20 марта, 17:30
Никита Мазепин добился исключения из санкционных списков Евросоюза, об этом говорится в постановлении трибунала ЕС. Это случилось уже не в первый раз, поэтому гонщик не спешит радоваться. «Юридический процесс снятия санкций еще не завершен, но это, безусловно, важная веха для меня», — отметил экс-пилот «Хаас».
Никита Мазепин провел сезон-2021 в «Хаас» — самой слабой команде того чемпионата, но не выглядел безнадежно на фоне своего партнера Мика Шумахера. В следующем сезоне машина, профинансированная отцом Мазепина Дмитрием, поехала — но Мазепина убрали из команды после начала СВО весьма сомнительным способом, а деньги, по сути, присвоили. Впрочем, понять решение об увольнении можно: Мазепина, согласно санкциям, не должны были впускать как минимум в Великобританию, а со многими европейскими этапами стопроцентно возникли бы визовые проблемы. Кстати, Шумахера из «Хаас» в скором времени также уволили. Но уже по спортивным причинам.
Мазепин пошел защищать свое доброе имя в суд. И у него это успешно получается. Летом 2023 года санкции в отношении бывшего пилота «Формулы-1» со стороны Евросоюза были приостановлены. 2 марта 2023 года Европейский суд разрешил Мазепину въезд на территорию ЕС. Тем не менее Совет ЕС продлил санкции, после чего адвокаты Никиты подали новое заявление в суд. Вследствие чего решением от 31 июля Европейский суд повторно приостановил санкции. Мазепин получил возможность въезжать на территорию ЕС, вести переговоры с командами «Ф-1» и спонсорами и получать доход в связи с гоночной деятельностью.
Через полтора месяца сериал продолжился: 14 сентября 2023-го Совет ЕС постановил продлить санкции против Никиты Мазепина еще на шесть месяцев, а Европейский суд общей юрисдикции обязал немедленно приостановить их действие. Председатель Европейского суда общей юрисдикции издал 7 сентября 2023 года очередное постановление, предписывающее Совету ЕС приостановить санкции, если они будут продлены в отношении Никиты Мазепина.
«Совет ЕС злоупотребляет своими полномочиями, чтобы свести на нет четкие постановления председателя суда общей юрисдикции, — подчеркивал «СЭ» адвокат Никиты Мазепина Аарон Басс. — Это не что иное, как серьезнейший институциональный кризис. И для какой цели? Только чтобы наложить санкции, основываясь на вымышленных обвинениях и безотносительных или несуществующих доказательствах, на молодого спортсмена, который, как установил суд, никак не вовлечен ни в украинский конфликт, ни в бизнес, приносящий российскому правительству существенный доход».
Теперь же стало известно, что суд Европейского союза постановил аннулировать все санкции в отношении Мазепина-младшего, заключив наличие «неблагоприятных» родственных связей недостаточным основанием для введения каких-либо ограничений.
«Суд общей юрисдикции аннулирует акты о сохранении Никиты Мазепина в списках лиц, к которым применяются ограничительные меры. Семейная связь с отцом — российским бизнесменом Дмитрием Мазепиным — недостаточна для того, чтобы его считали связанным с отцом общими интересами и, следовательно, чтобы он сохранялся в этих списках», — сказано в постановлении трибунала.
Суд подчеркнул, что «критерий ассоциации», примененный в отношении Никиты Мазепина, «распространяется на лиц, которые связаны общими интересами». «В соответствии с устоявшейся судебной практикой этот критерий подразумевает наличие связи, выходящей за рамки семейных отношений, установленной с учетом набора достаточно конкретных, точных и последовательных признаков. При обстоятельствах настоящего дела суд считает, что Совет ЕС не доказал наличие такой связи. Связь между Никитой Мазепиным и его отцом никоим образом не установлена с точки зрения экономики или капитала, наличия общих интересов, связывавших их в момент принятия санкций», — поясняет суд.
«Я очень рад сегодняшнему решению и благодарен Европейскому суду за справедливое рассмотрение моего дела, — отметил «СЭ» Никита Мазепин. — Я понимаю, что юридический процесс снятия санкций еще не завершен, но это, безусловно, важная веха для меня».
В течение последних двух лет Мазепин участвовал в ралли-рейдах, в том числе в «Шелковом пути», и провел два сезона в азиатской серии «Ле-Ман». В декабре прошлого года команда 99 Racing, в составе которой помимо Никиты также выступают Луи Делетраз и Ахмад Аль-Харти, выиграла первый этап нового сезона серии. Он проходил в Малайзии, на знаменитой трассе «Сепанг».
«Ехать, безусловно, было очень тяжело, особенно в первые дни тестов, — отмечал Никита «СЭ». — К сожалению, времени провести за рулем до гонки было очень мало. Если смотреть на количество часов, то намного больше, чем обычно, было у меня, например, в «Формуле-1», но так как тут ты делишь время на троих гонщиков, на единичного гонщика времени остается достаточно мало. Но все-таки получилось вкатиться. Безусловно, еще много чего нужно улучшить и найти, и мой лучший круг сегодня, например, очень далек от своего потенциала. Но мы успели найти темп.
Гонка была интересной! Опять приходилось много чего нового изучать, потому что, во-первых, за год очень многое забывается. Во-вторых, все-таки у меня память о гонке формата «спринт», которая длится два часа, а не четыре. И гонки «Формулы» — они очень сильно отличаются по своей специфике. От того, как нужно водить, до того, как нужно общаться с инженером, как следить за резиной... И безусловно, смена гонщиков на пит-стопе, сами пит-стопы очень тяжелые по сравнению с «Формулой-1?. Поэтому проще было бы выступить на трассе, где проходили этапы в прошлом году. Но победа на первой гонке означает, что команда и гонщики, включая меня, хорошо сумели адаптироваться и адаптировались лучше, чем другие».
Однако стать чемпионами сезона у 99 Racing не получилось. По итогам двух заключительных гонок на трассе «Яс-Марина» в Абу-Даби в середине февраля 2024-го команда Мазепина стала вице-чемпионом в зачете LMP2. Это не позволило коллективу сохранить лидерство и получить путевку в марафон «24 часа Ле-Мана». Во Францию поедет команда CrowdStrike Racing by APR, в которой пилотировали американцы Колин Браун и Джордж Куртц вместе с датчанином Мальте Якобсеном.