4 февраля 2019, 16:30
В юниорах наши все выигрывают, а потом переходят во взрослый биатлон и там теряются. Это уже почти общее место: так было на протяжении нескольких поколений подряд. Уж с чем, но с победами во младших возрастах у нас никогда особых проблем не было. Тем удивительнее, что спустя всего год после супер-успешного чемпионата в эстонском Отепя у нас вдруг наступил полный провал в словацком Осрбли. Вместо 15 медалей – всего две, вместо восьми побед – одна, и та в эстафете.
Junior men 4x7.5 km relay medalists:
– IBU Junior Cup (@IBU_Junior) 30 января 2019 г.
?Russia ??
?Germany ??
?Italy ??
(Photo: Evgeny Tumashov/IBU)#YJWCH19 pic.twitter.com/kFsJnKYobm
Если брать результаты по сезону, выступление в Осрбли получилось закономерным. Лучше всех из россиян смотрелся Саид Каримулла Халили. Он и в общем зачете юниорского Кубка IBU идет третьим, и на чемпионате мира поучаствовал в обеих наградах – в спринте стал вторым, в эстафете победил, а в гонке преследования обидно остался четвертым.
Кроме Халили, больше у нас никто в тройку юниорского тотала не входит. У девушек пятой идет Анастасия Кайшева, младшая сестра Ульяны. Она незадолго до чемпионата мира побеждала на этапах, но на главном старте провалилась – в обеих гонках не попала даже в 30-ку, это худшее выступление в сезоне.
Примечательно, что лидеры прошлого сезона – звезды чемпионата мира в Отепя Вячеслав Малеев и Анастасия Гореева – в этом сезоне в основной состав не попали. Оба – достойно выступали на юниорском Кубке IBU, но не получили права пробежать в Осрбли.
– В этом году Международный союз биатлонистов (IBU) продлил юниорский возраст еще на один год, – напомнил член правления Союза биатлонистов России Сергей Чепиков. – Поэтому ребята, которые должны были переходить во взрослый биатлон, смогли еще на сезон задержаться в юниорах. В их числе и наш Игорь Малиновский, но он не смог приехать в Осрбли из-за проблем со спиной.
- Но даже без Малиновского, две медали вместо прошлогодних 15 – это ли не провал?
– Нужно разбираться, конечно. В этом году подготовка команды началась только с середины июня. Сначала прошла конференция, в конце мая только выбрали президента СБР. Потом еще нужно было назначать тренеров, их помощников, сервисеров. На все это ушло время.
– Может, это просто поколение такое – гораздо слабее предыдущего?
– Я считаю, тут скорее проблема в методике. У нас в России очень много народу занимается биатлоном, но крайне низкие показатели перехода количества в качество. Ребят форсируют, загоняют еще до перехода во взрослый спорт. Только представьте: у нас в стране занимаются биатлоном около 15 тысяч человек. А на чемпионатах мира мы проигрываем Франции или Германии, где биатлон распространен только в горных регионах и им занимаются максимум 300-400 человек.
– Так может, все и хорошо: наконец, мы имеем не форсированных юниоров, которые теперь спокойно раскроются во взрослом биатлоне?
– В этом возрасте действительно сезон на сезон не приходится. Можно один год бежать очень быстро, а потом чуть переберешь – и уже все не так хорошо. Очень многое зависит от тренера, чтобы он вовремя внес коррективы. Плюс, я считаю, нам нужно на законодательном уровне вернуть систему спортивных интернатов, где могли бы полноценно тренироваться и учиться молодые спортсмены, как это было до 1989 года.
Two misses for Russia's Vasilii Tomshin #YJWCH19 pic.twitter.com/vuENi6Ita7
– IBU Junior Cup (@IBU_Junior) 2 февраля 2019 г.
Юниорские медали и, тем более, юношеские медали далеко не гарантируют карьеры во взрослом биатлоне. Тем не менее, они позволяют оценить талант и выявить сильные стороны. Так, например, за последние лет пять чемпионами мира среди младших возрастов были практически все, кто сейчас выступает в основе нашей команды – Александр Поварницын, Эдуард Латыпов, Евгения Павлова, Ульяна Кайшева, Валерия Васнецова.... Список, в принципе, можно продолжать. Еще около десятка звездных в прошлом юниоров готовятся в резерве и в любой момент могут пробиться на Кубок мира. Самый яркий пример – Игорь Малиновский. Самый титулованный юниор мира пока не в основе, но уже на самых ближних подступах к ней.
Есть, конечно, и такие, для кого юниорские медали так и останутся главными в карьере. Ярослав Костюков в 2014-м выиграл два золота, в том числе и в личной гонке, но сейчас не рассматривается даже как резервист. Двукратный чемпион мира Дмитрий Шамаев увяз в сборной Удмуртии и пока известен, в основном, тем, что этим летом спас жизнь человеку в аэропорту Астаны – распознал приступ эпилепсии и оказал первую помощь до приезда "Скорой".
Напротив, например, Екатерина Юрлова-Перхт в юниорском биатлоне вообще почти не выступала – слишком поздно пришла из лыжных гонок. Что не помешало ей выиграть чемпионат мира и стать лидером команды. А вот Александр Логинов "звездил" уже с юных лет – он четырехкратный чемпион мира и пятикратный чемпион Европы среди юниоров.
В целом, конечно, если дело действительно в том, что раньше юниоров форсировали, а при новом руководстве – перестали, две медали Осрбли можно только приветствовать. Вот только убедиться, так ли это на самом деле, мы сможем в лучшем случае через пару лет.