Массовые протесты в США против расизма и насилия со стороны полиции затмили в мировой повестке даже тему коронавируса. Спорт подарил этим протестам главную форму выражения — согласные с митингующими встают на одно колено. Жест Колина Каперника, сделавший его знаменитым в спортивной индустрии, теперь поднимает игрока НФЛ до ранга Мартина Лютера Кинга — лидера движения за гражданские права темнокожих в США. Отныне ему не только посвящают свои куплеты рэперы Джей Зи и Кендрик Ламар, а президент США Дональд Трамп клеймит в твиттере... Спортсмены по всему миру стали вставать на одно колено, а подобная акция на первом этапе нового сезона «Формулы-1» может разобщить гонщиков.
Многолетний владелец «Формулы-1» Берни Экклстоун стал одним из спортивных хедлайнеров карантина. В 89 лет британец в четвертый раз стал отцом, а его цитата, что во многих случаях чернокожие могут быть в большей степени расистами, чем белые, вызвала невероятный шквал недовольства.
Шестикратный чемпион мира Льюис Хэмилтон не был в первой волне критиков, но высказался об Экклстоуне после неудачного для себя Гран-при в Австрии. Мол, его и раньше очень волновали вопросы расового равноправия, но Берни запрещал Льюису поднимать эту тему. По словам Хэма на одном из этапов он уже заготовил черный шлем с игровым номером Каперника, но бывший босс отговорил его от этой затеи.
Сейчас Берни имеет лишь статус свадебного генерала «Королевских гонок» (хотя после его неудачной фразы он может потерять и это положение), а его сменщик американец Чейз Кэри стоит горой за Хэмилтона и права темнокожих. Руководитель «Формулы-1» уже внес миллион долларов в фонд борьбы против расизма и поддержал акцию пилотов We Race As One перед началом первого Гран-при сезона-2020 в австрийском Шпильберге.
Кончилась эта акция совсем не так, как планировалось: 19 пилотов вышли на нее в футболках с надписью End Racism (Остановите расизм), а Хэмилтон — в манишке Black Live Matters. 14 гонщиков встали на одно колено в знак солидарности с протестующими в США, а 6 участников «Гран-при» остались стоять. Среди отказников — россиянин Даниил Квят, испанец Карлос Сайнс, голландец Макс Ферстаппен, монегаск Шарль Леклер, итальянец Антонио Джовинацци и финн Кими Райкконен.
После гонки это отказ вставать на колено обсуждали больше, чем обгоны Ландо Норриса, столкновение Хэмилтона и Алекса Албона или ранний сход с дистанции Ферстаппена... Сами гонщики вроде бы поняли друг друга, но за политкорректными комментариями, заверенными на самом высоком уровне, может скрываться явное недовольство друг другом. Не исключено, что эта история, задаст негативный фон всему сезону, который обещает быть крайне непредсказуемым.
Все началось в августе 2016-го. Во время предсезонных игр квотербек «Сан-Франциско» Колин Каперник демонстративно остался сидеть на скамейке запасных во время исполнения национального гимна. Журналисты обратили на это внимание только спустя несколько недель и обратились к неплохому игроку (точно не звезде НФЛ) за разъяснениями. Ответ спортсмена был шокирующим. Я не собираюсь делать вид, будто горжусь флагом страны, в которой ущемляют темнокожих и других цветных. Это важнее, чем футбол. На улицах валяются трупы, а кое-кому все сходит с рук", — после этой фразы о Колине написали все американские СМИ.
Спустя четыре дня после громкого заявления открытое письмо Колину написал экс-игрок НФЛ и отставной военный Нейт Бойер, воевавший в Ираке и Афганистане. Через день они встретились, и Бойер предложил Капернику изменить способ протеста. Гимн в США — это святое. Особенно для военных. Поэтому Бойер убедил Каперника, что надо вставать на колено, как это делают ветераны на кладбище в знак уважения к погибшим на войне сослуживцам. Нейт также нашел архивное фото Мартина Лютера Кинга, преклонившего колено на протесте за гражданские права в Сельме (Алабама) в 1965 году.
История получила красивое развитие. Каперника поддержал его партнер по команде Эрик Рид. Еще в ходе предсезонки они впервые вместе встали на колено во время гимна, чтобы привлечь внимание к проблемам расового неравенства и жестокости полиции. И продолжили делать так весь сезон. Каперника поддержали и другие игроки НФЛ (правда, многие поднимали руку, а не вставали на одно колено), а самое главное, что «зеленый свет» на это дал 44-й президент США Барак Обама. Если бы выборы 2016 года выиграли демократы, то все бы могло закончиться мирно. Но победа республиканцев во главе с Дональдом Трампом, который еще во время своей избирательной кампании обещал «проучить» Колина других футболистов, изменила ход истории.
«Разве бы вам не понравилось, если б кто-нибудь из владельцев клубов НФЛ, увидев, как кто-то не уважает наш флаг, сказал: «Сейчас же уберите этого сукиного сына с поля. Он уволен!». Знаете, один из владельцев так и собирается сделать. Он скажет: «Этот парень не уважает наш флаг, он уволен». И этот владелец клуба станет самым популярным человеком в стране на неделю», — выдал Трамп в 2017 году на выступлении со сторонниками в Алабаме...
Слова президента только усилили массовые протесты. Через день на колено встали больше 200 футболистов НФЛ, а ряд команд остались в раздевалке во время гимна. Ситуацию усугубил хозяин «Хьюстона» Боб Макнейр, который, комментируя протесты игроков, выдал неосторожное сравнение: «Нельзя, чтобы заключенные управляли тюрьмой». Футболисты раскритиковали владельца клуба, несколько человек бойкотировали тренировку, а перед выездным матчем с «Сиэтлом» большая часть команды встала на колено во время гимна. Обратный пример показал владелец «Далласа» Джерри Джонс. Он сел на колено вместе с командой.
Однако это волна продлилась не так долго. Коленопреклонение было запрещено как политический акт, а о Капернике стали забывать. Летом 2017 года он остался без контракта с «Сан-Франциско», а подписать его не решилась ни одна из других команд. На днях этому возмутилась главная звезда НБА Леброн Джеймс, у которого тоже есть личные счеты с президентом Трампом. «Считаю неправильным, что НФЛ до сих пор не извинилась перед Колином Каперником и он по-прежнему остается без работы. Да, сейчас они прислушиваются к мнениям людей, но мы не слышали официального извинения перед Каперником, который пожертвовал всем ради лучшего мира», — сказал Джеймс.
В августе прошлого года участники Панамериканских игр из США метательница молота Гвендолин Берри и фехтовальщик Рейс Имбоден встали на одно колено на подиуме. После этого национальный олимпийский комитет дисквалифицировал обоих на 12 месяцев условно. Однако после убийства Джорджа Флойда все развернулось на 180 градусов — «жест Каперника» стал одним из символов протестного движения Black Lives Matter, знаком покаяния перед темнокожими за годы дискриминации. На колено публично вставали и полицейские, и селебрити, и политики. После этого запрещать подобное в спорте было бы странным. И спортсмены активно пользовались послаблением, причем не только в США, но и во время матчей футбольных чемпионатов в Германии и Англии, а теперь и в «Формуле-1».
Наверняка, нас ждет интересное продолжение истории. Каперник же если не получит новый контракт в НФЛ этим летом, то наверняка найдет своим талантам новые применение. Колин сотрудничает Disney и пишет книгу. Возможно, уже скоро мы увидим его и в большой политике... Соперник Трампа на предстоящих выборах Джо Байден уже публично поддержал футболиста. Посетив церковь в своем родном штате Делавэр, Байден встал на одно колено перед афроамериканским комьюнити.