило Солбергу выехать из виноградника. Норвежец вернулся в гонку днем позже, но 40 штрафных минут за пропуск 8 спецучастков не оставляли ему шансов вернуться в первую десятку: на финише гонки пилот "Форда" был 26-м.
Спору нет: ралли - спорт опасный, а исключить имеющиеся риски можно только одним способом - запретив проведение таких соревнований в принципе. Тем не менее, большинство раллийных авторитетов, похоже, недооценили, насколько трагичным мог стать инцидент. И не услышали ничего предосудительного в рассказе самого Солберга. "Когда мы влетели в виноградник, видимость свелась к нулевой: кусты стоят плотно, а нам вдобавок все лобовое стекло закидало ветками и листьями. Но я продолжал жать на газ, так как знал, что где-то впереди должна быть дорога. К сожалению, из-за проблем с обзором точно сориентироваться не получилось: вместо того вернуться выехать на дорогу, мы переехали ее поперек и снова улетели в виноградник" С одной стороны, пилота можно понять. Гоночная асфальтовая резина не предназначена для езды по траве, да еще и мокрой: сбросив газ, ты потеряешь инерцию - и из виноградника рискуешь уже не выехать. Тот же Новиков это наглядно продемонстрировал своим вылетом на Бишвилле: лишь полтора-два десятка секунд он потерял непосредственно на перевороте, а оставшиеся две минуты - на езде боком по траве и нескольких неудачных попытках преодолеть отделявший поле от дороги не сказать чтоб сильно крутой подъем.
Но если хорошенько вдуматься в слова Солберга, то звучат они страшновато. Один из лучших пилотов планеты (голова у которого должна варить получше чем у среднестатистического автомобилиста) не видит, куда едет - и при этом продолжает давить на газ. Прекрасно себе представляя, что поблизости находятся зрители, и при езде вслепую он запросто может усадить двух-трех человек себе на капот. В этой ситуации поведение норвежца, чьи "подвиги" на "Ралли Франции" никак не сказались на авторитете пилота, выглядит намного опаснее чем проступки Романа Гросжана, которого в "Формуле-1" собираются чуть не линчевать.
Кирилл КАЧНОВ