ЧЕМПИОНАТ МИРА
Сегодня пройдут первые свободные тренировки перед заключительным этапом чемпионата мира-2011 - "Гран-при Бразилии"
Сезон вышел на финишную прямую, самое время ответить на вопрос: а чем, собственно, он отличался от своих недавних предшественников? Ответ лежит на поверхности: количеством обгонов, о которых мы, признаться, начали было забывать и которые в этом сезоне были возвращены зрителям благодаря резине Pirelli и магическим системам KERS и DRS. Некоторые гонки 62-го чемпионата мира были настолько щедры на атакующие маневры, что даже просто подсчитать их количество было делом трудоемким. Однако портал pitpass.com создал-таки эту уникальную в своем роде статистику.
Итак, в ходе 18 состоявшихся в сезоне-2011 гонок было совершено в общей сложности 1436 обгонов. Если вычесть те, что случились по ходу первого круга или завершились столкновением, это число сократится до 1180, из которых так называемых чистых обгонов (без использования DRS или с его использованием) - 804, что составляет примерно 45 за гонку. С помощью подвижного заднего антикрыла было совершено 363 маневра, без его использования - 441. 300 раз пилоты на более быстрых машинах обгоняли коллег из трех самых медленных команд, 76 раз этот маневр происходил между напарниками по командам.
Самым богатым на чистые обгоны стал "Гран-при Турции" - 85. В тройке также Канада (79) и Китай (67). Самыми скупыми оказались Монако (16), Австралия (17) и Индия (18). Самое сильное влияние на количество обгонов система DRS оказала в Абу-Даби (89 %), в Валенсии (81 %) и Индии (78 %). Всего же количество обгонов с DRS было выше количества обгонов без помощи этой системы в восьми гонках.
Среди пилотов главным ответственным за "шоу обгонов" по итогам сезона оказался Себастьян Буеми, совершивший 112 маневров. На один меньше у Михаэля Шумахера. В пятерке самых активных также Камуи Кобаяси (95), Хайме Альгерсуари (90) и Серхио Перес (89).
Самым результативным стартером признан Шумахер, в общей сложности отыгравший на старте 34 позиции. На счету Буеми их 29, у Хейкки Ковалайнена - на одну меньше. Шумахер, Буеми и Ковалайнен больше всех мест - 40, 30 и 26 соответственно - отыграли по ходу первого круга. Самыми же результативными "нападающими" в ходе гонки стали Перес и Буеми, совершившие по 82 успешных атаки. В пятерке вместе с ними Дженсон Баттон (77), Марк Уэббер (76). Альгерсуари (74) и Шумахер (71).
Ольга ЛИНДЕ
"Гран-при Бразилии" проводится в 39-й раз, в том числе - в 29-й на трассе в Сан-Паулу (еще 10 - в Рио-де-Жанейро на автодроме Jacarepagua). С 1990 года неизменно проходит на автодроме Карлуса Пасе.
Автодром был построен в 1940 году, но 30 лет влачил жалкое существование. Однако успехи местного пилота Эмерсона Фиттипальди в сезонах-1970 и 1971 сподвигли организаторов "Формулы-1" обратить внимание на бразильский рынок.
Первая гонка "Формулы-1" в Бразилии была проведена 11 февраля 1973 года в Сан-Паулу, и победу тогда одержал Фиттипальди на Lotus-Ford. А за год до этого состоялась первая гонка, не входившая в календарь чемпионата мира - ее выиграл аргентинец Карлос Ройтеманн.
Конфигурация трассы Interlagos менялась 5 раз. Дистанция последней составляет 305,909 километра (71 круг по 4309 метров).
Особенностью гонки в Бразилии является движение, которое происходит против часовой стрелки. Трасса насчитывает 15 поворотов (10 левых и 5 правых). Максимальная скорость равняется приблизительно 314 км/ч. А максимальный участок трассы с педалью газа в пол составляет 17 секунд (1220 метров). За один круг пилот переключает передачи в среднем по 40 раз. Трибуны автодрома вмещают около 120 000 болельщиков.
Бразилец Жозе-Карлус Пасе принимал участие в 73 "Гран-при", а выиграл лишь однажды - 26 января 1975 года на домашней трассе в Сан-Паулу. Гонщик погиб в авиакатастрофе 18 марта 1977 года, и с тех пор автодром носит его имя. Всего же бразильцы побеждали на Interlagos 7 раз (по два раза это делали Фелипе Масса, Айртон Сенна и Фиттипальди, один раз - Пасе).
Быстрейшее время в квалификации в 2004 году показал Рубенс Баррикелло - 1.10,646. Тогда же колумбиец Хуан Пабло Монтойя показал и лучший результат в самой гонке - 1.11,473 (49-й круг со средней скоростью 217,039 км/ч).
Хет-трики (поул-позишн+победа+быстрейший круг) здесь удавались французу Жаку Лаффиту (1979), британцу Дэмону Хиллу (1996), канадцу Жаку Вильневу (1997), финну Мике Хаккинену (1998, 1999) и Массе (2008).
А "Большой шлем" (поул+победа+быстрейший круг+лидерство на протяжении всей гонки) в Сан-Паулу оформляли лишь Лаффит (1979) и Хаккинен (1998).
Одержать две подряд победы в Сан-Паулу смогли Фиттипальди (1973, 1974), немец Михаэль Шумахер (1994, 1995), Хаккинен (1998, 1999) и Монтойя (2004, 2005).
Чаще всех гонку в Сан-Паулу выигрывал Шумахер (4 раза).
Среди конструкторов с 8 победами лидирует Ferrari, опережая на один выигрыш McLaren.
По три раза поул-позишн завоевывали Баррикелло, Масса, Сенна и Хаккинен, а среди команд лидируют McLaren и Williams (по 8 поулов).
Шумахер 5 раз демонстрировал в Сан-Паулу быстрейший круг. Пилоты McLаren и Williams чаще остальных показывали лучшее время на круге (по 7 раз).
Шумахер 10 раз поднимался на подиум. 6 раз в призовую тройку попадал испанец Фернандо Алонсо, 5 - финн Кими Райкконен.
У McLaren - 21 подиум, у Ferrari - 20. Более десяти раз в тройке финишировали еще только гонщики Williams (11 раз).
Нет равных Шумахеру и по количеству набранных очков (88 против 54 у Алонсо). Всего же в Сан-Паулу очки набирал 71 пилот из 28 команд. Среди конструкторов развернулась нешуточная борьба между McLaren и Ferrari (204 очка против 199).
Алонсо чаще всего поднимался на подиум именно в Бразилии (6 против 5 попаданий на родном "Гран-при Испании" и в Японии). Любопытно, что ни разу в Сан-Паулу испанец не выигрывал.
В 2001 году он совершил свой первый в карьере сход именно в Сан-Паулу (на 25-м круге). А в сезоне-2009 завершил гонку на 1-м круге.
Единственную победу за пределами Европы австралиец Марк Уэббер одержал в 2009 году в Бразилии (всего - 6 выигрышей в карьере).
Баррикелло трижды (чаще всего в карьере) завоевывал на домашней трассе поул-позишн, но ни разу не финишировал первым и лишь однажды за 18 гонок добрался до подиума (3-е место в 2004 году). При этом два последних поула бразильца в карьере оформлены именно в Сан-Паулу (2004 и 2009). В 2009 году он и в последний раз возглавлял гонку (20 кругов).
Британец Дженсон Баттон свои первые очки в "Больших призах" набрал в Бразилии в 2001 году, финишировав 6-м (1 очко).
Для японца Камуи Кобаяси гонка в Бразилии в сезоне-2009 стала первой в карьере (9-е место).
Чаще, чем в Бразилии, Масса выигрывал только в Турции (3 раза против 2). В 2008 году он одержал в Сан-Паулу пока последнюю свою победу и завоевал последний на данный момент поул.
Свой последний быстрейший круг Шумахер продемонстрировал в Бразилии в 2006 году.
Антон СЫЧЕВ
ПОДИУМЫ В XXI ВЕКЕ
Год |
1-е место |
2-е место |
3-е место |
2001 |
Дэвид КУЛТХАРД |
Михаэль ШУМАХЕР |
Ник ХАЙДФЕЛЬД |
|
McLaren-Mercedes |
Ferrari |
Sauber |
2002 |
Михаэль ШУМАХЕР |
Ральф ШУМАХЕР |
Дэвид КУЛТХАРД |
|
Ferrari |
Williams-BMW |
McLaren-Mercedes |
2003 |
Джанкарло ФИЗИКЕЛЛА |
Кими РАЙККОНЕН |
Фернандо АЛОНСО |
|
Jordan |
McLaren-Mercedes |
Renault |
2004 |
Хуан Пабло МОНТОЙЯ |
Кими РАЙККОНЕН |
Рубенс БАРРИКЕЛЛО |
|
Williams-BMW |
McLaren-Mercedes |
Ferrari |
2005 |
Хуан Пабло МОНТОЙЯ |
Кими РАЙККОНЕН |
Фернандо АЛОНСО |
|
Williams-BMW |
McLaren-Mercedes |
Renault |
2006 |
Фелипе МАССА |
Фернандо АЛОНСО |
Дженсон БАТТОН |
|
Ferrari |
Renault |
Honda |
2007 |
Кими РАЙККОНЕН |
Фелипе МАССА |
Фернандо АЛОНСО |
|
Ferrari |
Ferrari |
McLaren-Mercedes |
2008 |
Фелипе МАССА |
Фернандо АЛОНСО |
Кими РАЙККОНЕН |
|
Ferrari |
Renault |
Ferrari |
2009 |
Марк УЭББЕР |
Роберт КУБИЦА |
Льюис ХЭМИЛТОН |
|
Red Bull |
BMW-Sauber |
McLaren-Mercedes |
2010 |
Себастьян ФЕТТЕЛЬ |
Марк УЭББЕР |
Фернандо АЛОНСО |
|
Red Bull |
Red Bull |
Ferrari |
ПЕТРОВ НА "ГРАН-ПРИ БРАЗИЛИИ"-2010
В первом сегменте квалификации показал 16-е время (1.20,189), уступив 0,940 секунды партнеру по сезону-2010 Роберту Кубице (4-й) и 0,015 - напарнику по первой половине нынешнего чемпионата Нику Хайдфельду (15-й). А вот Бруну Сенну (нынешнего напарника) опередил на 3,607 секунды.
Во второй части квалификации смог существенно (на 1,036 секунды) улучшить свой результат - 1.19,153. Этого хватило для того, чтобы занять 9-е место и выйти в третью часть.
Там показал 10-е время - 1.17,656, отстав от обладателя поул-позишн немца Нико Хюлькенберга на 3,186 секунды.
В 4-й раз в карьере стартовал в первой десятке (сейчас - уже 16).
На 1-м же круге попал в "завал" и откатился на 22-е место.
Смог вернуть исходную позицию лишь на один круг (16-й). Затем из-за пит-стопа вновь ушел в тень (20-е место).
Большую часть гонки (19 кругов) провел на 17-й позиции.
На 64-м круге вышел на 15-е место, однако не смог удержаться на этой позиции. На 69-м круге оказался 16-м - так и финишировал.
Быстрейшее время продемонстрировал на 70-м круге - 1.15,485 (со средней скоростью 205,503 км/ч). это был 15-й результат "Гран-при Бразилии"-2010. Он уступил лучшему, который показал Льюис Хэмилтон, 1,634 секунды.