Антон Понкрашов
Родился 23 апреля 1986 года в Ленинграде.
Российский баскетболист, разыгрывающий защитник.
Карьеру начинал в петербургском "Спартаке", причем в одной из детско-юношеских школ города тренировался вместе с Тимофеем Мозговым. Затем выступал за ЦСКА, "Химки", "Красные Крылья", "Локомотив-Кубань", "Красный Октябрь", УНИКС. Летом 2019 года перешел в "Зенит".
Чемпион России, обладатель Кубка России, чемпион Единой лиги ВТБ, вице-чемпион Евролиги. В составе сборной чемпион Европы (2007), бронзовый призер чемпионата Европы (2011) и Олимпиады (2012). На протяжении нескольких лет в сборную не вызывается.
– Антон, несколько дней назад вы выложили пост, в котором показывали телефонную трубку, и призывали РФБ вам позвонить. У вас есть объяснение, почему вас не вызывают в сборную? Есть ли у вас контакт с Сергеем Базаревичем?
– Интересная ситуация – вы не первый человек, кто задает мне этот вопрос, но я нигде не видел, чтобы журналисты задали этот вопрос самому Базаревичу. Я все жду, когда это произойдет, чтобы хоть ответ услышать и понять причину. Ведь он принимает решение. Последний раз по поводу сборной мы с ним разговаривали в 2015 году. Тогда он говорил, что не может дать мне ту роль в ней, которую я заслуживаю. Но мы, мол, не закрываем двери в сборную, сделаем паузу. После этого он меня не вызывал, даже когда, наверное, можно было. Для меня это странно. Сборной сейчас явно не хватает разыгрывающего, это видно всем, кто переживает за наш баскетбол.
– Аргумент: у нас в сборной смена поколений, а вам 33 года. С вами нет перспектив.
– Я понимаю любую позицию, но на кону отбор на Олимпиаду. Ехать должны лучшие, независимо от возраста. У нас ведь очень приличная команда, которая по подбору людей может бороться за медали. Просто есть очевидная проблема. И ее не хотят решать. Но это взгляд с моей колокольни, конечно.
– Вы с ним не ругались? Может, это личное? Бывает же такое в спорте – как у Черчесова с Денисовым, например.
– Не было такого. У нас каких-то особых отношений не было, чтобы ругаться. Я всегда очень уважительно относился к Сергею Валериановичу, он сильный специалист. Но эта ситуация для меня непонятная, даже смешная. В какой-нибудь другой стране это тупо невозможно.
– С ребятами из сборной у вас есть контакт, поддерживают?
– Да. Говорят, что меня не хватает, что я нужен.
– Смотрели прошедшие матчи сборной? Как вам происходящее?
– Смотрел матчи с Иорданией и Венесуэлой. Первые игры абсолютно непоказательны. Обидно проиграть дома Ирану, конечно. Тем более российских болельщиков не балуют играми сборной, это эксклюзивный продукт еще с тех пор, как я играл. После нашей успешной Олимпиады-2012 мы очень часто разговаривали на эту тему с президентом РФБ. Это же очень крутое событие – когда сборная играет при своих трибунах. Ну вот, прогресс – две игры дома провели.
– Правильно ли то, что сборная играла в Москве?
– Это к организаторам. Наверное, не так просто привезти топовые команды в Россию. Все любят играть в Европе. Но для развития баскетбола необходимо, чтобы сборная играла в регионах, в таких городах, как Пермь, Краснодар. Мне довелось выступать за сборную в Перми, вживую это было круто. Надеюсь, федерация будет двигаться в этом направлении.
– Прогноз на чемпионат мира дадите? Вы сказали о медалях, но поражение от Ирана не настраивает на такой расклад, если честно.
– Пожалуй, но команда только начала тренироваться. Сказывается отсутствие Шведа, Кулагина, Мозгова. Леша и Дима, надеюсь, присоединятся, помогут команде. Прогнозировать не буду, сейчас слишком ранняя стадия подготовки. Интересно посмотреть на прогресс сборной через две недели. С Испанией и Аргентиной уже будут показательные игры, когда команда будет готова на 85 – 90%.
Сильны ведь те, кто набирает по ходу чемпионата. У нас так с Блаттом было, начинали неидеально, но к концу были в оптимальных кондициях. Поэтому не стоит судить сборную по Ирану, слишком много звеньев отсутствует. Это я не говорю о Диме Хвостове, который был мотором последние несколько лет.
– Проблема с разыгрывающими очевидна, но по матчу с Ираном показалось, что нам еще тяжелее без центра. Заткнуть брешь из-за отсутствия Мозгова как-то можно?
– Тысяча процентов, что у Базаревича есть свое видение, много схем в голове, как это сделать. Не исключаю, что мы будем играть в два четвертых номера. Понятно, что Боломбой постарается заменить Мозгова. А дальше Зубков, Антонов или даже Ивлев будут помогать на позиции пятого. У нас здесь есть два варианта: либо ныть, как нам плохо без Мозгова, либо придумывать решение. Зная Сергея Валериановича – у него много вариантов, которые он будет пробовать в ближайших играх.
– Вы в межсезонье перешли из УНИКСа в "Зенит". Обе команды могли бы брать трофеи в России, если бы не ЦСКА. Как вообще заинтересовать человека со стороны в баскетболе, если он видит, что одна команда побеждает 20 лет?
– Сложный вопрос. Скажу по своему опыту: когда я приглашал людей на матчи, они потом после одного похода постоянно спрашивали билеты. Настолько нравилась игра. А вот на следующем шаге, когда они окунаются глубже и узнают команды – тогда они уже задаются вопросом, почему столько лет ЦСКА – чемпион. Главное и самое трудное – это болельщика привести. У меня получалось.
– Каким образом?
– Знакомых звал, в каких-то ресторанах с официантами подружился, предложил – и потом в течение нескольких лет почти перед каждым матчем приходила смс, нет ли лишних билетов. Иногда покупал за свои деньги. Мне хочется, чтобы людям был небезразличен баскетбол.
– С "Зенитом" реально разрушить монополию ЦСКА в российском баскетболе, вообще есть ощущение, что это событие все ближе? Или это как горизонт, который постоянно отдаляется?
– Если брать прошлый год, мы с УНИКСом выиграли оба матча у ЦСКА в "регулярке". Если бы мы обыграли дома "Парму", были бы первыми в таблице, не хватило одной победы. Сами ее отдали. То есть нельзя говорить, что лидерство ЦСКА уже такое безоговорочное. Как будет в следующем году, не предскажешь, потому что во всех командах серьезная перестройка. Могу вам сказать, что мы приложим максимум усилий, чтобы в "Зените" показать лучший баскетбол в своей истории. Будет очень сложно, сезон будет плотный, дебют в Евролиге. А это жесткое соревнование.
– С уходом из УНИКСа никакого прояснения не наступило, все прошло молча?
– Да, письмо из клуба так и осталось единственным. Ничего страшного. Бизнес, ничего личного. Я счастлив, что оказался в "Зените", в родном городе, и это большая честь – представлять клуб в самом важном сезоне в его истории на данный момент. Жду уже с нетерпением.
– Антон, этим летом уже провалилась женская сборная, которая не смогла пробиться на Олимпиаду. Вы тогда поддержали нашего ветерана Елены Барановой, которая говорила о засилье иностранцев в нашей лиге. Согласны, что и в мужском баскетболе есть такая проблема? И как ее решать?
– На самом деле, ситуация простая. Берем любой клуб Единой лиги ВТБ. У него есть тренер, российский или иностранный. Ему ставят задачу. Например, оказаться в полуфинале, выиграть еврокубок, условно. Тренер говорит: "Окей, сколько мы можем купить иностранцев?" Ему отвечают – лимит такой, что можешь взять восьмерых. Он, конечно, берет восемь иностранцев и добавляет шесть русских, как правило, опытных. Это уже 14 человек. Где здесь место для молодого игрока? Нужно ли тренеру их развивать, когда на кону работа, зарплата, результат? Ему нужно думать о выполнении задачи, а не игре сборной в 2024 году. Места молодым нет, их может развивать Родионов у себя в "Автодоре", Нижний Новгород, где тоже занимаются раскрытием талантов. Топ-клубы это сделать не могут.
По мне, есть два решения. Первое – Лига ВТБ обязана расширяться и включить новые российские клубы. Пусть с меньшим бюджетом, но заточенные на местных или просто юных баскетболистов. И второе – мы должны ввести лимит, который даст возможность молодым появиться в заявке.
– Некая отдельная статья о включении в заявку доморощенного игрока?
– Это проблему не решит. Нужно именно ужесточение лимита, сокращение числа иностранцев. Эта схема работала. Когда она была, сборная показала лучший результат за много лет, выиграв Европу и взяв бронзу на Олимпиаде. Это явный показатель. Мне могут говорить, что Швед вот вырос и так далее. Но извините, Шведов таких – один на миллион, он бы вырос с лимитом и без лимита.
– Просто лимит – все-таки искусственная штука. Его нет – пожалуйста, россияне, конкурируйте с легионерами, повышайте свой уровень.
– Я не против, если бы это работало. Красиво звучит, но на деле все не так. Мне сейчас хейтеры скажут – вот, русские не выдерживают, лимит просят. Но поймите, тут есть чисто техническая вещь. Чтобы прогрессировать, юниору надо тренироваться с лучшими – это верно. По логике ты варишься в одном котле с де Коло, Родригесом и берешь у них лучшее. Но при нынешней ситуации такой возможности просто нет. Я могу про УНИКС сказать, где молодые в 21 год не участвовали в двусторонке, там уже 12-13 человек без них набиралось. То есть они просто сидели на скамейке. Это ненормально.
Для конкуренции нужно хотя бы создать равные стартовые возможности. Много ли вы видите кадров, которые пробились через такую конкуренцию? При том, что у нас куча школ, всякие ДЮБЛ, дубль, молодежка, вторые команды. Все жалуются на спортшколы, но в российской системе человеку даже за 20 невозможно пробиться в большинство клубов, о чем мы говорим? Единственное решение – ужесточать лимит. Иначе мы придем к ситуации, когда в 2028 году в России просто не останется баскетболистов. И мы свалимся в дивизион В чемпионата Европы.