6 ноября 2011, 11:37
"ДАКАР-2012"
Почти тридцать "Дакаров" прошло на Африканском континенте, прежде чем три года назад гонка переехала в Южную Америку. Специально для "СЭ" штурман одного из камазовских экипажей сравнил между собой две версии "Дакара".
Упоминая о раллийных штурманах, нередко используют синоним "сидящий справа". В гоночном грузовике крайнее правое кресло отдано механику, а штурман располагается по центру - поэтому привычное словосочетание уже не будет корректным. На стартующем 1 января "Дакаре" москвич Алексей Кузьмич впервые "усядется посередине": он заявлен штурманом на "КАМАЗ" казахстанской команды "Астана" (пилотом грузовика будет Артур Ардавичус). Но в правых, штурманских креслах внедорожников Алексей "отсидел" уже не один "Дакар" - и африканский, и американский, и даже отмененную в последний момент гонку 2008 года. "СЭ" попросил москвича сравнить между собой условия на разных сторонах Атлантики.
- Первое, что приходит на ум: в Африке все было более предсказуемо. К примеру, есть такая специфическая вещь как феш-феш. Это твердая песчаная корка, под которой очень мелкий песок, чуть ли не пыль. Мотоциклиста она, как правило, выдерживает, внедорожник - как повезет, а грузовик гарантированно проламывает ее колесами и увязает в песке. В Африке феш-феш встречался мне два-три раза за гонку, в Америке его было навалом, особенно на аргентинских этапах.
- Или возьмем песок. Африканский всегда "читается" более-менее легко: ты почти всегда можешь понять, где у бархана подтветренная сторона (там песок более рыхлый и выше риск завязнуть), а где, наоборот, наветренная (с более плотным песком, по которому и надо двигаться). В американских пустынях нередко попадается черный песок, на котором не видно следов и наветренную сторону не отличить от подветренной. Приходится ориентироваться по форме бархана, по разнице в крутизне склонов, а это, естественно, сложнее.
- С другой стороны, американские пустыни лучше просматриваются, здесь редко что-то или кто-то "появляется из ниоткуда", а в Африке такое случается сплошь и рядом. Там в ста метрах от тебя может стоять танковая дивизия, а будет казаться, что в радиусе пятидесяти километров нет никого и ничего.
- Еще одна вещь, которой не было в Африке и которая представляет определенную сложность в Америке, - каньоны. Ехать по ним сравнительно несложно, а вот быстро найти въезд в каньон удается не всегда. К примеру, ты чуть-чуть ошибся с курсом, отклонился за какой-то градус, но за несколько десятков километров это незначительное отклонение превратилось в приличный километраж. И вот ты упираешься в каньон, края которому не видно ни справа, ни слева. Однажды мы так потерялись, но наткнулись на мотоциклиста, знавшего, где находится въезд в каньон. И совершили своеобразный обмен: он нам показал точку въезда, а потом до самого финиша ехал за нами, то есть я работал штурманом и на него тоже...
- Нельзя не вспомнить о погоде, которая в Африке была гораздо более предсказуемой. Там ночные температуры могли быть ощутимо ниже дневных, но в Америке-то и в течение дня можно ощутить разницу в 20-25 градусов. Вплоть до легкого морозца и снега при пересечении горных перевалов. Настоящей проблемой могут быть ливни. Был случай, когда в дорожной книге написано: "ехать по руслу реки", а после сильных дождей там уровень воды такой, что проехать может только судно на воздушной подушке.
- После всего вышесказанного можно подумать, что гонщики и штурманы на "Дакаре" только и делают, что костерят Южную Америку и мечтают когда-нибудь вернуться в Африку. Это, конечно, не так. Во-первых, трудностей бояться - на "Дакар" не выезжать. Во-вторых, в Латинской Америке есть одно важное преимущество - люди. В Африке ты только и смотришь, чтобы у тебя что-нибудь не утащили. А если кто-то вызывается тебе помочь, то тут же озвучивает, сколько эта помощь будет стоить. В Америке все по-другому - тут люди искренне интересуются ралли, а если что-то случилось - помогают без каких-либо корыстных побуждений. Конечно, тут мало у кого в погребе лежит запасная полуось или сварочный аппарат, но тебе обязательно принесут воды, еды, фруктов. И пока не убедятся, что все в порядке, что ты можешь ехать дальше, будут стоять рядом - на всякий случай.
Кирилл КАЧНОВ