ЧЕМПИОНАТ МИРА. 5-й этап. ГРАН-ПРИ ИСПАНИИ
Вчера на автодроме "Каталунья-Монтмело" в пригороде Барселоны сенсацию сотворил 27-летний венесуэлец Пастор Мальдонадо, принесший команде "Уильямс" первую победу в "Гран-при"
Честно говоря, нынешний майский уик-энд в Барселоне был, наверное, самым невероятным за всю 21-летнюю историю гонок на этой трассе. Из-за своих характеристик автодром в Каталонии никогда не отличался зрелищностью проводимых здесь гонок. Исключений было всего несколько. На память приходит величайшая дуэль (за второе место!) на прямой "старт/финиш" Айртона Сенны и Найджела Мэнселла в 91-м да победа Михаэля Шумахера за рулем "Феррари" в сильнейший ливень. Вот, собственно, и все.
Но на этот раз Испания разом расплатилась за всю критику в свой адрес. Гонка получилась на диво боевитой и замысловатой, а уж результат... Судите сами - до нынешнего триумфа Мальдонадо пилоты "Уильямса" не выигрывали почти восемь лет (по иронии судьбы последним победителем "Гран-при" на "Уильямсе" тоже был латиноамериканец - колумбиец Хуан-Пабло Монтойя), за последние годы команда приобрела устойчивую репутацию если не аутсайдера, то середняка не из быстрейших. Но победа состоялась, причем победа с поула, одержанная в схватке с двумя чемпионами мира!
И пришлась она удивительно ко времени: 16 апреля создателю конюшни сэру Фрэнку Уильямсу исполнилось 70 лет. Юбилей праздновали в Барселоне - и победа Пастора оказалась лучшим подарком одному из корифеев королевских автогонок.
Ну и не стоит забывать о том, что нынешние "Уильямсы" снова, как и в годы своих громких побед, экипированы моторами "Рено". Это очень символично!
Первый звоночек к тому, что в воскресенье будет интересно, прозвучал в субботу, когда в ходе квалификации случилось сразу несколько сенсаций местного масштаба. В решающую ее фазу не попали Дженсон Баттон и Марк Уэббер, а на последних секундах Мальдонадо чуть не выиграл поул! По крайней мере до тех пор, пока последний круг не завершил Льюис Хэмилтон, имя венесуэльца горело на первой строке, откуда он буквально сковырнул (с преимуществом в 0,017) кумира местной торсиды Алонсо. Но Хэмилтон нанес-таки ожидаемый решающий удар - и это был нокаут, ибо у Мальдонадо он выиграл 0,578!
Честно скажу: по моему мнению, победа Хэмилтона в квалификации была абсолютно заслуженной. И тем обиднее, что в итоге британец был дисквалифицирован - за то, что в топливном баке его остановленной на трассе машины бензина было литр с хвостиком (для обязательного забора на анализ требуется, чтобы в баке было не меньше литра), и если бы он завершил круг и доехал до закрытого парка, литром там и не пахло бы... Понятно, что команда либо просчиталась, либо пошла на сознательный мухлеж-риск, однако наказание для обладателя поула, как мне кажется, слишком жестокое - старт с последнего места на поле... А ведь облегченный бак "Макларена" дал преимущество от силы в пару десятых... Остальные три - целиком заслуга невероятного пилотажа Льюиса.
Увы. Но правила одинаковы для всех.
Таким образом, вышло, что обладателем поула по наследству стал Мальдонадо - и это была первая сотворенная им в этот уик-энд сенсация.
Гонка же для него поначалу складывалась не лучшим образом, ибо хладнокровный испанец (как звучит!) Алонсо не дрогнул под жестоким прессингом венесуэльца ни на миллиметр и не уступил траектории - несмотря на в полном смысле слова давление Мальдонадо. Этот поединок перед первым поворотом удивительно красиво смотрелся на экране! Железные все-таки нервы у Алонсо...
Испанец на глазах своей публики лидировал до 28-го круга, на котором после второго для обоих лидеров пит-стопа пропустил Мальдонадо вперед. После этого Пастор вел вполне себе беспроблемный образ жизни, а некоторое обострение случилось только ближе к финишу, после третьего пит-стопа, когда Алонсо практически его догнал. Между ними было меньше полсекунды, но результативно атаковать испанцу на изношенной резине не удалось.
Мальдонадо - бесспорный герой Испании-2012. Но в пелотоне, в котором из-за невероятной квалификации был нарушен привычный порядок вещей, а от того и борьба за места носила несколько хаотичный характер, было еще несколько героев. Обгонов было достаточно много и на любой вкус, причем далеко не всегда с применением магии DRS. К примеру, этим отличался Хэмилтон, который единственным из всех прошел гонку всего лишь с двумя пит-стопами, стал автором нескольких острейших обгонов и финишировал в итоге восьмым. А еще Камуи Кобаяcи, вытворявший на своем "Заубере" такое, что волосы дыбом и сорванные связки, потому что обгонять так, как это делает японский самурай, иногда невозможно даже теоретически. Но он-то обгоняет! Теневым героем можно счесть и Себастьяна Феттеля, который стартовал с седьмого места, первую половину гонки ехал не очень уверенно, затем получил штрафной проезд по пит-лайн за несоблюдение режима желтых флагов, но несколькими атаками на финише прорвался на общее шестое место.
Ну и как не вспомнить семикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера, заработавшего сверх меры оптимистичной атакой на Бруну Сенну третий сход в пяти гонках...
А вообще любопытный сезон складывается! Пять гонок - пять разных победителей на пяти разных машинах. В последний раз нечто подобное творилось в "Формуле-1" аж в 1983 году!
Ольга ЛИНДЕ
"ГРАН-ПРИ ИСПАНИИ". БАРСЕЛОНА
Circuit de Catalunya. 307,104 км (66 кругов по 4655 м)
Пилот | Команда | Позиция на старте | Круги | Время | Очки |
1. Пастор МАЛЬДОНАДО | Williams | 1 | 66 | 1:39.09,145 | 25 |
2. Фернандо АЛОНСО | Ferrari | 2 | 66 | +3,195 | 18 |
3. Кими РАЙККОНЕН | Lotus F1 | 3 | 66 | +3,884 | 15 |
4. Ромэйн ГРОЖАН | Lotus F1 | 4 | 66 | +14,799 | 12 |
5. Камуи КОБАЯСИ | Sauber | 9 | 66 | +1.04,641 | 10 |
6. Себастьян ФЕТТЕЛЬ | Red Bull | 7 | 66 | +1.07,576 | 8 |
7. Нико РОСБЕРГ | Mercedes GP | 6 | 66 | +1.17,919 | 6 |
8. Льюис ХЭМИЛТОН | McLaren | 24* | 66 | +1.18,140 | 4 |
9. Дженсон БАТТОН | McLaren | 10 | 66 | +1.25,246 | 2 |
10. Нико ХЮЛЬКЕНБЕРГ | Force India | 13 | 65 | +1 круг | 1 |
11. Марк УЭББЕР | Red Bull | 11 | 65 | +1 круг | 0 |
12. Жан-Эрик ВЕРНЬЕ | Toro Rosso | 14 | 65 | +1 круг | 0 |
13. Даниэль РИККЬЯРДО | Toro Rosso | 15 | 65 | +1 круг | 0 |
14. Пол ДИ РЕСТА | Force India | 12 | 65 | +1 круг | 0 |
15. Фелипе МАССА | Ferrari | 16 | 65 | +1 круг | 0 |
16. Хейкки КОВАЛАЙНЕН | Caterham | 19 | 65 | +1 круг | 0 |
17. Виталий ПЕТРОВ | Caterham | 18 | 65 | +1 круг | 0 |
18. Тимо ГЛОК | Marussia | 21 | 64 | +2 круга | 0 |
19. Педро Де Ла РОСА | HRT | 22 | 63 | +3 круга | 0 |
Серхио ПЕРЕС | Sauber | 5 | 37 | - | 0 |
Шарль ПИК | Marussia | 20 | 35 | - | 0 |
Нарай КАРТИКЯН | HRT | 23** | 22 | - | 0 |
Бруну СЕННА | Williams | 17 | 12 | - | 0 |
Михаэль ШУМАХЕР | Mercedes GP | 8 | 12 | - | 0 |
Средняя скорость победителя | 185,838 км/ч |
Самый быстрый круг | Грожан (53) - 1.26,250 (194,296 км/ч) |
Круги лидирования | Алонсо - 1-9, Мальдонадо - 10-11, Алонсо - 12-26, Мальдонадо - 27-41, Алонсо - 42-44, Райкконен - 45-46, Мальдонадо - 47-66 |
* Хэмилтон был оштрафован за то, что не доехал до боксов после победы в квалификации.
** Картикян был допущен до гонки, несмотря на то, что в квалификации не смог преодолеть Q1 107 процентов.
Квалификация
Пилот | Q1 | Q2 | Q3 |
1. Льюис ХЭМИЛТОН | 1.22,583 (1) | 1.22,465 (2) | 1.21,707 |
2. Пастор МАЛЬДОНАДО | 1.23,380 (5) | 1.22,105 (1) | 1.22,285 |
3. Фернандо АЛОНСО | 1.23,276 (3) | 1.22,862 (6) | 1.22,302 |
4. Ромэйн ГРОЖАН | 1.23,248 (2) | 1.22,667 (3) | 1.22,424 |
5. Кими РАЙККОНЕН | 1.23,406 (7) | 1.22,856 (5) | 1.22,487 |
6. Серхио ПЕРЕС | 1.24,261 (16) | 1.22,773 (4) | 1.22,533 |
7. Нико РОСБЕРГ | 1.23,370 (4) | 1.22,882 (7) | 1.23,005 |
8. Себастьян ФЕТТЕЛЬ | 1.23,850 (12) | 1.22,884 (8) | - |
9. Михаэль ШУМАХЕР | 1.23,757 (11) | 1.22,904 (10) | - |
10. Камуи КОБАЯСИ | 1.23,386 (6) | 1.22,897 (9) | - |
11. Дженсон БАТТОН | 1.23,510 (8) | 1.22,944 | |
12. Марк УЭББЕР | 1.23,592 (9) | 1.22,977 | |
13. Пол ДИ РЕСТА | 1.23,852 (13) | 1.23,125 | |
14. Нико ХЮЛЬКЕНБЕРГ | 1.23,720 (10) | 1.23,177 | |
15. Жан-Эрик ВЕРНЬЕ | 1.24,362 (17) | 1.23,265 | |
16. Даниэль РИККЬЯРДО | 1.23,906 (15) | 1.23,442 | |
17. Фелипе МАССА | 1.23,886 (14) | 1.23,444 | |
18. Бруну СЕННА | 1.24,981 | | |
19. Виталий ПЕТРОВ | 1.25,277 | | |
20. Хейкки КОВАЛАЙНЕН | 1.25,507 | | |
21. Шарль ПИК | 1.26,582 | | |
22. Тимо ГЛОК | 1.27,032 | | |
23. Педро ДЕ ЛА РОСА | 1.27,555 | | |
Нарай КАРТИКЯН | 1.31,122 | | |
Q1 107% - 1.28,363 | | | |
ЧЕМПИОНАТ МИРА-2012
1. Себастьян ФЕТТЕЛЬ | 61 |
2. Фернандо АЛОНСО | 61 |
3. Льюис ХЭМИЛТОН | 53 |
4. Кими РАЙККОНЕН | 49 |
5. Марк УЭББЕР | 48 |
6. Дженсон БАТТОН | 45 |
7. Нико РОСБЕРГ | 41 |
8. Ромэйн ГРОЖАН | 35 |
9. Пастор МАЛЬДОНАДО | 29 |
10. Серхио ПЕРЕС | 22 |
11. Камуи КОБАЯСИ | 19 |
12. Пол ДИ РЕСТА | 15 |
13. Бруну СЕННА | 14 |
14. Жан-Эрик ВЕРНЬЕ | 4 |
15. Нико ХЮЛЬКЕНБЕРГ | 3 |
16. Фелипе МАССА | 2 |
Даниэль РИККЬЯРДО | 2 |
18. Михаэль ШУМАХЕР | 1 |
КУБОК КОНСТРУКТОРОВ
1. RED BULL | 109 |
2. MCLAREN | 98 |
3. LOTUS F1 | 84 |
4. FERRARI | 63 |
5. MERCEDES GP | 43 |
6. WILLIAMS | 43 |
7. SAUBER | 41 |
8. FORCE INDIA | 18 |
9. TORO ROSSO | 6 |
ПЕТРОВ НА "ГРАН-ПРИ ИСПАНИИ"-2012
Количество кругов | 65 |
Количество километров | 303 |
Самый быстрый круг | 48 |
| 1.28,773 (188,774 км/ч) |
По ходу гонки:
Круги | Место |
Старт | 18-е |
1 | 18-е |
2-6 | 19-е |
7 | 18-е |
8 | 17-е |
9-10 | 16-е |
11-12 | 22-е |
13-14 | 20-е |
15-16 | 18-е |
17 | 17-е |
18-19 | 16-е |
20 | 15-е |
21 | 16-е |
22-24 | 17-е |
25-27 | 18-е |
28 | 17-е |
29-37 | 18-е |
38-43 | 17-е |
44 | 16-е |
45 | 18-е |
46-65 | 17-е |
ПЕТРОВ В БАРСЕЛОНЕ
(места в квалификации и в гонке)
Год | Квалификация | Гонка |
2010 | 14-й* | 11-й |
2011 | 6-й | 11-й |
2012 | 19-й** | 17-й |
* Стартовал с 19-й позиции.
** Стартовал с 18-й позиции.
Олег КАРПОВ из Барселоны
После гонки российский пилот "Катерхэма" ответил на вопросы "СЭ"
- После победы в квалификации над напарником по команде почему не удалось опередить его в гонке?
- В квалификации мы все сделали правильно. Выбрали верное решение по настройкам KERS - это очень помогло. Плюс мой круг получился достаточно хорошим. Я допустил ошибку на третьем секторе, но даже при этом мне хватило добытого преимущества, чтобы остаться впереди Хейкки Ковалайнена.
Тем не менее в гонке все равно проблем с KERS избежать не удалось. Решение, выбранное на квалификацию, не избавило нас от проблем в воскресенье. KERS вновь доставил много проблем - это, наверное, основная причина того, что я так много уступил Хейкки на финише. Первый и второй отрезки гонки стали решающими - мы потеряли очень много, и затем, когда удалось чуть улучшить ситуацию, я уже ни с кем не мог бороться. Половину гонки мы с инженерами в боевом режиме пытались перенастроить программу, как-то исправить ситуацию, чтобы не блокировались задние колеса, но, по сути, так ничего и не вышло.
- Однако на третьем отрезке вы ехали достаточно неплохо - в темпе пилотов из средней группы.
- Мы уменьшили заряд - это помогло, но не сказать, чтобы сильно. В любом случае я отстал уже достаточно серьезно. Когда мы уменьшили заряд, чуть лучше стали вести себя и шины - износ был уже не таким сильным, и мне удалось поддержать более высокий темп. Плюс температура трассы стала меньше, да и резины на ней было уже достаточно много - все-таки большая часть гонки осталась позади. Трассу прикатали.
- С Хейкки в гонке вообще невозможно было бороться?
- Я понимал это еще перед стартом. Перед гонкой говорил инженерам, что будет тяжело, если проблемы с KERS продолжатся.
- Вы оказались позади уже после первого поворота.
- Мы оба стартовали неплохо, но я был на внутренней траектории - трасса была достаточно чистая, однако вход в первый поворот для Хейкки был удобнее: он заходил в него по более оптимальной траектории. Мы подъехали к повороту бок о бок, но потом я отпустил напарника вперед.
- Льюис Хэмилтон прорывался с последнего места достаточно агрессивно…
- Я не стал его сдерживать. Понимал, что нам с ним нечего делить, - я бы потерял больше времени упираясь.
- Когда вы поняли, кто победил в гонке?
- Только после финиша - по ходу гонки не было времени отвлекаться. Когда пересекал черту на последнем круге, посмотрел на табло и увидел, что на первом месте автомобиль под номером "18". Даже не сразу понял, кто это - потребовалось несколько секунд. Потом уже по радио сказали, что выиграл Пастор Мальдонадо. Молодец, я его поздравляю. Действительно, огромный прогресс, в команде, видимо, угадали с настройками, плюс сама машина значительно прибавила по сравнению с первой частью чемпионата. Я думаю, что он однозначно заслужил эту победу.
- Прошло пять гонок - и пять победителей из пяти разных команд…
- Нам не надо об этом думать. Мы понимаем, что пока неспособны бороться впереди. Надо работать, ждать, верить. Я вижу, как люди в команде хотят добиться прогресса. Это невозможно передать словами - по глазам видно, что они очень расстраиваются, если что-то не получается, если возникают проблемы. У всех огромное желание двигаться вперед - мы можем улучшить машину. Будем надеяться, что все получится.
- Какие ожидания перед "Гран-при Монако", который стартует уже через полторы недели?
- Будет очень нелегко: это сложная трасса - как с технической, так и с физической точек зрения. Надо туда приехать с правильными настройками. Мы постараемся сейчас решить все проблемы. Но команда работает с KERS первый год - и всех этих проблем, наверное, можно было ожидать. Это нормально.