5 декабря 2011, 00:55

А ведь Зубков еще не на пике!

КУБОК МИРА

Вчера в австрийском Иглсе завершился первый этап Кубка мира сезона-2011/12. Победу в турнире четверок одержал экипаж Александра Зубкова, поддержавший победный ритм сборной России, заданный скелетонистами - Ольгой Потылицыной и Александром Третьяковым.

Сергей БУТОВ
из Иглса

Итоги субботнего турнира в двойках заставили крепко задуматься о будущем. Победу в нем одержал швейцарский пилот Беат Хефти - ныне один из лучших "двоечников" мира. Впрочем, секрет его успехов едва ли следует искать в мастерстве пилотажа. Дело в том, что после Олимпиады в Турине Хефти решился на революционный шаг, пересев с места разгоняющего на место пилота. Созданный им экипаж-двойка представлял собой не привычное сочетание "пилот-разгоняющий", а принципиально новый гибрид - "разгоняющий-разгоняющий". К концу прошлого олимпийского цикла Хефти пилотировать научился, однако его коронкой был и остается невероятный на фоне остальных разгон, в котором швейцарцу ассистирует Томас Лампартер.

Старт нового сезона в Иглсе продемонстрировал, что за экипажем "разгоняющий-разгоняющий" будущее бобслея. Спорить можно лишь о том, насколько это будущее - ближайшее. Впервые за долгое время Хефти с Лампартером не стали авторами лучших разгонов, хотя в обеих попытках показали привычные для себя секунды: 5,01 и 5,00. Лучшим стал латышский экипаж в составе Оскарса Мелбардиса и Даумантса Дрейскенса: 4,96 и 4,97. Причем их разгон в первой попытке стал новым рекордом трассы в Иглсе. Прежний около 12 лет принадлежал экипажу великого немецкого пилота Кристофа Лангена.

За успехами экипажа Мелбардис/Дрейскенс легко угадывается рука известного в прошлом советского пилота Сандиса Прусиса, ныне - главного тренера сборной Латвии.

Прусис, возможно, раньше остальных понял всю перспективу двойки "разгоняющий-разгоняющий". Именно Прусис фактически изгнал из сборной ведущего латвийского пилота Яниса Мининса, признанного в Латвии лучшим спортсменом 2009 года за бронзу на мировом первенстве. Мининс на пике своей карьеры вынужден тренировать женскую сборную Бельгии, а его место в команде занял Мелбардис, по иронии судьбы долгое время бывший его разгоняющим.

Мелбардис-пилот пока что далеко не Зубков. Совсем не Зубков. Ездит, как бог на душу положит, но все равно прогрессирует от старта к старту. В Иглсе Мелбардис добился лучшего результата в карьере - стал четвертым. А короткая трасса тому сильно поспособствовала. С разгоном в 4,96 латыш мог себе позволить ехать юзом хоть всю дистанцию и не сомневаться в том, что окажется в шестерке сильнейших.

Впрочем, пересадив Мелбардиса в кресло пилота, Прусис на этом не успокоился. В субботу дебютировал на Кубке мира еще один латвийский экипаж под управлением бывшего брейкмена. Угис Жалимс еще в феврале на чемпионате мира в Кенигзее разгонял в четверке Эдгарса Маскаланса, но уже в межсезонье катался на трассе в Сигулде пилотом. В субботу Жалимс наошибался, стал 24-м, не пробившись во вторую попытку. Но его с Райвисом Цирупсом разгон - 5,02 - вызвал серьезный резонанс. До Олимпиады в Сочи еще фактически три долгих сезона, и за это время юные (по стажу) латвийские пилоты способны сильно прибавить.

Перспективность направления мысли Прусиса подтвердил мне один из самых уважаемых в мире тренеров по старту Семен Макаров, работающий с экипажем Зубкова. Более того, по информации Макарова, Международная федерация бобслея и скелетона в неофициальном порядке заказала конструкторскому бюро братьев Зингер 20 монобобов. Значит, не за горами соревнования (пускай экспериментальные) бобов-одиночек. А в них, судя по всему, скоростная подготовка будет превалировать над мастерством пилота.

Но если в Сочи никаких монобобов можно не ждать, то вот экипажи "разгоняющий-разгоняющий" в олимпийском турнире двоек вполне могут превратиться в головную боль для традиционных экипажей "пилот-разгоняющий", каковых в караване Кубка мира пока абсолютное большинство.

Бороться с Хефти и Мелбардисом в Австрии смогли лишь те привычные лидеры, что сумели минимизировать отставание на старте. А сумели только те, кто к этому готовились специально. Скажем, немец Томас Флоршутц сбросил собственный вес до 93 кг, благодаря чему его знаменитый разгоняющий Кевин Куске смог набрать около 120 кг. Мощь Куске позволила немецкому экипажу стартовать почти вровень с Хефти и Лампартером: 5,04 и 5,03.

Осунулся в межсезонье американец Стивен Холкомб. Вместе с Джастином Олсеном Холкомб, уже без привычного для себя пивного живота, дважды толкнул по 5,06. Пятым стал в субботу крепкий середняк из Монако Патрис Сервель, призвавший под свои знамена широко известного в узких кругах брейкмена Ласселеса Брауна - родившегося на Ямайке, но успевшего получить канадский паспорт.

Россия внимательно изучает швейцарско-латвийский опыт, но не более того. В свое время пробовался пилотом призер чемпионата мира в экипаже Зубкова Роман Орешников (увы, Роман не попал в этом году в команду и закончил со спортом, устав бороться с травмами). Но эти пробы пера оказались малоэффективными. Без собственной трассы, где начинающему пилоту можно было бы вести почти круглосуточную подготовку, они фактически обречены. Поэтому россиянам остается в ближайшие три года рассчитывать только на опытных пилотов и проверенных задних разгоняющих, которые сами по себе - товар штучный.

Нашествия "перевербованных" в пилоты разгоняющих можно не опасаться в обозримом будущем разве что в четверках. Брейкменов в экипаже и так в три раза больше, чем в двойках, да и отработка действий на разгоне четверых спортсменов нужна поистине ювелирная. Такую ювелирную работу продемонстрировала вчера четверка Зубкова с Филиппом Егоровым, Дмитрием Труненковым и Николаем Хренковым. Если в первой попытке время россиян - 5,01 - сумели на 0,01 улучшить американцы во главе с Холкомбом, то во второй сразу обоим экипажам удался выдающийся разгон - 4,99. Суперстарт!

Дальше все зависело от мастерства пилотов и скоростных качеств бобов. С обоими компонентами оказался полный порядок у Зубкова, выигравшего у олимпийского чемпиона в этой дисциплине шесть "соток". Порадовала и новая четверка Йохана Вальнера, в обеих попытках развивавшая одну из лучших максимальных скоростей.

Отличный старт сезона для Зубкова и его команды неожиданностью не стал. Однако тот же Макаров считает, что лучшие скорости у команды еще впереди. Первый из двух пиков сезона должен прийтись на начало января, когда в немецком Альтенберге состоится европейское первенство.

Здорово выступил вчера еще один российский экипаж - Александра Касьянова (он выступал на новом "зингере"), навязавшего Флоршутцу борьбу за третье место на "сотках". Чуть мастеровитее оказался немецкий пилот, но отрадно, что команда Касьянова в составе Алексея Негодайло, Максима Белугина и Петра Моисеева перебегала немцев на старте (5,07 и 5,02). Здоровая конкуренция между тройками разгоняющих двух экипажей может привести только к одному - скорости возрастут у обеих.

1-й этап Кубка мира. 3 декабря. Бобслей. Мужчины. Двойки. 1. Хефти/Лампартер (Швейцария) - 1.44,24 (52,20 + 52.04). 2. Флоршутц/Куске (Германия) - отставание 0,12 (52,33 + 52,03). 3. Холкомб/Олсен (США) - 0,18 (52,26 + 52,16). 4. Мелбардис/Дрейскенс (Латвия) - 0,48 (52,29 + 52,43)… 9. ЗУБКОВ/ТРУНЕНКОВ - 0,82 (52,62 + 52,44). 10. КАСЬЯНОВ/БЕЛУГИН - 0,96 (52,83 + 52,37)… 20. ГОРЛАЧЕВ/МЕЛЕШКИН - 1,62 (53,09 + 52,77).

4 декабря. Четверки. 1. ЗУБКОВ/ЕГОРОВ/ТРУНЕНКОВ/ХРЕНКОВ - 1.43,05 (51,56 + 51,49). 2. Холкомб/Олсен/Лэнгтон/Томашевич (США) - 0,06 (51,65 + 51,46). 3. Флоршутц/Рестиг/Куске/Блашиг (Германия) - 0,36 (51,77 + 51,64). 4. КАСЬЯНОВ/НЕГОДАЙЛО/БЕЛУГИН/МОИСЕЕВ - 0,38 (51,77 + 51,66). 5. Маскаланc/Дрейскенс/Брок/Дамбис (Латвия) - 0,44 (51,84 + 51,65)… 19. ГОРЛАЧЕВ/СЕЛИХОВ/ХУЗИН/ПРУДНИКОВ - 1,54 (52,73 + 51,86).

Александр Зубков: "Хотели толкнуть из пяти секунд – толкнули"

Залогом победы четверки Александра Зубкова стала не только мастерская езда пилота, но и прекрасный старт, который показали его разгоняющие: Филипп Егоров, Дмитрий Труненков и Николай Хренков. Во втором заезде они сумели на разгоне выбежать из 5 секунд.

Сергей БУТОВ из Иглса

- Семен Макаров, который отвечает в команде за стартовый разгон, сказал мне, что 4,99 для вашего экипажа далеко не предел. И что по ходу сезона команда в старте должна только прибавлять. Это так?

- Да. Мы готовимся к январю - к чемпионату Европы. Именно там мы должны показать максимальный результат на разгоне. Сегодня перед нами стояла задача толкнуть из пяти секунд. Задачу выполнили. Так что все идет по плану. Главное, обойтись без травм.

- Вы говорили, что перед началом сезона стартовали здесь, в Австрии, 5,01.

- Да, это случилось на этапе Кубка Европы. Уже тогда меня устраивал прогресс, которого мы добились. Ведь еще никогда в начале сезона мы не были так быстры. Помню, в прошлом году в Австрии у нас было 5,03. Я думаю, залог таких результатов - летняя работа. Она оказалась очень плодотворной. Будем двигаться вперед. База у нас хорошая.

- Механик сборной Йохан Вальнер очень радовался победе. Его четверка показала себя с хорошей стороны?

- Да.

- Почему не получилось побороться за высокие места в двойках?

- Пробую разные настройки, экспериментирую. Как раз сейчас занят тем, что готовлю машину под Дмитрия (Труненкова. - С.Б.). Видимо, не все успел к Австрии. Но уже к следующему этапу Кубка мира во Франции ситуация может измениться. У меня много мыслей и идей и на этот счет. Дайте время.

- Уточните, вы выступали на старой двойке - "виммере", на которой вы стали чемпионом мира?

- Да, это моя боевая машина. Но я ее немного переделал. К тому же шел не на боевых коньках. Поставил другие - интересно было посмотреть, как они себя поведут. К сожалению, высокой скорости они не показали. А трасса здесь короткая. Ликвидировать отставание в скорости было тяжело.

- Первый этап Кубка мира позади. Удивил ли вас кто-то из соперников?

- Пожалуй, разве что Патрис Сервель из Монако в двойках. Очень хорошо отработал на старте и четко прошел дистанцию. Стал пятым - прекрасный для него результат. Похоже, в двойках одним серьезным соперником у меня стало больше.