Россия

28 мая 2010, 03:00

Кто возглавит лигу, которой нет?

После скандала со "шпионской" аудиозаписью и отставки президента РФБ Сергея Чернова с поста исполнительного директора суперлиги стало ясно, что летом этого года наш чемпионат ждут серьезные перемены. Но какие именно? И кто будет эти реформы осуществлять? Корреспонденты "СЭ" задали по два вопроса руководителям всех девяти клубов дивизиона А суперлиги, а также высшим чинам РФБ.

1. Кто, на ваш взгляд, может стать новым исполнительным директором суперлиги?

Андрей ВАТУТИН, президент ЦСКА:

- Это вопрос не конкретной фамилии, а идеологии и силы воли нового руководителя. Его характера, желания сделать абсолютно новое соревнование. Это должен быть авторитетный для всех клубов управленец, чьи идеи будут поддержаны и реализуемы.

Виктор БЫЧКОВ, генеральный директор "Химок":

- Конкретной кандидатуры у меня пока нет. И вообще, на мой взгляд, реально управлять лигой должен не один человек, а клубы. Нужно создать совет, в который вошли бы представители всех команд и по принципу ротации этим советом руководили. Причем совет должен решать только глобальные вопросы. А для каждодневной работы следует сформировать аппарат наемных работников, которые отчитывались бы перед советом лиги, допустим, раз в месяц и которых в случае неудовлетворительной работы можно будет заменить. Таким образом, из управления суперлигой исключается личностный фактор.

Евгений БОГАЧЕВ, президент УНИКСа:

- Во-первых, у нас есть исполняющий обязанности главы суперлиги. До финиша этого чемпионата никаких кардинальных изменений делать нельзя. На переправе коней, как известно, не меняют. А во-вторых, говорить о том, кто будет руководить лигой дальше, есть смысл только после окончания сезона. К тому времени наверняка появится целый пакет предложений по реформированию чемпионата.

Геннадий ДРОЗДОВ, генеральный директор "Динамо":

- Пока не готов назвать конкретное имя. Признаться, четкого представления, кто точно справился бы с этой работой, у меня в данный момент нет.

Андрей ВЕДИЩЕВ, генеральный директор "Локомотива":

- Думаю, что сейчас не время обсуждать персоналии. Нужно достойно закончить чемпионат.

Станислав ЕРЕМИН, генеральный директор и главный тренер "Триумфа":

- Не знаю, кто бы мог стать новым исполнительным директором. Тут есть два основных направления. Первое - это не обязательно должен быть человек баскетбола. Пусть будет просто сильный менеджер, который наладит связи с телевидением и соберет вокруг себя команду для решения чисто баскетбольных вопросов. Второе - человек, который пользуется уважением у всех клубов. Но в любом случае конкретных имен я назвать не готов.

Алексей КАРВАНЕН, спортивный директор "Спартака":

- Очень сложный вопрос. Даже если думать над ним неделю, то все равно не придешь к правильной кандидатуре. Нужно подождать, пока появятся инициативные люди и предложат свои программы. Вот тогда уже можно будет что-то обсуждать.

Сергей ТИМОФЕЕВ, генеральный директор "Красных Крыльев":

- Предложений по кандидатуре у меня нет. Но хотелось бы, чтобы при новом руководителе суперлига вышла на новый уровень и Россия получила бы тот чемпионат, которого она заслуживает.

Владимир ПЕТРОКОВСКИЙ, директор "Енисея":

- Честно? Не знаю. Но очень хотелось бы, чтобы этот человек переживал за будущее российского баскетбола. Также нужно, чтобы он устраивал все клубы и не был зависим от какого-то одного.

Сергей ЧЕРНОВ, президент РФБ:

- Это решать самим клубам. Скажу только, что, на мой взгляд, этот пост должен занять современный человек с прогрессивными взглядами, способный в нынешней непростой ситуации консолидировать все клубы. Плюс, конечно, он должен иметь опыт менеджерской работы именно в баскетболе.

Карен ПОГОСЯН, и.о. исполнительного директора суперлиги:

- По существующему положению кандидатуру исполнительного директора утверждает президент РФБ. Значит, ему и принимать решение. Возможно, клубы захотят создать собственную лигу. Но для этого нужно изменить устав суперлиги. А это решение, хотя и принимается советом лиги, все равно должно быть одобрено руководством РФБ. Вообще я не сторонник того, чтобы мужские клубы дивизиона А как-то обособлялись. Это выглядит как пощечина всем остальным командам. К тому же непонятно, как при такой системе будет проходить Кубок России и как осуществлять обмен командами между элитным дивизионом и низшими лигами.

Андрей ШИРОКОВ, генеральный директор Единой лиги ВТБ:

- Вижу 4 - 5 достойных кандидатур, но называть конкретные фамилии, конечно, не стану. Ведь решать этот вопрос должны клубы. А я еще год назад отказался от работы в российской суперлиге, сосредоточившись на Единой лиге ВТБ. Но если говорить о качествах кандидата, то это должен быть человек, способный консолидировать клубы суперлиги и "вырулить" из нынешней кризисной ситуации. Гнаться за какими-то громкими именами я не стал бы. Просто нужен руководитель, который разбирался бы в реалиях российского баскетбола, обладал необходимым опытом в области маркетинга, построения отношений с телевидением и т.д. И при этом имел бы безупречную репутацию.

2. Какие реформы должны произойти в чемпионате России?

Ватутин: - Главное - сделать лигу независимой, провести изменения в уставе, создать четкую управленческую и маркетинговую структуру. Велосипед изобретать не нужно - достаточно изучить колоссальный европейский опыт. Самые серьезные проблемы - совместимость суперлиги и лиги ВТБ, упорядочение календаря, судейство, трансляции матчей по телевидению и в интернете, посещаемость игр.

Бычков: - В первую очередь нужно подготовить открытый бюджет лиги и сделать всю финансовую деятельность прозрачной. Также следует поддержать создание самостоятельной организации арбитров. Считаю, что клубы должны предпринять максимум усилий по улучшению имиджа российского баскетбола. У нас ведь и до этого скандала были проблемы. Чемпионат не имел хорошей аудитории, недостаточно освещался на телевидении, стал непривлекательным для потенциальных спонсоров. По большому счету в России о баскетболе стали писать только последнюю неделю. И уж лучше бы этого не было.

Богачев: - Лиге нужен более открытый механизм. А то получается, что клубы ежегодно платят приличные деньги, а за что именно - толком никто не знает. Мне как банкиру эта проблема бросается в глаза в первую очередь. Ведь банковская деятельность всегда тщательно проверяется независимыми аудиторскими компаниями. В суперлиге нужно ввести такую же практику - и тогда многие вопросы будут сняты. В том числе и те, которые возникли сейчас, после скандала: как распределяются деньги клубов, кто стимулируется, есть ли криминальная, коррупционная составляющая и т.д. Случай с аудиозаписью, установка прослушивающей техники - все это очень неэтично. Но, с другой стороны, этот скандал словно проколол гнилой нарыв. Когда все знают о происходящем, но не имеют доказательств - это одно, а сейчас ситуация совсем другая. Теперь вся общественность знает формулу "два свистка туда - один сюда". Меня поражает, что даже после этого скандала возникают случаи необъективного судейства. Во втором полуфинальном матче с "Химками" УНИКС 20 минут имел преимущество, а потом арбитры сомнительными свистками просто вывели команду из себя.

Дроздов: - С приходом нового руководителя должно прийти понимание: чего именно клубы хотят от лиги. В первую очередь нужно определиться с форматом чемпионата, сделать календарь более ритмичным. Необходимо сделать судейский корпус независимым от РФБ. То есть создать ассоциацию баскетбольных арбитров, как говорится в открытом письме. Нужен новый регламент и новый аппарат суперлиги, в котором решения принимались бы по принципу "один клуб - один голос".

Ведищев: - Прежде всего нужно определить стратегию и концепцию развития лиги. Клубы должны принимать непосредственное участие в принимаемых решениях, быть заинтересованными в каждом пункте регламента.

Еремин: - Первое изменение, которое напрашивается - реформа судейского корпуса. Он должен быть достаточно независимым. А политику по арбитрам должны определять руководители клубов - то есть те, кто и платит судьям зарплату. Влезать в каждую мелочь, конечно, не следует: надо дать людям спокойно работать. Но тех, кто однажды прокололся, мы должны строго наказывать. Вплоть до пожизненной дисквалификации.

Карванен: - Нужно сделать все для того, чтобы баскетбол развивался, а не пикировал, как сейчас. Девять команд в высшем дивизионе - это просто смешно. Кроме количества должно улучшаться и качество. Нужно привлекать тренеров из-за границы или молодых российских специалистов, которым федерация будет выплачивать какие-нибудь дотации. Одним словом, нужно помогать баскетболу двигаться вверх. То, что творится сейчас, - просто кошмар.

Тимофеев: - Предлагаю проводить чемпионат с участием 12 команд в три круга. 33 игры плюс плей-офф и еврокубки - это около 60 матчей за сезон для каждого клуба. Судейский корпус надо сделать полностью независимым как от руководства лиги, так и от клубов. Пусть арбитры получают хорошие деньги и качественно их отрабатывают. Также предлагаю расширить лимит на легионеров. А то сейчас российские игроки ставят перед клубами совершенно нереальные условия.

Петроковский: - Первое - изменить формулу чемпионата. Сделать турнир более ритмичным - а не три игры за семь дней и потом месяц перерыва, как сейчас - и понятным. Как для болельщиков, так и для самих клубов. Второе - увеличить количество команд минимум до 12. Третье - добиться, чтобы национальный чемпионат занимал первое место в рейтинге баскетбольных турниров, был приоритетным. Четвертое - создать устав лиги. Пятое - провести совместно с клубами анализ и понять, каким должен быть лимит на число иностранцев.

Чернов: - Это опять же вопрос к клубам. Они сами должны решать свою судьбу.

Погосян: - Нужно учиться зарабатывать деньги. Например, во всех цивилизованных странах лига продает телеканалам права на трансляции и делит прибыль между клубами. А в России чемпионат по телевидению показывается бесплатно. Наверное, что-то надо менять и в судейской системе. Впрочем, в этом вопросе меня сейчас больше волнует концовка нынешнего чемпионата, а не следующий сезон.

Широков: - Если смотреть правде в глаза, то нужно признать: на сегодняшний день никакой суперлиги у нас по большому счету нет. Вся ее нынешняя работа - назначать судей. А календарь клубы и сами между собой могут согласовать. Безусловно, необходимо отладить решение спортивных вопросов. Но эта работа, на мой взгляд, должна составлять лишь около 20 процентов от всех функций суперлиги. Остальное - коммерция, продвижение на рынке, телетрансляции. Изобретать велосипед не стоит. Есть прекрасный пример испанской лиги ACB, который полностью соответствует всем стандартам. Также сегодня всем очевидно, что лига должна быть полностью отделена от федерации. Я бы вообще провел полный ребрендинг лиги, сменив все - от названия до мельчайших деталей.

Хочу отметить еще один момент. Если и двигаться в сторону сближения чемпионата России и Единой лиги ВТБ, то только очень аккуратно и постепенно, продумывая каждый шаг. Этот процесс ни в коем случае не должен пойти в ущерб российскому чемпионату. Также надо учитывать реалии национальных лиг других стран, представленных в лиге ВТБ.

Отдел спортигр

Подозреваю, что многие из вас, прочитав ответы на первый из двух вопросов анкеты "СЭ", испытают вполне законное недоумение. Мол, зачем спрашивать, если никто не в состоянии ничего толком ответить? А если уж спросили - зачем такие ответы публиковать?..

Лев ТИГАЙ

А вот именно затем! Затем, что вопрос "кто вместо Чернова?" первым пришел мне в голову, когда пост главы суперлиги стал вакантным. И найти на него ответ оказалось действительно архисложно. Внятной кандидатуры нет до сих пор, хотя после внеочередного исполкома РФБ, на котором Чернов заявил об отставке, прошла уже целая неделя.

Во-первых, это должен быть человек, имеющий опыт работы в баскетболе. В столь непростом виде спорта трудно добиться чего-то существенного без знания нюансов.

Во-вторых, новый директор должен разбираться в спортивном бизнесе. Пусть не "от и до" (для тонкостей существуют помощники), но в основополагающих моментах - обязательно.

В-третьих, преемник Чернова должен обладать настоящим менталитетом руководителя. Умеющего и подбирать команду единомышленников, и слушать подчиненных, и наказывать их, и принимать решения, и отвечать за их последствия, и выдерживать давление со стороны, не метаясь из стороны в сторону. Человека мягкого наши клубы, боюсь, просто съедят, причем очень быстро.

В-четвертых, он должен быть просто честным и порядочным человеком. Иначе мы опять получим мутное "болото", выловить в котором свою рыбку (желательно золотую) пытаются все, кому не лень.

Наконец, в-пятых, этот человек должен согласиться занять должность, которую при нынешнем положении дел так и тянет назвать каторжной.

В памяти сразу всплывает диалог из романа братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу":

"- Нам нужен программист: а - небалованный, бэ - на 120 рублей, вэ - чтобы согласился жить в общежитии…

- А как насчет крылышек? Или сияния вокруг головы. Один на тысячу?

- Так нам всего один и нужен.

- А если их всего девятьсот?

- Согласны на девять десятых!"

…Шутки шутками, но с сильными руководителями в российском баскетболе (и не только в нем) дела обстоят ничуть не лучше, чем с небалованными программистами в СССР. Пусть не обижаются на меня в клубах и в РФБ - оспорить сей тезис практически невозможно. И опасность, что даже пресловутые 0,9 идеального исполнительного директора вскоре покажутся нам недостижимой манной небесной, вполне реальна.

Перебирая в уме немногочисленные имена тех, кто действительно мог бы добиться успеха, став во главе суперлиги, я всякий раз с сожалением осознавал: никто из них на эту должность не пойдет. Кто-то из-за отсутствия склонности к административно-руководящей работе, кто-то из-за нежелания бросать работу нынешнюю, кто-то потому, что для его карьеры это будет очевидный шаг назад, кто-то просто из чувства самосохранения. В своих мысленных поисках я зашел так далеко, что добрался до совершенно неожиданных кандидатур. Таких как Эмиль Голубев (помните его программу экономического переустройства российских спортивных клубов, опубликованную в "СЭ" в прошлом году?) и даже… Максим Астанин! Да-да, тот самый Астанин, голос которого звучит в скандальной аудиозаписи, давшей толчок всей этой истории, и который был уволен Черновым еще до пресловутого исполкома.

Когда заходит речь о смене какого-нибудь тренера или игрока, я часто пользуюсь одной универсальной формулировкой: нет вопроса, кого убрать, есть вопрос, кого поставить. Для данного случая она подходит на все сто. Это в отлаженной системе сам ее механизм способен "подтягивать" новых сотрудников вверх, на более высокий профессиональный уровень. Когда же речь идет о прорыве, о создании на практически пустом месте чего-то принципиально нового, рецепт может быть только один: новые сильные люди. Без них любой, даже самый благой и продуманный, замысел так и останется на бумаге.

10