Пока на чемпионате мира в Лейк-Плэсиде наступил перерыв между двумя соревновательными неделями, очень кстати подоспели новости из Сочи. На олимпийской санно-бобслейной трассе наморозили первый лед. Уже в субботу его - первыми в мире - могут опробовать российские пилоты.
Сергей БУТОВ
из Лейк-Плэсида
Холодильники на трассе включили в понедельник. Для наблюдения за льдом в Сочи все последние дни съезжались международные эксперты, в том числе из Парамонова. Если все пойдет хорошо, 25 февраля состоятся исторические заезды. Члены сборной России Дмитрий Абрамович и Алексей Горлачев начнут испытания в рамках так называемой внутренней (за рубежом говорят, национальной) гомологации. В воскресенье из Лейк-Плэсида в Сочи улетел другой известный в прошлом пилот Евгений Попов, ныне механик российской сборной.
Задача испытателей - пройти за несколько дней трассу, от юниорского до взрослого стартов. Затем будет составлен отчет в Международную федерацию бобслея и скелетона (FIBT), которая вынесет свое заключение и предложит поправки, необходимые для проведения международной гомологации, запланированной на период с 4 по 10 марта. На нее в Сочи приедут лучшие российские пилоты, в том числе Александр Зубков, и некоторые иностранные.
Экипажи проедут. Будут замечания. Обязательно будут замечания. Возможно, будет критика. Принимать ее следует как должное - ни одна санно-бобслейная трасса в мире еще не была построена "под ключ".
Судя по всему, в конце марта в Сочи состоятся и первые официальные тестовые соревнования - чемпионат России. Хотя вокруг судьбы этого турнира одно время ходила взаимоисключающая информация, он уже вписан в календарный план министерства спорта со всеми вытекающими расходами. Возможные претензии со стороны FIBT в данном случае особого значения не имеют - внутреннее первенство мы можем проводить самостоятельно.
Наиболее принципиальными являются вопросы безопасности. В свое время олимпийскую трассу в Уистлере спроектировали, исходя из расчетов, что скорость там будет колебаться в районе 135 км/ч. На самих же Играх она превышала 150 км/ч, и многие открыто говорили, что это перебор. Безопасность спортсменов (особенно после смерти Нодара Кумариташвили в Уистлере) заботила и строителей сочинской трассы.
- Я тоже помню разговоры о 135 км/ч в Ванкувере, - сказал тренер российской сборной Олег Сухорученко, еще недавно работавший в "Олимпстрое", построившем сочинскую трассу. - Однако уже с женского старта экипажи поехали со скоростью 140 км/ч. В мужских двойках скорость достигла 146 км/ч, причем без разгона. В Сочи таких скоростей быть не должно. Во-первых, есть разница в перепаде высот в Уистлере и в Красной поляне. В Канаде было 152 м, в Сочи, кажется, 136 м. А во-вторых, в интересах безопасности в Сочи создавали контруклоны, где скорость хорошо гасится. В частности, мощные контруклоны расположены с 5-го по 6-й вираж и с 14-го по 15-й. Есть небольшой контруклон с 10-го по 11-й вираж, там экипажи будут терять примерно 5 км/ч.
Гомологация - процесс ответственный и дотошный и не всегда проходит гладко. На не обкатанных еще толком виражах может случиться всякое. Те же падения. Во время испытаний в Ванкувере очень сильно упал Зубков, разбивший свой боб. Падали и другие, в том числе те, кто уже забыл, что это такое. Олимпийский чемпион Нагано-1998, двукратный чемпион мира канадец Пьер Людерс до 2007 года обходился без падений на протяжении восьми (!) лет. Однако в первом, ставшем историческим, заезде в Уистлере 19 декабря 2007-го Людерс положил боб на седьмом вираже. К слову, этот вираж с тех пор носит его имя - "петля Людерса".
- Мы с Зубковым упали на одном и том же вираже, - улыбался Людерс в Лейк-Плэсиде. - То, что вираж назвали моим именем, а не его, просто совпадение - ведь я упал раньше.
Во время первых испытаний в Уистлере была сделана знаменитая фотография, где Людерс в бобе - вылитый памятник Медный всадник, оторвавшийся от земли. Передние коньки боба взлетели в воздух более чем на метр.
- Тот полет случился в одном из первых спусков, когда трассу пролили льдом начиная лишь с 11-го виража, - вспоминал Людерс. - Коньки попали в стык между бетонными плитами, на которых оказалась разной толщина льда. В ходе гомологации такое случается. Это быстро исправили.
Людерс, которому доверяли испытывать трассы в Нагано, Турине и Ванкувере, считает данную миссию почетной. И эффективной с точки зрения подготовки к играм. Каждый лишний спуск, считает канадец, может напрямую повлиять на итоги олимпийского турнира.
- В Уистлере я сделал 170 спусков, включая сами Игры. - Эту информацию от Людерса российские пилоты должны выписать в свои ежедневники. - Однако могу сказать, что этого было недостаточно. Я неправильно к этому отнесся - положился на свой опыт участника пяти Олимпийских игр. Если есть возможность, нужно кататься как можно чаще. 300 спусков - да, думаю, этого достаточно. Даже более чем. Каждый заезд дает тебе ценную информацию. Ты уже знаешь любой сценарий. Знаешь, каким будет выход с виража, если в него войти одним образом или другим. Можешь подобрать сразу несколько комплектов полозьев. Если повезет, будешь знать, какой из них использовать в тех или иных погодных условиях. Можно подобрать оптимальные полозья даже для разного качества льда - от этого напрямую зависят скорости. В этом для россиян и должно заключаться преимущество домашней трассы. Когда в запасе у пилота есть, допустим, 50 спусков, лучше сделать еще 15. Потому что во время Игр тот, кто это сделал, условно говоря, завоюет бронзу, а кто нет - останется четвертым.
Вопрос преимущества своего поля, безусловно, является одним из ключевых для российских специалистов.
- Все эти мысли о том, что мы сделаем в Сочи неудобный для других лед, что свет какой-то необычный сделаем, - это все фантазии дилетантов, - категоричен старший тренер сборной по старту Семен Макаров. - Единственное наше преимущество состоит в том, чтобы проехать по трассе в десять раз больше, чем все остальные. А лучше - в двадцать. Для этого необходимо в следующем сезоне пожертвовать Кубком мира. Смело пропускать какие-то этапы ради того, чтобы оставаться в Сочи. И кататься, кататься, кататься. Основным экипажам делать по шесть заездов в день. Посмотрите на американца Холкомба: человека не было видно в двойках весь сезон, а приехали на чемпионат мира - и он всех разделал.
Еще важно не бить в Сочи рекорды гостеприимства, - считает Макаров. - Иностранцам положено приехать на тренировочную неделю - приедут. Положено сделать несколько заездов во время Кубка мира - сделают. Не нужно только устраивать фестиваль "все флаги в гости к нам". В противном случае у нас вообще никакого преимущества в Сочи не будет.