1 июля 2013, 20:00

"Гран-при Германии" угрожает бойкот

После воскресной гонки в Сильверстоуне, в ходе которой четыре пилота из разных команд стали жертвами взрыва левой задней покрышки, нынешний поставщик резины "Пирелли" снова оказался под огнем критики.

Напомним, что во время "Гран-при Великобритании" на огромной скорости покрышки взрывались у Льюиса Хэмилтона на "Мерседесе", Фелипе Массы на "Феррари", Жана-Эрика Вернье на "Торо Россо" и Серхио Переса на "Макларене", и лишь по счастливой случайности никто из пилотов, в том числе тех, кто ехал в непосредственной близости от жертв аварии, не пострадал. После финиша директор гонок от FIA Чарли Уайтинг признался, что был готов вообще остановить гонку красными флагами, ибо под угрозой оказались и маршалы британского этапа, очищавшие полотно от кусков резины и обломков кевлара.

НАСУЩНАЯ ПРОБЛЕМА

Комментарии пилотов были одинаковы – под угрозу поставлена их безопасность, и это требует немедленного решения. Хэмилтон признался, что испытывал довольно сильное желание сойти с гонки: "Честно говоря, не понимаю, почему я должен рисковать жизнью из-за этих чертовых покрышек!". Масса, в 2009 году чуть не расставшийся с жизнью из-за того, что в забрало его шлема на колоссальной скорости врезался кусок, оторвавшийся от другой машины, сказал: "Нынешняя ситуация, особенно в свете того, что нам предстоят гонки на таких трассах, как Спа и Монца, не может остаться без решения. В Спа и Монце взрывы покрышек, аналогичные тем, что случились в Сильверстоуне, могут привести к трагическим последствиям." Опасения бразильца подтвердил и трехкратный чемпион мира Ники Лауда: "Если резиновая лента, сорвавшаяся с колеса на громадной скорости, попадет в голову едущего следом пилота, ему может сломать шею".

Босс "Макларена" Мартин Уитмарш открыто дал понять представителям Sky Sport, что команды готовы бойкотировать "Гран-при Германии" в случае, если у них не будет гарантий безопасной езды. Также команды потребовали от FIA заменить предстоящие 17-19 июля в Сильверстоуне традиционные тесты молодых пилотов на тесты с участием призовых пилотов и шасси этого года, посвященные работе с резиной "Пирелли". "Проблему "Пирелли" нужно решить как можно быстрее, – заявил босс "Феррари" Стефано Доменикали. – И наиболее логичный выбор – замена теста для молодых пилотов на тесты для "Пирелли", причем именно в Сильверстоуне, ибо характеристики трассы – наличие быстрых поворотов, жестких торможений и предельно абразивное и очень требовательное к качеству резины полотно – позволят нам сделать хоть что-то, чтобы локализовать и попробовать решить насущную проблему".

ПРАВИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

Не осталась в стороне от кризиса и Международная автофедерация FIA. Ее президент Жан Тодт уже отправил в адрес директора "Пирелли" Пола Хембри вызов на заседание Рабочей спортивной комиссии (Sporting Working Committee – SWC), которое состоится в среду на Нюрбургринге накануне немецкого этапа. "Наш приоритет – безопасность пилотов, – сказал Тодт в интервью французскому Canal Plus. – Мы должны принять правильное, хорошо обдуманное решение, а не реагировать, исходя только из эмоций".

Эти слова Тодта – своего рода ответ некоторым боссам команд (читай – "Ред Булла"), которые больше других страдают от характеристик нынешней резины и требуют немедленного механического возвращения "Пирелли" образца 2012 года.

Напомним, что накануне "Гран-при Канады" "Пирелли" уже предлагали ввести в использование покрышки новой конструкции с кевларовыми вставками, препятствующими деламинации, но для этого требовалось единогласное решение всех команд, "Лотус" же и "Форс Индия" наложили на него вето. "Сейчас, когда речь зашла о безопасности пилотов, ситуация кардинально изменилась", – заявил Canal Plusбосс "Лотуса" Эрик Булье.

ВНУТРЕННЕЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

Кстати говоря, точная причина этой серии взрывов на британской трассе пока не выяснена. Инженеры команд и технические эксперты "Формулы-1" на данный момент пришли только к предварительному выводу: причина – комплексная. Хотя первоначально считалось, что взрывоопасная ситуация складывалась по причине особой конструкции поребриков Сильверстоуна, и многие пилоты, включая трехкратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля из "Ред Булла", получили от своих инженеров по радио строгие инструкции максимально избегать использования поребриков при атаках поворотов. Особенные нарекания вызвал поворот Эйнтри, выводящий болиды на прямую Веллингтон, а также связка Бэккетс – Чэпел, выводящая на Хэнгар страйт.

В защиту сильверстоунских поребриков немедленно выступил известный в прошлом пилот, а ныне президент Британского королевского клуба пилотов, которому принадлежит эта трасса, Дерек Уорвик: "Всё это ерунда! Эти поребрики используются с 2009 года, за это время по ним проехали тысячи машин. И если бы с ними было что-то не так, аварии, подобные воскресным, начали бы происходить гораздо раньше. Кроме того, трасса омологирована FIA и полностью соответствует требованиям федерации."

Однако позже специалисты пришли к выводу, что винить только поребрики неправильно. Причина взрывов – комплексная, включающая в себя в том числе поребрики, но наравне с ними в этом повинны более низкое в сравнении с другими трассами давление в шинах, а так же – как следствие – так называемые ударные волны, возникающие внутри покрышек.

Как бы то ни было, со стороны "Пирелли" пока никаких официальных комментариев не последовало. Исследование причин взрывов сейчас проводится на фабрике фирмы в Милане. Ответ итальянские специалисты пообещали дать в ближайшие 48 часов.

Директор "Пирелли" Пол Хембри заявил: "В Великобритании возникли проблемы, с которыми мы раньше не сталкивались. До тех пор, пока мы не проанализировали все данные, я не могу сказать большего, но до "Гран-при Германии" мы причины определим. Пока могу с уверенностью сказать лишь одно – абсолютно исключено, что причиной неполадок стал новый технологический процесс производства покрышек для "Формулы-1", внедренный нами перед этой гонкой. Как только мы разберемся в случившемся, будут приняты все возможные на данном этапе меры к тому, чтобы подобное не повторилось".

Вряд ли, однако, что-то кардинально в "Пирелли" успеют изменить уже в Германии, ведь гонка на Нюрбургринге состоится уже в этот уик-энд, и вся предназначенная для использования там резина, скорее всего, уже в пути. Однако резиновый кризис, судя по всему, достиг своего апогея, и оставлять проблему нерешенной не отважится никто. Вопрос лишь в том, каким будет выход.