17 января 2013, 15:40
Почему "Катерхэм" сначала не мог нарадоваться на партнера Виталия Петрова,
Хейкки Ковалайнен за последние три года стал выглядеть таким же неотъемлемым элементом команды "Катерхэм", как владелец команды Тони Фернандес и зеленый цвет болидов. Финский пилот, защищающий цвета коллектива с его первой гонки, пережил смену названия (напомним, изначально конюшня называлась "Лотус"), поставщика моторов и спортивного директора, уход на повышение главного конструктора и на пенсию – опытного партнера Ярно Трулли. Не слишком интересно было несколько лет подряд бороться за места в середине второго десятка, но зарплата в три миллиона долларов как-то скрашивала жизнь. И казалось, что вроде бы счастливая (руководство регулярно подчеркивало, как ценит вклад Хейкки в работу команды) совместная жизнь англо-малайского коллектива и финского пилота продолжится…
Но настала осень, а подписывать контракт с Ковалайненом никто не торопится. Более того – после объявления одним из призовых пилотов француза Шарля Пика финн оказался в самом хвосте претендентов на оставшееся место. После россиянина Виталия Петрова, голландца Гвидо ван дер Гарде и даже бразильца Бруну Сенны, которого вакансия в "Катерхэме", казалось, до последнего времени вообще особо не интересовала.
- Все было хорошо до "Гран-при Сингапура": я ждал, что со дня на день мне покажут черновик контракта, - рассказал финский гонщик Адаму Куперу, обозревателю британского журнала Autosport. - Это, кстати, вовсе не значит, что я предполагал увидеть в нем какую-то астрономическую сумму – я не требую себе огромной зарплаты. Но когда "Маруся" вышла на 10-е место в Кубке конструкторов, переговоры были резко приостановлены. По идее, в Бразилии, где команда вернула себе 10-е место, и процесс обсуждения контракта должен был возобновиться. Но ничего такого не случилось – что меня удивило. Впрочем, таковы правила игры.
Как известно, 10-е место – это не только круглая цифра, но и круглая сумма. Около 20 "лишних" миллионов долларов, которые получил "Катерхэм" при распределении по итогам года доходов от продажи прав на телевизионные трансляции "Формулы-1". А вполне мог и не получить, если бы россиянин Виталий Петров в последней гонке года не финишировал на лучшем в истории команды 11-м месте. Ковалайнен, кстати, тогда закончил заезд на бесполезной с точки зрения борьбы за призовые деньги 14-й позиции, сославшись на заминку во время пит-стопа и плохое сцепление шин с асфальтом на последних кругах. Получилось, что россиянин мало того что пополнил бюджет команды средствами собственных спонсоров, так еще и на трассе заработал деньги, которые можно теперь потратить на зарплату Ковалайнена. У многих болельщиков тогда возник логичный вопрос: так ли уж нужен "Катерхэму" финский пилот? Может быть, та же мысль посетила и Тони Фернандеса?
Адам Купер ставит акценты по-другому: дело не в том, удалось или нет Хейкки в той или иной гонке добраться до 12-й позиции, и не в том, сколько раз финн уступил Петрову в квалификациях - а в отсутствии прогресса у команды в целом. Ковалайнен частично подтверждает это, рассказывая, как развивался прошлый сезон:
- Вся команда в прошлом году ждала какого-то прорыва. И результаты первых гонок, уменьшение отставания от лидеров вроде бы доказывали, что такой прорыв возможен. В середине лета, примерно перед гонкой в Сильверстоуне, мы начали экспериментировать с конфигурацией выхлопной системы – и резко откатились назад.
Когда третий год подряд нет заметного прогресса, когда ситуацию не спасают казавшиеся таким ценным приобретением моторы "Рено" и разработанная в чемпионском "Ред Булле" система KERS, когда хотели научить жизни "Торо Россо", а сами едва колеса унесли от "Маруси" - это повод о многом подумать и многое пересмотреть. И даже если вроде бы нет сомнений в таланте, работоспособности и прочих достоинствах пилота, все три сезона управлявшего болидами команды, менеджеры поневоле начинают тщательнее к нему присматриваться. И не только к нему – в прицел сразу же попадают гонщики, которые могли бы заменить нынешнего лидера. Впрочем, Ковалайнен сам периодически поглядывал из "Катерхэма" на сторону – правда, ничего хорошего не увидел:
- Честно говоря, я ждал, что буду котироваться повыше на рынке пилотов. Дело не в том, готовы со мной разговаривать или нет – переговоры-то с более успешными командами мы вели. Но целью является подписанный контракт…
Подписанного контракта нет – а есть ли предпосылки к его подписанию? При всем уважении к талантливому финскому пилоту – в какой бы команде он ни выступал (вплоть до "Макларена", где Ковалайнен был партнером Хэмилтона в чемпионском сезоне 2008 года), везде результаты оказывались хуже ожидаемых. Единственная победа в "Гран-при" - и та свалилась Хейкки в руки на последних кругах гонки в Будапеште, когда сгорел мотор на "Феррари" лидировавшего с комфортным отрывом Фелипе Массы. При всем этом финн в прошлом году недвусмысленно проинструктировал менеджеров компании IMG (она ведет дела пилота) не пытаться искать деньги, которые помогли бы остаться в "Формуле-1". Впрочем, сам пилот говорит, что журналисты на страницах своих изданий воспроизвели его решение в упрощенном до искажения виде.
- Не то чтобы я вообще отказывался от поиска спонсоров. Просто я не вижу смысла покупать себе на год место в слабой команде. Если бюджет позволяет гарантировать себе место в сравнительно успешном коллективе на два-три года – это интересный вариант.
При этом Ковалайнен признается, что в данный момент – когда до старта гоночного сезона в самых престижных чемпионатах остается два месяца, а шансы заключить контракт с "Катерхэмом", мягко говоря, невысоки – у него нет никакого "плана Б", нет понимания, где еще он мог бы выступать в следующем сезоне. Его планы на будущее за пределами "Формулы-1" выражаются одной неопределенной фразой: "Надеюсь что-нибудь себе подыскать". Не кроется ли причина неудач Ковалайнена в этом неумении, а то и нежелании оперативно адаптироваться к меняющейся обстановке и планировать ситуацию хотя бы на шаг вперед, в склонности до последнего момента ждать хороших новостей – даже если всем вокруг ясно, что все пропало? Или финский пилот просто шире смотрит на вещи? Ведь после трех лет, каждый из которых принес тебе несколько миллионов долларов, остаться без работы – это отнюдь не конец света.
Кирилл КАЧНОВ по материалам Autosport